Истории

Ленобласть сможет превратить мусор в безопасное топливо

В Петербурге состоялся круглый стол, посвященный «мусорной» проблеме, которая в последние дни вызывала негодование общественности. Эксперты и чиновники обсудили перспективы строительства завода для переработки мусора в топливный гранулят SRF на месте отработанного карьера «Островский» в Ленинградской области и уменьшения размера полигона для отходов.

Досадная ошибка

Вопросы к строительству завода для переработки мусора возникли недавно, когда чиновники Ленобласти опубликовали обновленную территориальную схему обращения с отходами. Изучившие ее активисты обнаружили, что на участки Воронцовского и Островского карьеров намерены отдать под мусорные полигоны и завод для переработки отходов в топливо. Чиновники уверяли, что завод сможет перерабатывать в топливный гранулят до 500 тысяч тонн отходов в год.

Свозить мусор предполагалось не только из области, но и из Петербурга. Ежегодно Петербург производит примерно 2000 тонн мусора. Еще примерно 711000 тонн мусора «дают» жители Ленобласти. В переработку идет малая его доля. Основная же часть отходов отправляется на полигон.

Активисты возмутились, подсчитав, что два карьера — это 400 гектаров, которые превратятся в две масштабные свалки. Кроме того, буквально в трех километрах от Воронцовского карьера расположен поселок Подгорное. Местные жители, узнав о планах чиновников, тоже потребовали «не допустить экологической катастрофы».

Очень быстро выяснилось, что Воронцовский карьер, упомянутый в областной территориальной схеме обращения с отходами, попал в нее по ошибке. Он, признают чиновники, входил в схему, но в 2015 году. Позднее было принято решение, что строить на этом участке полигон нельзя, но исключить карьер из схемы позабыли. Ошибку исправили, и в терсхеме остался только Островский карьер, на месте которого и предполагается строительство завода. К слову, территория Островского находится дальше от поселков: в шести километрах от Подгорного, в 12 километрах от Ольшаников, в 16 километрах от посёлка Огоньки и в 27 — от Зеленогорска.

Не помеха, а ресурс

Очевидно, что мусорные свалки вредят экологии. Как подсчитал доцент Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства СПб ПУ имени Петра Великого, замдиректора института по общим вопросам Александр Чусов, с 1985 года по 2015 год экологический ущерб, который каждый житель Петербурга наносит окружающей среде, вырос в 3 раза. В Ленобласти этот показатель тоже увеличился — в 1,7 раза. А вот аналогичный ущерб от жителей Финляндии и Эстонии, напротив, упал более чем в 2,5 раза. При этом, к примеру, Финляндия, перерабатывает практически все отходы, отправляя на захоронение менее 1% своего мусора. Это показатель пока недостижим для Петербурга и Ленобласти.

Любопытно, что к такому показателю Финляндия пришла отнюдь не благодаря раздельному сбору мусора. В Суоми уже давно поняли, что отходы — это ресурс.

Энергия вместо мусора

Технологии переработки мусора за последние десятилетия шагнули далеко вперед. В развитых странах сортировка уже давно автоматизирована. Главное, чтобы население добросовестно отделяло опасные отходы — типа лампочек и батареек (их, к слову, не более 1,5%в общей мусорной массе). Остальное сделает машина. Специальные приборы вычленяют все отходы, в которых есть железо. Затем из оставшегося отбирается бумага и пластики.

Почти весь твердый бытовой мусор можно использовать для создания так называемого топлива SRF. Выглядит оно как небольшие прессованные кусочки, размером с визитную карточку.

— При этом если из мусора удалить органику, его можно использовать для цементной промышленности, а если органику оставить, то топливо пригодно для энергетической утилизации (то есть выработки тепла и энергии — Ред.), — говорит Александр Чусов.

Цементных предприятий, которые смогут приобретать топливо SRF, в Ленобласти достаточно. Покупать же его, уверены эксперты, будут охотно, ведь оно не воздействует негативно на окружающую среду. «Экологичные» европейские компании, например, активно используют SRF.

Любопытно, что подобный завод с технологией SRF успешно действует в Нью-Йорке, на территории района Бруклин. Туда свозят почти весь мусор города — а это примерно 20 000 тонн ежемесячно.

Подобные технологии применяются и в Московской области. Сегодня на территории этого региона спроектированы 7 перерабатывающих комплексов (всего их будет 12), 4 из них уже работают. Причем, как считает заместитель генерального директора по стратегическому развитию Института проектирования, экологии и гигиены Леонид Шимарек, сначала жители Московской области возражали против строительства комплексов, но теперь их позиция изменилась.

Завод пока под вопросом

Ленобласти, по мнению академика РАН, профессора, председателя совета директоров и научного руководителя НПК «Механобр-техника» Леонида Вайсберга, точно так же необходимы мусороперерабатывающие заводы. По подсчетам ученого, решить мусорную проблему смогут 4 предприятия мощностью по 150 тонн, которые будут превращать в топливо отходы не только Ленобласти, но и Петербурга.

Сегодня в планах чиновников — строительство одного завода. Но и он пока под вопросом. Есть ряд обязательных условий, выполнение которых позволит реализовать проект завода для переработки отходов. Во-первых, необходимо перевести земли Островского карьера из «земель лесного фонда» в категорию «земель промышленности». По оценке и.о. начальника Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Алексея Пименова, на это потребуется около года. Во-вторых, необходимо провести большое количество экспертиз.

— Там не должно быть грунтовых вод, завод должен не вредить окружающей среде и не нарушать окружающую экосреду, — объясняет Алексей Пименов. — Там много экспертиз, которые необходимо провести, прежде чем принимать решение о проектировании завода.

И есть еще экономический вопрос. Пока Ленобласть планирует работу, ориентируясь на определенный объем мусора, который может поступать из Петербурга. Строительство перерабатывающего предприятия требует гарантий регулярных поставок необходимого количества «сырья». А если петербургские власти со временем учтут опыт соседнего региона и сами займутся переработкой, «мусорный поток» в Ленобласть сильно сократится.

— При реализации таких проектов в любом случае нужна гарантированная выручка, а значит — нужно понимать, на какие средства мы будем это делать, — говорит Алексей Пименов.

По его словам, здесь два пути: либо доплаты за переработку мусора, либо договоренности о определенном объеме мусора, который завод должен получить от Петербурга.

К слову, эксперты отмечают, что если удастся запустить переработку мусора в топливный гранулят SRF, построив и отладив работу нескольких заводов, количество отходов для захоронения на полигоне существенно сократится. На свалку будет отправляться всего 10−15% от общего количества мусора двух регионов.

share
print