Город

Автобусов не хватит, а маршрутки поедут из Ленобласти

Общественный транспорт Петербурга должен измениться до неузнаваемости с 15 июля 2020 года. В этот день около четырёх тысяч маршруток канут в лету. А вот будут ли петербуржцы вспоминать «Пазики» со слезами на глазах или с облегчением примут на дорогах две или три тысячи новых автобусов, никто не знает. Эксперты настроены пессимистично, чиновники — счастливы. Что принесет Петербургу новая транспортная реформа, разбирался корреспондент MR7.

Зачем нужно что-то менять?

Государственная Дума 30 июня 2015 года приняла федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Согласно документу, вся страна к лету 2020 года должна определиться с формой перевозок пассажиров. Либо по регулируемым тарифам (транспортом управляет город), либо по нерегулируемым (маршрутки ездят по городу, в них не работают льготы для слабых слоев населения). Власти Санкт-Петербурга заняли бескомпромиссную и жесткую позицию: заложены деньги в бюджете или нет, готова инфраструктура города к настолько масштабной реформе или нет — следующим летом маршрутки уходят в прошлое. Подтверждением этому служит заявление ГКУ «Организатор перевозок»:

— Мы принципиальны в этом вопросе. С 15 июля 2020 года у нас будут действовать только социальные маршруты.

Однако, если следовать закону № 220-ФЗ, то никаких сроков для проведения транспортной реформы не установлено. К июлю 2020 года должны быть лишь заключены новые контракты на транспортное обслуживание. Что может быть причиной такого резкого перехода к реформе транспортной системы, не ясно. Ведь Смольный до сих пор не заложил в бюджет деньги на ее проведение.

— Основная проблема — отсутствие реальных бюджетных средств на реализацию реформы. — Говорит Василий Киселев, председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров. — В реалиях Петербурга администрация должна будет потратить около 30 млрд. рублей только частных перевозчиков. Еще 20 млрд. на работу ГУПов. Итого минимум 50 млрд на то, чтобы реформа действительно сработала. Но не те 11 или 14 млрд., о которых говорят в правительстве.

Погибнуть, но купить две тысячи автобусов

Сомнение в успешности транспортной реформы вызывает и тот факт, что на данный момент не объявлены даты проведения аукционов для частных перевозчиков. Ведь чем меньше времени остается у них, тем тяжелее будет закупить нужное количество автобусов. Смольный планирует сократить почти 300 маршрутов, из которых 271 — коммерческие. А это больше четырех тысяч маршруток, которых заменят 2300 автобусами. Если сначала власти планировали начать заключать первые контракты с перевозчиками, то сейчас все сместили на январь — март следующего года.

— Ни один частный перевозчик не выйдет на аукцион, зная, что у него нет транспорта. Более того они ведь проводят не конкурс, а именно аукцион, цель которого понизить цену контракта. Может быть и такое, что кто-то скинет сумму до нуля, потому что не установлена минимальная гарантированная цена. И тогда городская администрация останется в «шоколаде». Ей не надо будет тратить деньги из городского бюджета, — объясняет Василий Киселев.

Недавно стало известно, что УФАС проверит транспортную реформу в Петербурге. В ведомстве считают, что проведение реформы сократит конкуренцию на рынке пассажирских перевозок.

Почему городская администрация нацелена на проведение именно аукционов? Ответ напрашивается сам по себе — властям выгодно, чтобы цена контракта упала как можно ниже. Но это невыгодно перевозчикам, потому что чем меньше сумма контракта, тем выше убытки компании.

Еще в сентябре «Организатор перевозок» засомневался, что город успеет получить необходимые 2300 автобусов в заложенные сроки:

— Заводы-изготовители, которые говорили нам, что у них есть производственные мощности на изготовление 2300 новых автобусов, могут столкнуться с тем, что за полгода им этих производственных мощностей не хватит, — сказали в ведомстве.

Зачем так строго?

Реформа несет в себе еще одно условие — все автобусы должны быть не старше 1 января 2018 года. Сомнительное оно по нескольким причинам.

Первое: среднее время амортизации автобуса (простыми словами его срок годности) 7 лет. Тогда зачем городская администрация требует, чтобы автобус менялся по велению волшебной палочки?

Второе: по словам Ассоциации перевозчиков, в ГУП «Пассажиравтотранс» до сих пор ходят автобусы, купленные в 2002 году, полностью выработали себя, превысив «срок годности».

Таким образом, вместо тесных маршруток власти обещают жителям Петербурга автобусы с кондиционерами, плавным ходом и возможностью льготной оплаты проезда. Эти автобусы, как полагают в Смольном, будут ходить по точному расписанию с короткими интервалами.

Но эти автобусы, что бы ни говорили в администрации, не смогут соревноваться с маршрутками в скорости. Маршрутки — транспорт экспрессного варианта, движущийся от точки «А» в точку «Б» без частых остановок. Особенно это заметно на маршрутах из Ломоносова, Шушар и других дальних пригородов Петербурга. Ведь большинство людей едет до одного и того же места, например станции метро «Автово», без необходимости останавливаться посередине пути. Но новый социальный транспорт будет тормозить на каждой остановке. Чиновники не скрывают, что в будущем году в некоторых случаях пассажиру придется пересаживаться с маршрута на маршрут, где сегодня он без проблем доезжает из точки А в точку Б.

— Мы предлагали альтернативный вариант, создать автобусный экспресс, который будет ходить утром и вечером, и выполнять роль маршрутки, но нас не послушали. Люди начнут беситься, злиться, дольше находится в пути, — поясняет Василий Киселев.

Жители часто задают один и тот же вопрос: «смогут ли новые автобусы, хоть и большой вместимости, заменить почти четыре тысячи маршруток?». Эксперты сомневаются.

Царство ржавых и ненужных

Как уже говорилось выше, из обращения выйдут более четырех тысяч маршруток. Что с ними будет после того, как их перестанут использовать, в городе не говорят, кажется, что и этот постэффект реформы не был продуман вообще.

— Маршрутки будут стоять ржаветь, что-то у нас получится продать, но, к сожалению, регионы не имеют финансовых возможностей купить такое количество техники. Возможно, кто-то купить несколько единиц, но не тысячи, — говорит Василий Киселев.

В основном частные перевозчики будут сдавать маршрутки на металлолом. Но проблема в том, что новый транспорт разбирать очень сложно, поэтому его перестали брать на железо. Компаниям остается только забыть про свои автомобили или пустить их под пресс.

Сколько на данный момент в Петербурге работает автобусов точно никто не знает.

— Я настаиваю на проведении аудита наземного транспорта. Как город может затевать невероятно масштабную транспортную реформу, когда сам не знает сколько единиц техники работает в Петербурге. Одни говорят про 800 трамваев, другие про 600. Кто-то уверен, что в ГУПе «Пассажиравтотранс» имеется 1800 автобусов, а я скажу, что их на самом деле гораздо меньше. В ГУПе на выпуске работает около 1300 автобусов.

А ведь правительство Петербурга возлагает большие надежды на ГУПы, это их страховочный трос в закупке новых автобусов, если частные компании вдруг не смогут выкупить весь объем. Но и этот вариант выглядит нереалистичным.

Петербург на данный момент располагает пятью действующими автобусными парками. Они сохранились с советских времен и могут вместить в себя около двух тысяч новых единиц. Когда нужно в два раза больше. Нельзя забывать о том, что автобусы старого типа будут так же заменяться.

— Даже если ГУПы закупят такое огромное количество автобусов, где они будут их держать? У нас ведь транспортная инфраструктура абсолютно не подготовлена к таким реформам. Ни площадок, ни места для отстоя, ни место для ремонта, ничего этого нет. За 15 лет транспортной реформы городская администрация палец о палец не ударила, — критикует Василий Киселев.

Интересный парадокс — в Петербурге нет места, где можно одновременно разместить 20 автобусов.

Кольца слабости власти

После того, как на сайте правительства Петербурга была опубликована карта с новыми маршрутами, оказалось, что в городе не хватает около 600 остановочных пунктов. Чиновники говорили, что это будут новые «умные» остановки, оборудованные электронным табло и местом для зарядки телефонов. То есть частным перевозчикам, затянув пояса потуже, придется закупить более двух тысяч новых автобусов, а КРТИ в это время организовать создание 600 новых остановок. И все это за полгода. Но это не просто трата времени, но и миллиарды рублей. При условии того, что власти должны будут найти 30 млрд. на поддержку частных транспортных компаний, получить несколько миллиардов на создание остановок, возможно, будет еще сложнее.

— Речь идет не только об остановках. Разворотные кольца, где они? Люди жалуются на маршрутки, что они стоят на остановках. А где им еще стоять? Они бы заезжали на разворотные кольца, они бы отстаивались в диспетчерских пунктах. Но этого всего нет. Ведь реформа подразумевает появление специальных разворотных колец для крупногабаритных автобусов. Если на них не помещались маршрутки, то как мы можем говорить о двух тысячах автобусов? — подводит итог Василий Киселев.

На момент публикации статьи корреспонденту не удалось получить комментарий КРТИ по теме устройства разворотных колец и новых остановок.

Помощь придет, откуда ее не ждут

Летом 2020 года Петербург ждет тяжелое испытание в виде перехода на новую форму перевозки граждан. Чиновники планируют убрать с дорог города четыре тысячи маршруток и заменить их новыми автобусами с кондиционерами и возможностью льготной оплаты.

Однако до сих пор не заложили средства в бюджет Петербурга на 2020 год. Власти хотят потратить на реформу около 14 млрд., но эксперты говорят, что этих денег и близко не хватит на качественную реализацию реформы.

Аукционы по покупке новых автобусов еще не начались, время идет, и чем меньше его остается, тем сложнее будет частным перевозчикам вовремя обеспечить себя новой техникой.

Как минимум, экспрессных маршрутов не будет. Людям, привыкшим садиться в маршрутку и быстро доезжать от точки «А» до точки «Б», придется набраться терпения. Социальные автобусы будут останавливаться на каждой остановке.

Четыре тысячи маршруток заржавеют и умрут под прессом. Единицы будут проданы.

Транспортная инфраструктура Петербурга не готова к реформе. В городе не хватает 600 остановок, разворотных колец и диспетчерских пунктов.

Но помощь может придти, откуда ее не ждут. Ленинградская область, судя по всему, заберет у Петербурга пальму первенства по коммерческим перевозкам.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко высказался определенно: область будет развивать коммерческий транспорт. Это означает, что летом могут появиться несколько новых маршрутов, например, из Пушкина во Всеволожск и в Сестрорецк. Все они просто поедут через город, собирая по пути тех жителей Петербурга, которые не смогли впихнуться в социальный автобус. И ничего с этим будет не сделать. Потому что Ленинградская область имеет полное право открывать любой коммерческий маршрут.