Единственный пляж на юго-западе Петербурга закатают в асфальт. «Балтийская жемчужина» строит на месте пляжа четырехполосную магистраль с высокой гранитной стеной.
В Красносельском районе разворачивается серьезное противостояние: у жителей хотят отнять Жемчужный пляж, построив прямо вдоль берега четырехполосную магистраль, рассчитанную на 160 автомобилей в сутки, при том что средняя нагрузка на полосу в Петербурга равна 1000 автомобилей в сутки.
@watefrontsave
Никакой набережной при этом не планируется — магистраль будет окаймлена высокой гранитной стеной уходящей частично в воду, частично на суше.
Проектируемая дорога отрежет часть берега — попасть на него будет возможно только с воды. Спусков к заливу также не предусмотрено. Эксперты задаются вопросом: как такое можно было спроектировать?
Жители «Балтийской жемчужины» и окрестных микрорайонов, для которых пляж стал любимым местом отдыха, с такой планировкой категорически не согласны и пытаются добиться отмены строительства. Они предлагают городу сделать непрерывную благоустроенную набережную с пешеходным мостом через Дудергофский канал, соединяющим Жемчужный пляж с вело- и пешеходными дорожками, лодочными станциями, зонами отдыха. Тем более, именно таким пляж изображен на макетах ЗАО «Балтийская жемчужина», которые они предлагают покупателям их квартир. (фото «Макет» выше).
Дорогу начали строить 30 июля, неожиданно для отдыхающих перегородив проход к пляжу строительным забором. Большую часть пляжа к осени уже закатали в асфальт — там, где раньше энтузиасты за свой счет проложили дорожку из террасной доски, чтобы люди на велосипедах и на колясках могли беспрепятственно пройти вглубь пляжа — теперь продолжение улицы Адмирала Черокова.
@watefrontsave
Публичные слушания по проекту планировки территории (ППТ) для размещения линейного объекта — то есть самой автомагистрали — провели через три месяца после начала строительства — 11 ноября. Согласных с планами города на слушаниях не нашлось. Большинство высказали свои возражения как устно, так и письменно, потребовав пересмотреть проект планировки трассы в соответствии с пожеланиями местных жителей.
До этого инициативная группа жителей совместно с проектом «Waterfront / Водная линия» все лето и осень встречалась с экспертами в области архитектуры, строительства, с чиновниками и депутатами в поисках поддержки и понимания. И то, и другое нашли, но городские власти настаивают — в новых кварталах надо строить дороги, чтобы не получилось, «как в Кудрове».
«Ничего изменить нельзя»
Такова позиция заказчика ЗАО «Балтийская жемчужина» и города в лице Комитета по градостроительству и архитектуре.
Застройщиком данной территории является ЗАО «Балтийская жемчужина», которая в соответствии с инвестиционным договором, заключенным 14 мая 2005 года с Петербургом осуществляет застройку территории, в том числе и строительство дорог.
По словам Екатерины Игумновой, заместителя директора ООО «ГрадИнжинирингПроект», которая представляла проект планировки на слушаниях, в отношении этой территории ранее была утверждена документация по планировке территории — первая 26 апреля 2005 года. Последняя корректировка производилась в 2016 году.
Согласно ее докладу, в строящемся квартале — от проспекта Героев до проектируемого Балтийского бульвара планируется строительство жилого квартала на 7,5 тысяч жителей с двумя детскими садами и школой, а также бизнес-центра. Проектируемая улично-дорожная сеть, «разработанная в увязке с окружающей территорией, учитывает перспективу развития на 20 лет».
Екатерина Игумнова сообщила, что при проектировании производились расчеты перспективной интенсивности транспортных потоков исходя из того, что на 1000 жителей будет приходиться 450 автомобилей. Дорога проектировалась также с учетом того, что в дальнейшем будет построена магистраль М-15, куда будут выводиться транспортные потоки.
Также поток автомобилей планируется направлять по «перспективному» второму мосту через Дудергофский канал на продление Ленинского проспекта и улицы Маршала Казакова.
Что тут не так по мнению активистов? Во-первых, это согласование проекта без учета моста у самого проектировщика. Во-вторых, моста через Дудергофский канал не планируется и у города — это легко выяснить, посмотрев на Концепцию развития улично-дорожной сети Петербурга до 2025 года.
Не было его и в документации к слушаниям, выложенным на сайте КГА, которые потом почему-то удалили. Но активисты района сохранили все скрины. Соответственно, необходимость строительства именно четырехполосной улицы — отпадает. Дорога, которую жителям «впихивают» как магистраль районного значения, в отсутствии этих объектов, превращается в улицу для внутриквартальных нужд, которую можно сделать в два раза уже и отодвинуть от берега, оставив место для рекреации. В инвестиционных обязательствах ЗАО «Балтийская жемчужина» моста также не обнаруживается. Магистраль М-15 в планах развития есть, со сроками строительства — 2038−2049 годы. Речь идет о тоннельном участке «По воде», которого, тем не менее, нет в Генплане 2018 года.
В интервью телеканалу «Вести» начальник управления инженерно-транспортной инфраструктуры города Комитета по градостроительству и архитектуры Петербурга Андрей Хилинский настаивает, что количество транзитного транспорта, следующего по этим улицам, возможно, увеличится:
«И чтобы у нас не получалось ситуации, как во многих районах Петербурга, когда закладывались параметры улиц, достаточные для конкретного квартала, а в итоге, когда квартал вливался в бурную жизнь города, этих улиц было недостаточно».
Запугивание в стиле «хотите, как в Кудрове?», пожалуй, единственный козырь городских властей. При этом благоустройство жителям обещают" через несколько лет", когда будут построены дома, дороги, инфраструктура.
Екатерина Игумнова прямо ответила жителям: «Я как градостроитель не вижу никакой проблемы в том чтобы сделать набережную транспортной, поскольку в нашем городе 90% набережных — транспортные».
Согласно исследованиям Георгия Фролова из высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, в Петербурге вообще существует большая проблема с общественными пространствами вдоль набережных. Если брать только Финский залив, то 70% набережных не обустроены или недоступны и больше всего таких как раз на Юго-Западе.
Жители предлагают городу вмешаться и настоять на изменении проекта планировки дороги, отодвинув улицу от берега, срезав угол там, где она проходит по воде, и уменьшив количество полос с четырех до двух. Их поддерживают муниципальные депутаты и депутаты законодательного собрания.
@watefrontsave
«…Сокращение ширины планируемого строительства Балтийского бульвара в два раза позволит сохранить уникальное природное рекреационное пространство для жителей Красносельского района и полноценно благоустроить прибрежную зону Финского залива в границах МО „Южно-Приморский“ в рамках приоритетного федерального проекта „Формирование комфортной городской среды“, реализуемого при поддержке правительства Петербурга», — говорится в заявлении депутатов муниципального образования Южно-Приморский.
Жители и депутаты отмечают, что проект планировки устаревший — он был создан тогда, когда планировалось строить намывные территории. Потом город от этой идеи отказался
Красивая картинка — обман
Отметим, что на всех планах, макетах и на главной странице ЗАО «Балтийская жемчужина» покупателям предлагаются квартиры с чудесным пляжем вдоль Финского залива, который растянулся от Дудергофского канала до ул. Адмирала Черокова.
В реальности — проектировщик от ЗАО «БЖ» 11 ноября показал на слушаниях совсем другую картинку, согласно которой дома располагаются у обочины дороги.
@watefrontsave
«Мы ходили на встречу с юристом „Балтийской жемчужины“ — записи не велось, — рассказывает дизайнер среды и участница проекта Waterfront Полина Каракулина. — Они нам прямо сказали, что поскольку с намывом не получилось, им больше тут ловить нечего, и они планируют в 2021 году тут все закончить и уйти. Очень просили нас не вносить никакие поправки и не мешать им работать, тем более что город дважды уже заставлял их переделывать проект и в третий раз они его переделывать не будут».
Активисты на встрече предложили уменьшить полосность и изменить трассировку дороги по естественному береговому ландшафтному зонированию, что позволило бы сохранить и береговую территорию и не лишиться транспортного пути (фото: как жители хотят изменить трассировку). Но такое решение «откусит» часть земельного участка, осваиваемого самим застройщиком — в этом месте у них предусмотрена общественно-деловая застройка. «Они боятся, что их участок пострадает, — комментирует Полина. Они могут изменить проект, но не хотят: „Мы не будем делать себе в убыток“. Хотя там нет никакого убытка — только маленький угол изменить».
Защитники пляжа заручились поддержкой Беглова
7 декабря губернатор Петербурга Александр Беглов приезжал в Красносельский район открывать новую поликлинику. Общественная активистка и экс-кандидат в мундепы Южно-Приморского округа Валерия Шкуропат поджидала его, чтобы задать несколько вопросов, в том числе и о том: «Что будет с нашим пляжем?» И ей это удалось.
«Нам удалось поговорить с губернатором Бегловым. Он сказал, что тоже, как и мы, выступает за создание единой пешеходной зоны, удобной и комфортной. Сказал, что дал задание главе района Олегу Фадеенко встретиться с нами. И мы с ним встретились через два дня 9 декабря. Он услышал наши пожелания и сказал, что администрация всецело нас поддерживает и придерживается аналогичного мнения о необходимости уменьшения полос и изменения проекта и благоустройстве этой зоны. Олег Фадеенко сказал, что в 2020 году будет разработан проект именно благоустройства береговой линии вдоль Жемчужного и Каменного пляжа. Наши предложения будут учтены, два пляжа объединены пешеходным мостом и общей рекреационной зоной».
После этой встречи вышел сюжет «Вестей» о том, что КГА менять проект не собирается.
Полина Каракулина сомневается, что это может повлиять на застройщика. Она присутствовала на встрече с главой района и несмотря на его обещания включить проект благоустройства в бюджет района, понимает, что никакого бюджета на это не хватит:
«Администрация может юридически только высказывать позицию, они заняли сторону жителей и это просто как дополнительный вес в принятии решений на уровне города». Если остановить строительство не удастся, то чтобы благоустроить участок пляжа, придется его намывать — откуда у районного бюджета такие деньги?
Жить у моря, а не у обочины
«Этим летом в Красносельском районе две общественные организации инициировали попытку вместе с жителями изменить пространство вокруг себя к лучшему. Благодаря проекту Waterfront и Соседские Мастерские сформировалось активное местное сообщество, которое и занялось обустройством береговой линии по обе стороны Дудергофского Канала. За полгода встреч ребятам из Waterfront удалось разработать эскизы и реальные тестовые объекты благоустройства Каменного Берега (западнее Дудергофского канала до ТЭЦ).
Результаты своих исследований и проектные предложения они даже направили в администрацию Красносельского района. Ребята же из Соседской Мастерской сконцентрировались на Жемчужном Береге, зеленых посадках на районе и проектной активностью в поселка Сергиево. По Жемчужному берегу ребята провели общественное макетирование. А в сентябре обе инициативы объединились, чтобы провести на обоих берегах Фестиваль соседских инициатив для всего района. Кульминацией Фестиваля стал шквальный ветер, джазовый open-air на Жемчужном и фотовыставка «АРХБЕРЕГ» (Лучшие набережные Северных стран) — прямо на строительном заборе одиозной магистрали.
@watefrontsave
«Мы хотим, чтобы будущее задание на проектирование обоих Набережных основывалось не только на экспертном, но и на общественном задании, а проект разрабатывался с учетом мнения и потребностей жителей», — говорят участники обоих проектов.
«В ближайших планах — встречи с депутатами ЗакСа, письма-запросы — для поддержки поданных активистами изменений в Генеральный план города по функциональному назначению километровой береговой линии со смешанного зонирования (куда входят зоны Д — деловой застройки и Р2 — рекреация с возможностью строительства дороги) на Р5 — зону полноценной рекреации и РО — зону пляжа.
«Несмотря на слова губернатора, расслабляться нельзя. Надеяться на обещания мы не собираемся и будем предпринимать необходимые усилия, пока работы по проекту не прекратятся», — считает Валерия.
Сейчас строительство дороги не ведется, но многочисленная техника с участка не уходит.
Комментарий эксперта
По мнению Александра Карпова, директор Центра экспертиз ЭКОМ, жителям лучше сосредоточиться не на изменении проекта планировки дорожной сети, а на том, чтобы вообще эту дорогу не строить:
«С моей точки зрения дорогу можно только не строить. Потому что китайские инвесторы уже не готовы на какие-то изменения — итак уже два раза ППТ меняли. Проблема в том, что там концепция предполагала дальнейший намыв и эта дорога должна была отделить один квартал от следующего. А то, что сейчас происходит, — эдакая подготовочка.
Потому что, когда там будет дорога — жители через некоторое время привыкнут, что живут не на берегу, а на обочине дороги и дальше можно будет что-то намыть в соответствии с планом. Но поскольку планы намыва не реализовались и законодательство поменялось — намыв так просто уже не намоешь. Чтобы его сделать нужно разрешение на создание искусственного земельного участка и кучу процедур.
Даже эта проектируемая дорога у них сейчас частично проходит по воде. И у них нет разрешения на создание искусственного земельного участка. Жителям проще всего заблокировать этот проект через надзорные или судебные органы, оспорив как формирование земельного участка на воде, так и попытку создания намывных территорий".