Истории

Средства муниципального распила

В Санкт-Петербурге закончился сезон распила бюджетных средств, выделяемых на издание муниципальной прессы. Малоинтересные для читателей газеты, совсем не безразличны муниципальным чиновникам. Горожанам эти «газеты» нужны только для упаковки мусора, но их не закрывают именно потому, что это не только возможность PR за бюджетный счёт, но и источник постоянного пополнения личных состояний.

Как всё делается? Мало кому придёт в голову сопоставить себестоимость муниципальных газет и стоимость контрактов, на их издание. Также мало и тех, кто знает реальные расценки издателей, типографий и распространителей. На деле получается, что средняя цена газеты для муниципального бюджета обходится вдвое, а то и втрое дороже реальной рыночной себестоимости.

Как это возможно? Схема проста и эффективно работает уже далеко не первый год. Главное — обеспечить возможность победы на конкурсах по муниципальным закупкам прикормленным компаниям. Делается это двумя способами. Первый (малоэффективный и применяется уже реже) — искажение наименования закупки. Например, вместо «издание муниципальной газеты» пишут что-то вроде «подбор и распространение социально-значимой информации». Подобные «фокусы» ФАС периодически выявляет и тихо даёт пинка. Эффект слабый, но количество желающих использовать такую «технологию» снижается.

Второй способ. Объединение разнородных видов работ в одну закупку с целью ограничения конкуренции. Работает многие годы как часы.

Формально статья 17 ФЗ-135 «О защите конкуренции» прямо запрещает включение в состав лотов «товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений». На практике происходит совсем другое. В один лот объединяются и издательские услуги, и печать, и распространение. Таким образом, выиграть такие конкурсы ни почтовые службы и курьерские компании, ни типографии, ни издательства напрямую не могут. Могут только посредники. Разнообразные ИП и ООО, которые нередко оказываются вовсе единственными участниками «конкурсных» процедур.

Неискушённый человек может сказать: «Что здесь такого? Разве не логично, если заказывается всё в комплексе?»

В случаях, когда есть поводы для сомнений, этот вопрос решается при помощи «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности». Если коды ОКВЭД различаются — значит есть нарушение. Впрочем, и обычная бизнес практика показывает, что объединять в один лот такие работы совершенно неоправданно.

Например, доставку обычной прессы осуществляет Почта России. Гарантия доставки газет и журналов подписчикам — 100%. СМИ заключают договора на доставку непосредственно, а не через типографии. Вот только среди муниципальный газет сегодня нет, кажется, ни одной, доставку которой осуществляла бы Почта России. И вопрос тут не в стоимости услуг. Причина именно в том, что почтовая деятельность (ОКВЭД класс 53) не предполагает наличия типографии, да и штатных корреспондентов и редакторов в «Почте России» нет. Нет всего этого и у многочисленных курьерских компаний. По этой причине ни одна из них в «конкурсах» на издание муниципальных газет не участвует.

Также и с типографиями (ОКВЭД 18.11). Основной объём муниципальной прессы печатается всего в двух типографиях: «Девиз» и «Курьер». Но обе они непосредственно в муниципальных закупках почти не участвуют. Причина — отсутствие у них возможности предоставить услуги доставки. Ну не занимается типография курьерской и почтовой деятельностью. Да и журналистике печатники, фальцовщики и вырубщики не обучены. Совершенно.

Есть такое предположение, что издательская деятельность включает всё вышеперечисленное. Вот только у составителей ОКВЭД — другое мнение. Класс ОКВЭД 58 включает «издание газет, журналов и периодических изданий, каталогов и списков рассылки и прочих изданий, а также выпуск программного обеспечения», но при этом явно указано, что эта группировка не включает
печать и полиграфию. Иными словами, на государственном уровне, канцелярским языком в официальной бумаге написано, что издательская и типографская работы — это разные виды деятельности.

Всё было бы хорошо, но пока ФАС смотрит на это сквозь пальцы, к липким пальцам ушлых дельцов продолжают прилипать бюджетные деньги. МО «Малая Охта» заключило контракт на издание 22 выпусков муниципальной газеты за 2865000 рублей. Примерно по 6,5 рублей за один экземпляр. Типографские расходы и услуги курьерской доставки, если покупать их по ценам производителей обойдутся не более 3 рублей за экземпляр. Куда идёт остальное? Не странно ли, что в конкурсе на право получения этого заказа участвовали всего две организации?

В МО 78 за 44.000 экземпляров газеты «Ваш муниципальный» и 300 экземпляров брошюры «Отчёт о деятельности муниципального совета и местной администрации МО № 78 за 2019 год» заплатили 1 912 349,93 рубля. Получается, что один экземпляр муниципальной газеты обойдётся бюджету МО никак не меньше 40 рублей. И опять только 2 участника.

МО «Новоизмайловское» успешно провело закупку с единственным участником — ООО «Редакция районных и муниципальных газет»

По сходной схеме распределены заказы и в других МО: «Город Ломоносов», МО «Владимирский округ», МО 21, МО «Чёрная речка», МО «Лиговка-Ямская», МО 7, МО «Сампсониевское, МО 54 и других.

Что удивительно — ситуация складывается так не первый год, но дела до этого никому нет. Из 111 МО Санкт-Петербурга только в 4 удалось обнаружить закупки, совершённые в соответствии с требованиями закона: МО «Город Петергоф», МО «Город Колпино», МО «Посёлок Стрельна» и МО «Город Пушкин».

ФАС сбивает цены на марлевые повязки, мониторит цены на топливо, гоняется за картелями и обещает дешёвую гречку, но на муниципальный уровень снизойти или времени не хватает, или статус федеральной структуры не позволяет. А тем временем бесполезные, в большинстве своём для простых граждан муниципальные газеты, превращаются в бесценных дойных коров для избранных.

share
print