Культура

Святых поместили в особый климат


версия для печати
В Эрмитаже 6 марта открылась новая постоянная экспозиция, посетители музея смогут увидеть более восьмидесяти древнерусских икон.
Святых поместили в особый климат Фото: Галина Артеменко / MR7

В Эрмитаже 6 марта открылась новая постоянная экспозиция — из фондов музея извлечены и представлены публике в новых особых витринах более 80 древнерусских икон. Собрание иконописи начало формироваться в музее в 1941 году — тогда открыли отдел истории русской культуры. Но уже после Великой Отечественной войны в Эрмитаж поступили сотни экспонатов — это было в 1950—1970-х годах в результате экспедиций музейщиков в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области.

«Музейные сотрудники привозили иконы из дальних мест, весной и осенью эти деревни и поселки были особенно труднодоступны из-за дорог, из-за разлива рек, к тому же музейщикам выделялось очень небольшое количество средств, и на эти же самые суточные надо было нередко и обоз нанимать, чтобы вывезти вещи, приходилось и самим снимать иконы с иконостасов», — рассказала Анна Иванникова, научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Она добавила, что бывало и так, что музейщики потом возвращались туда, где еще оставались иконы, но ценностей уже не было. Все эти истории в свое время были описаны Владимиром Солоухиным в его книге «Черные доски» — когда иконы доставались не только собирателям, а мародерам.

Многие иконы из новой эрмитажной экспозиции происходят из тех храмов, что были закрыты и уничтожены еще в 20−30-е годы минувшего века. Среди икон, которые теперь можно увидеть в Зимнем дворце, в залах 143−146 — настоящие жемчужины: например, новгородская икона начала XV века Святого Николы, икона Богоявление из Пскова, созданная в XIV веке.

Представлены в экспозиции и хранящиеся в Эрмитаже золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря, украшенные виртуозной ажурной барочной резьбой, так называемой флемской резью.

В Эрмитаже особо подчеркнули, что все экспонаты помещены в витрины нового поколения. Поскольку иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности и чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, то здесь была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха.

Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах онлайн. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей