Фальсификации коммунального хозяйства
В Петербурге фальсифицируют не только итоговые протоколы голосования на выборах, но и протоколы собраний жильцов для захвата в управление целых жилых домов. С начала 2019 года во Фрунзенском районе Петербурга компания, связанная с администрацией города, начала стремительно вытеснять с рынка управления жильем частные организации. За последние несколько месяцев удивительным образом 12 домов решили избрать «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района» своей управляющей компанией (УК).
По своей ли воле они это делали, и каким образом ЖКС № 3 расширяет территорию своего влияния, читайте в расследовании корреспондента MR7.
Миллиард лишним не бывает
Годовой оборот квартплаты Петербурга составляет свыше 70 млрд. рублей. При этом с каждым годом в управлении частников остается все меньше домов, а значит и меньше денег, основной поток которых уходит в руки государственных компаний.
Законным путем сменить управляющую компанию довольно сложно, так как жильцы редко хотят переходить от своего ТСЖ в непонятные большие Жилкомсервисы. В ТСЖ сами собственники руководят управлением дома, а тут им предлагают каких-то неизвестных людей, как правило от районной администрации.
Структура собственности компании, пытающейся проводить экспанию во Фрунзенском районе такова: доля Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) в ООО «ЖКС № 3 Фрунзенского района» составляет 20%, остальные 80% принадлежат ОАО «Сити Сервис».
Процедура смены управляющей компании дома выглядит следующим образом. Один из собственников дома инициирует общее собрание собственников (ОСС), где голосуют за смену УК. Итоги несут в государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга (ГЖИ). Через десять дней в ведомстве выносят решение и, как показывает практика, всегда в пользу большинства.
Отметим, что ГЖИ в этом вопросе занимает позицию слепого нейтралитета, это значит, что если в течение отведенных десяти дней никто не обжалует результаты голосования, то итог будет всегда один — в доме меняется управляющий. Поэтому ЖКС № 3 захватывая новые дома действует по отработанной схеме.
Схема рейдерского захвата дома
Компания находит своего сотрудника, являющегося собственником квартиры в нужном доме, он становится инициатором ОСС по смене УК. Затем инициатор передает доверенность на ведение всего процесса выгодному ЖКС № 3 человеку.
Во всех случаях рейдерских захватов это был один и тот же человек, и нам удалось его найти, но об этом чуть позже.
Далее делается выписка из ЕГРП, после чего у Жилкомсервиса на руках пофамильный список всех жильцов дома с указанными паспортными данными и прочим. На основе этого без ведома людей составляется протокол.
— Затем заказными письмами в каждую квартиру рассылают сообщения о том, что будет проводиться собрание. Но самое интересное, что за бюллетенями для голосования жильцам самостоятельно надо ехать на другой конец города.
Разумеется, этого никто не делает, — говорит Вячеслав Чурашов, инженер УК «Серебряные ключи» и житель дома, который недавно пытались захватить по описываемой здесь схеме.
После этого рисуется протокол, липовые бюллетени, в них в нужных местах проставляются галочки и все это, вместе со списком якобы подписавшихся, относится в ГЖИ.
Что происходит дальше? Если через 10 дней никто не спохватился и не начал противодействовать тому, что в ГЖИ попал полностью сфальсифицированный протокол голосования, то дом включается в список лицензий «Жилкомсервиса № 3 Фрунзенского района».
— Все осложняется тем, что об этом никто не уведомляет жильцов и УК, которая изначально управляла домом, а ГЖИ ничего не проверяет. Ей принесли — она подписала, — объясняет Светлана Затеева, председатель ЖСК № 741, и их дом пытались захватить подобным способом.
В конце концов покупается печать старой УК, от имени которой пишут заявление о расторжении договоров с жильцами из-за того, что теперь дом находится у новой УК. При этом ЖКС № 3 ничем не рискует, потому что инициатором смены УК выступали не они, а жилец дома.
ООО «ЖКС № 3 Фрунзенского района» ответила на запрос MR7, их письму мы посвятили отдельный материал, где подробно разбираем каждую реплику, выдаваемую за истину.
Как ЖКС № 3 попались на лжи
При захвате дома на улице Димитрова 39 «Жилкомсервис № 3» даже не оповестил жителей о результатах собрания, а просто отдал подделанные протоколы в ГЖИ, чтобы занять место действующей там УК «Серебряные ключи».
— Собственникам дома разослали письма, где говорят, что проводится ОСС. Большинство не обратило на это внимания, а кто-то подумал, что это такая штука. После окончания собрания полное молчание. Никакой информации об итогах, хотя по закону ЖКС № 3 должны были уведомить жильцов. А к моменту, когда люди начали задавать вопросы, протокол успели сфальсифицировать и отнести в ГЖИ, — говорит Вячеслав Чурашов, — и вдруг выходит, что 78% жильцов нашего дома проголосовали за смену УК.
Однако никто из жителей этого не делал. После того, как люди узнали, что им обманом хотят навязать неизвестную УК, они собрали уже реальные подписи 54% жителей дома, где каждый подтверждал, что не голосовал за ЖКС № 3.
Как стало известно, инициатором ОСС на Димитрова 39 выступила одна из собственниц по имени Мустафаева Фатма Маил кызы.
— Мы положили ей в почтовый ящик уведомление, что подделка решений и протокола общего собрания собственников влечет за собой юридические последствия. Через несколько дней к нам пришел ее муж и объяснил, что они впервые слышат об этом собрании, — рассказывает Вячеслав, — а потом он сказал, что его жены и вовсе нет в России уже два месяца.
Таким образом, «Жилкомсервис № 3 во Фрунзенском районе» предоставил в ГЖИ «липовые» протоколы, что подтверждается реальными подписями жильцов, а инициировал это все человек, который физически не мог этого сделать, потому что находился за границей России.
На данный момент в прокуратуру Фрунзенского района подано заявление с просьбой провести проверку и завести уголовное дело.
Голос с того света
Сергей Акимов, собственник квартиры в доме по ул. Купчинская 29, обратился в городскую прокуратуру Санкт-Петербурга после того, как узнал, что было проведено ОСС и последующее голосование, на котором решено сменить существующее ТСЖ «Купчинская 29» на ЖКС № 3.
— При проведении этого собрания были допущены грубейшие нарушения законодательства. Согласно ч.1 ст. 46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания надо предоставить нам, в правление ТСЖ. Разумеется, никто никого не оповестил, — сказал Сергей Акимов.
Дело пошло дальше, когда стало ясно, что решение большинства собственников квартир были подделанны. 46 жильцов лично пришли в ТСЖ, чтобы заявить, что протокол был заполнен не ими. С сентября по октябрь 2019 ГЖИ проводила проверку. Актом проверки № 10/668 установлено, что на общем собрании участвовало недостаточное количество собственников, а это значит, что собрание в соответствии с ч.3 ст. 45 ЖК РФ не является правомочным.
— Некоторые люди, которые якобы проголосовали, просто не могли этого сделать по причине смерти.
Нина Александровна Бойко, ветеран Великой Отечественной Войны, жила в квартире одна и скончалась год назад.
Но от ее лица кто-то проголосовал в пользу ЖКС № 3. И это не единственный случай, циничные фальсификаторы поступили так же в случаях с умершими собственниками трех других квартир, — говорит Сергей Акимов.
Отдел рейдерского захвата
Светлана Затеева является председателем ЖСК № 741 по адресу Загребский бульвар, дом 7. С ними произошла точно такая же ситуация, как и с предыдущими двумя домами.
— Все делается по шаблону, ничего не меняется, везде одна и та же схема. Находят сотрудника ЖКС № 3 живущего в нужном доме, делают его инициатором общего собрания собственников, потом передают доверенность на «своего» человека, кстати, он один фигурирует почти во всех протоколах по смене УК, а так же всегда присутствует в счетной комиссии, которая подводит «правильные» итоги псевдоголосования жильцов, — говорит Светлана.
Этим человеком является Дмитрий Алексеевич Соловьев — сотрудник ООО «ЖКС № 3 Фрунзенского района». Он занимает должность начальника отдела по работе с собственниками помещений. Жильцы предполагают, что именно он мог подделать подписи Мустафаевой и протоколы общего собрания собственников как минимум в пяти домах.
— Как только сменяется УК, жильцам начинают раскидывать квитанции от ЖКС № 3, при том, что квитанции с завышенной платой, — говорит Светлана Затеева.
Жильцы дома по адресу улица Дунайская, 43, получили в одном месяце две квитанции. Одна — от прошлой УК, вторая — от вновь восшедшего на трон ЖКС № 3. Теперь люди не знают, что делать и по каким счетам платить. Точно такая же история на Пловдивской 2. Новая УК в лице Жилкомсервиса выдает вторые квитанции в независимости от того, платил жилец уже в этом месяце или нет.
— Люди же не просто так не хотят менять свои ТСЖ и ЖСК на ЖКС № 3. Мы следим за своими домами, парадными, потому что работаем для себя. Вы заметите тенденцию — если в доме, где есть правление собственников, гораздо чище и надежнее в плане трубопровода и прочего. В отопительный сезон квитанция в нашем доме на тысячу рублей меньше по сравнению с нашими соседями, у которых управляющая компания ЖКС № 3, — говорит Светлана Затеева.
В этом материале подробно описано то, как ЖКС № 3 пыталась захватить три дома. Есть еще по крайней мере девять адресов, захваченных Жилкомсервисом № 3 Фрунзенского района таким-же способом. Загребский бульвар д. 31, ул. Пловдивская д. 2 (жильцам этого дома недавно предъявили вторые квитанции от ЖКС № 3), Дунайский пр. д. 42 и д. 43, ул. Будапештская д. 108, ул. Ярослава Гашека д. 4 к. 1, Пр. Славы, д. 51, ул. Димитрова д. 16 и д. 18.
Злостный неплательщик
В 2017 году ГЖИ получило около 9,5 тысяч жалоб от жильцов на завышенные квартплаты, в 2018 году- более 10 тысяч. В основном жалобы поступали из тех домов, где управляют Жилкомсервисы, связанные с администрацией.
Сознательный переход от своей, частной и проверенной УК, к ЖКС № 3 немного нелогичен. Даже если забыть о многочисленных жалобах на ООО «ЖКС № 3 Фрунзенского района». Эта компания еще и находится на 24 месте в списке «злостные неплательщики» у ТГК-1.
На первое сентября 2019 года ЖКС № 3 задолжала производителю энергии более 25 млн. рублей. А согласно списку, опубликованному на сайте «ГУП Водоканал Санкт-Петербурга», долг ЖКС № 3 за воду еще больше — 68 млн. рублей.
Стоит отметить, что самые злостные неплательщики — не частные, а как раз государственные компании. Если взять первые десять ЖКС в списке неплательщиков, опубликованном «ГУП Водоканал Санкт-Петербурга», то их суммарная задолженность составит 1,5 млрд. рублей. А перед ТГК-1 долгов у десяти государственных компаний накопилось на сумму 1,8 млрд. рублей.