25 октября состоялось выездное совещание с участием представителей петербургского парламента, районных администраций, экспертов и журналистов, посвященное зеленым зонам, «выполняющим специальные функции» в Петербурге.
Согласно действующему Генплану города, «зона ТР5» является рекреационной. Участки этой зоны традиционно находятся вокруг предприятий, вдоль ЛЭП или берегов рек. В Правилах землепользования и застройки зоне ТР5 соответствуют две зоны: ТР5−1 и ТР5−2. Согласно ПЗЗ цель выделения зоны ТР5−1 — сохранение и развитие зеленых насаждений на территории водоохранных зон, а зоны ТР5−2 — сохранение и развитие зеленых насаждений на территории санитарно-защитных зон.
Руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ», глава группы экспертов постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного собрания Александр Карпов отметил, что у данного мероприятия есть две цели — городская и районная.
«У нас в Генеральном плане есть функциональная зона ТР5, которая достаточно объемна по территории и своей доле в общей площади рекреационных зон. В общем балансе ЗНОП и отдельно по районам она также заметна. „Новый экологический проект“ обследовал более 500 участков. Все они в очень разном состоянии. И главная задача сегодня — на нескольких примерах посмотреть, что там находится, а затем принять вдумчивое, системное решение по зоне ТР5. Либо мы оставляем все как есть, либо в определенных ситуациях переводим это в зону рекреации, которой смогут пользоваться люди. Либо используем ее для разделения жилой и промышленной застройки», — говорит Карпов.
Участники выездного совещания убедились на примере зон, «выполняющих специальные функции», расположенных вдоль рек Охта и Лубья в Красногвардейском районе, что ситуация, действительно, сложная. Во главе с Анастасией Филипповой, руководителем программ РОО «Новый экологический проект», все мужественно преодолевали преграды в виде сломанных веток, мусора и глубоких сточных канав. Да, берег той же Охты сегодня выглядит удручающе. Где-то к охранной водной зоне вплотную подходят бетонные заборы промзоны, где-то гаражи, а где-то предприимчивые граждане построили жилые дома и огородили их массивным забором. И многие участки сданы в аренду на 49 лет. Это фактически узаконенное владение. Что с этим делать, тоже не очень понятно.
Вместе с тем директор российского офиса архитектурного бюро MLA+ Яна Голубева отметила, что, например, 68% берегов реки Охты находится в естественном природном состоянии. И это лучший результат для рек Петербурга, большинство из которых одето в бетонные или гранитные набережные.
Если бы петербуржцы прокатились на лодке по Охте, они были бы поражены и увидели, как прекрасны ее нетронутые цивилизацией берега. Однако более чем 40% территории в заборах — к ней просто не подойти — она огорожена разными «хозяйствующими субъектами». Бюро готовит проект создания и благоустройства «зеленого коридора» по берегам Охты, чтобы жители смогли использовать их в рекреационных целях. Этот проект обсуждается и в администрации Красногвардейского района. Но реализовано это будет не в самой ближайшей перспективе.
Александр Мюльберг, начальник отдела Генерального плана Комитета по градостроительству и архитектуре правительства города, внимательно посмотрев вокруг себя, сказал: «Территорию, которую мы видим достаточно типична для водоохранной зоны. Еще в 2005 году при принятии нового Генплана было принято решение как-то оградить эту зону от застройки. И сейчас я уверен, что решение было правильное. Если сейчас возникнет другая идеология по поводу использования данных территории ТР5, то это возможно. Но я хочу подчеркнуть, что зона Р2 подразумевает действия, а зона ТР5 не предполагает действий. Если мы переводим в зону Р2, то кто-то должен взять за нее ответственность, она должна быть благоустроена, за ней постоянно должны следить и ухаживать». По его мнению, через лет 10 такие промзоны и гаражи исчезнут, а на их место придет жилищное строительство, поэтому вопрос обустройства береговой зоны обязательно возникнет.
Споров не возникло при обследовании ТР5 под линиями электропередач. Все согласились, что благоустройство в таких местах просто невозможно, пока ЛЭП не закопают под землю. А такие перспективы весьма туманны — финансовые средства для ухода ЛЭП в кабель просто космические и исчисляются в миллиардах рублей. Земля под ЛЭП в ближайшие годы так и будет бесхозным и унылым пустырем.
Для Центра экспертиз ЭКОМ мероприятие — продолжение проекта «Публичная экспертиза», призванного определить пути решения актуальных проблем территориального развития города и выработать по ним профессиональные рекомендации. Для РОО «Новый экологический проект» — часть проекта «Зелёный мегаполис. Мониторинг зон специального назначения Петербурга», которые реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Теперь слово за экспертами и законодателями. Им необходимо придумать и найти основания, схемы, механизмы для логичного и полезного для жителей города использования «зеленых зон спецназначения».