Продолжается печальная история, связанная с закрытием сетей магазинов SPAR и Семья в Петербурге. С работниками, оформленными через так называемые аутсорсинговые компании — не церемонятся, просто выставляют за дверь: они до сих пор не получили зарплаты за ноябрь, а на декабрьские деньги уже не надеются.
У тех, кто работает в «Интерторге» (ООО ТД «Интерторг» — хозяин двух сетей. — Прим. ред.) «по трудовой» зарплаты повыше, а проблемы те же — их вынуждают уволиться «по собственному желанию», угрожая: «Потом вы свои трудовые не найдете».
После материала: «Так умирает Spar» в редакцию написали несколько сотрудников этой торговой сети — проблемы у всех были одни и те же: внезапное закрытие и увольнение. Вот их истории:
«Все уже уволились «по собственному», нас пятеро осталось
Александра Гребенская работала начальником отдела кулинарии в ТК «Дунайский» с апреля. До этого работала в «Полушке»: «Нас там тоже закрыли и вместо сокращения выкинули на улицу». «Там я ни за что не боролась, пришла сюда в SPAR, а тут оказалось то же самое», — говорит она.
В ноябре Александру Гребенскую неожиданно отправили на неделю в отпуск, а когда она вернулась сообщили: «Мы закрываемся, увольняйтесь по собственному».
Александра решила, что второй раз ее не проведут и пошла к юристам, потом пошла в Трудовую инспекцию, где познакомилась с еще несколькими «жертвами» сети SPAR — «девочками со складов» на Софийской. Они решили вместе бороться за выплаты компенсации — накануне Нового года никто не хочет оказаться без денег и без работы.
Александра по совету юристов «ушла» на больничный: «Мне 52 года, когда понервничаю давление сразу поднимается».
«Мы и в Трудовую инспекцию ходили, с помощью юристов написали заявление в прокуратуру. Но воз и ныне там», — констатирует пострадавшая.
Во время визита к своему начальнику, Александра Гребенская предупредила его, что будет бороться до конца. Через неделю в отделе кадров, ей сообщили, что начальник уже уволился.
Официально ТД «Интерторг» сообщил, что все магазины закроются 20 декабря. Товары из них свозятся в несколько точек, которые будут работать до конца года. Александра, как и многие другие сотрудники сети узнала о закрытии супермаркета только в ноябре. За два месяца — как того требует Трудовой кодекс — никто сотрудников не предупреждал.
«В отделе кадров все сидят такие бедные-несчастные с ясными глазами: «нас тоже на днях сократят, мы по собственному уходим. И вы давайте не выпендривайтесь. Потом денег не будет вообще, офиса не будет, а где вы трудовую книжечку искать будете?» — вспоминает Александра один из разговоров с отделом кадров.
Сотрудникам ее кулинарии, которые были устроены неофициально, через аутсорсинг, за ноябрь выдали только аванс 6000 рублей. Остальных денег они уже не увидят. Александра Гребенская пыталась заступиться, но на ее звонки в компании «РТС» уже никто не ответил:
«У ребят ситуация сложная — им некуда идти, никаких договоров нет. У меня понятнее, но от этого не легче. Я не знаю, что делать — до Нового года осталась неделя. А потом Абдуллаев (Мушвик Абдуллаев, владелец ТД „Интерторг“) объявит себя банкротом и денег будет не дождаться».
Юристы не обещают сотрудникам SPAR, которые к ним обратились, что им удастся выбить из компании деньги, трудовая инспекция рассматривает обращения по два месяца.
Даже в профсоюзе работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое единство» юрист дал Александре единственный совет: увольняйтесь по собственному, иначе вообще ничего не получите.
«Я уже два месяца никуда не могу устроиться на работу. Но я могу и дома посидеть, а некоторые ведь не могут!»
Последний раз Александра ходила в отдел кадров «Интерторга» 23 декабря: «Оказалось, что мой начальник уже уволен по собственному желанию. Региональный начальник — трубку не берет. В отделе посылают решать вопрос с компенсацией в мой магазин, а он уже не работает. Оставили контактные данные — если вдруг судиться. Из моего отдела уже все по собственному желанию уволились и пришли за трудовыми. Начальнику кулинарного цеха в городе Кудрово выплатили не все деньги».
Большинство ее коллег спорить не стали. Решили, что лучше, не теряя времени, найти новую работу. У людей кредиты, ипотека, обязательства. «Что ж они людей так уничтожают?» — в отчаянии спрашивает у меня Александра.
«Они всех кинут»
Виталий Кононов работал в SPAR на Жукова, 35, к. 1 в ТЦ «Юго-Запад» продавцом мясного и рыбного отделов с 2017 года. Он рассказал, что 15 ноября около 14:00 замначальника подошел и сказал ему и еще семи работникам магазина: «Ребят, собирайтесь, вы больше не работаете. Сокращение. В 14:00, в пятницу. Нет чтобы дать отработать смену, просто посреди дня».
Оказалось, что накануне руководству магазина пришло письмо из «Интерторга» о том, что нужно уволить восемь человек.
Виталий был уверен, что работает официально — по крайней мере с таким условием он сдавал трудовую книжку сотруднику аутсорсинговой компании «Старый город» Анне. После сокращения Виталий сразу набрал номер Анны и продемонстрировал неплохое знание закона: «Анна, нас сократили. По закону вы должны предложить мне три места работы или выплатить компенсацию в три оклада». Через несколько дней Анна предложила Виталию «Сахарный завод» на Горьковской.
«Вы упали? Я живу на юго-западе! Давайте тогда компенсацию». Когда Анна привезла ему трудовую, выяснилось, что в ней нет ни одной записи от «Интерторга».
«Да, она всегда приезжала к нам в магазин. Никаких бумаг я не подписывал, все только на словах. Трудовую книжку я забрал, а потом написал в трудовую инспекцию жалобу. Она рассматривается. Но я даже не знаю, где у них офис находится…».
В ноябре Виталий успел отработать девять смен. Деньги ему за них так и не перечислили.
«Они всех кинут. И тех, кто в декабре работал — тоже кинут. Поэтому наш гости из дружественных стран боятся и правильно боятся. Потому что они, как и я, не трудоустроены».
Виталий говорит, что узбекам, которые работали с ним платили гораздо меньше. «Алик — грузчик у нас работал, у него было 26 смен, а у меня — 15. Так вот я за 15 получил 23700, а он за 26 — 26700. Я еще над ним прикалывался — Алик, говорю, надо работать меньше! Кто меньше работает, тот больше получает. А так и получалось». По словам Виталия, его коллеги из Узбекистана работали практически без выходных.
«Интерторг не хочет платить налоги»
Интерторг и раньше «кидал» сотрудников. Виталий вспоминает, как в конце 2018 года их поставили перед фактом, сообщив, что «их» аутсорсинговая компания, от которой они работали забрала 14 миллионов рублей, предназначенных на зарплаты сотрудникам Spar и исчезла. «Типа украла деньги. Мы подняли бучу, на носу Новый год и такие вещи творятся.
В итоге Интерторг пообещал выплатить нам зарплаты, но на 25% меньше, мотивируя это тем, что сам понес убытки. Через какое-то время, одна наша узбечка поехала в офис, где раньше был офис той компании, которая якобы украла деньги, и обнаружила, что они все там как сидели так и сидят, никто никуда не исчез. То есть это было спланировано заранее, чтобы кинуть нас на 25%.
«Вы представляете, с каждого урезать по 25% с тем условием, что узбеки работают по 28 дней в месяц с одним выходным. Вот такое разводилово».
Виталий вспоминает, что был период, когда он работал в Spar официально — но через два месяца Интерторг разорвал с ними отношения. «Это были единственные два месяца, когда нам четко платили зарплату день в день, когда я поехал забирать трудовую, я спросил их — что случилось? Они сказали:
«Интерторг не хочет с нами работать, потому что не хочет платить налоги с каждого сотрудника».
«Я рад, что „Интерторг“ разорился — так им и надо. Они к своим сотрудникам относятся, как к скотам. Люди работают за копейки, и они же еще и нагревают их на бабки. Гнилая система. Интерторг погубила жадность. Вместо того, чтобы поставщикам возвращать деньги, они открывали новые магазины. Да, в итоге с каждого по копеечке украли — и суммы огромные получаются. Но кто будет с этим разбираться? Да никто».
Виталий попросил не указывать его настоящее имя. Сейчас он работает в частном продуктовом магазине и зарабатывает 2000 рублей за смену.
В редакцию написали шесть человек: пятеро бывших сотрудников SPAR, один из «Семьи». Ситуации у всех одинаковые. Кому-то еще не выплатили за ноябрь, другие надеются все-таки получить зарплаты за декабрь, и совсем немногие еще пытаются получить компенсации.
«Вы, правда, можете нам помочь?» — пишет на почту Лариса, которая не оставила контактных данных.
Да, мы можем помочь тем, что придадим огласке ситуацию, в которой тысячи людей в Петербурге накануне Нового года остались без работы и без денег. Этим материалом мы хотим задать вопрос прокуратуре и трудовой инспекции: «Почему компания, которая полтора года находилась в статусе стратегического инвестора и получала налоговые льготы от города, таким образом вела бизнес и ей за это ничего не будет?»