Истории

Московский район может стать «вторым Мурино»

В Московском районе есть муниципальный округ «Звездное», а в нем квартал, окруженный со всех сторон несколькими шоссе и железной дорогой. В нем практически отсутствует инфраструктура. Почему 30 тысяч жителей больше 10 лет живут без школы, а открытие поликлиники через пять лет расценивается как чудо.

Снимок экрана 2019-10-22 в 18.37.29.png

Квартал, входящий в состав МО "Звездное"


Школа нужна всем, кроме властей




Первые дома в квартале, входящем в муниципальное образование «Звездное» и ограниченном Пулковским шоссе, Дунайским проспектом, Московским шоссе и южным полукольцом ОЖД, появились еще в 1950-х годах. В восточной части квартала располагался мясокомбинат «Самсон», и для детей его работников была построена одна школа, однако ее вскоре закрыли. В 1990-е и 2000-е на месте теплиц фирмы «Лето» и на территории «Самсона» началась плотная жилая застройка. В квартале появилось много высотных домов, настолько много, что число квартир на данный момент примерно равняется 14 тысячам, а число жителей увеличилось до 30 тысяч. Но несмотря на огромное количество людей, школа в квартале так и не появилась. Дети добираются до учебы либо пешком (идти около двух километров до ближайшей школы, находящейся в соседнем квартале), либо едут на автобусе, по утрам набитом людьми.

— Для всех родителей это большая проблема отправить утром ребенка в школу. Наш квартал помещен в так называемый каменный мешок из четырех дорог: Пулковское шоссе, Дунайский проспект и Московское шоссе, через которые отпускать ребенка просто страшно, — говорит Екатерина Ильина, жительница квартала и создатель группы «ВКонтакте» «Средняя Рогатка: сделаем жизнь комфортнее».

Первоклассников квартала приписывают к школе № 519 и № 508. Если брать центр квартала, то расстояние до 519-й составит около двух с половиной километров, 508-я находится еще дальше. В условиях катастрофической нехватки общественного транспорта, недвижимых автомобильных заторов на выезде из района, чуть ли не единственная возможность добраться на учебу — идти пешком. Автобусов, идущих до школы, нет.

— Но школы не резиновые, даже тех первоклассников, которых приписали к школе № 519, не берут учиться. Банально нет мест, поэтому ответ для большинства одинаков: «Ждите». Но квартал ждет уже более десяти лет. Мы так скоро станем «вторым Муриным», — сказала Марина Карпова, жительница квартала.

Отсрочка за отсрочкой

Жители квартала получили надежду летом 2018 года, когда началось проектирование школы, к тому же, Комитет по строительству сообщал, что данное учебное заведение находится в списке приоритетных объектов образования. В марте 2019 года в ведомстве сказали, что на экспертизу проект здания отдадут 20 мая 2019.

Снимок экрана 2019-10-22 в 13.39.10.png

Официальный ответ комитета по строительству

Спустя пять месяцев, в сентябре 2019 года, Екатерина Ильина получила от Администрации вице-губернатора и комитета по строительству новые письма. В них уже говорится, что на экспертизу проект школы передадут в III квартале нынешнего года. В следующем письме дату двигают еще дальше — на октябрь 2019. Если вы думали, что отсрочка «дедлайна» на этом закончилась, вы не правы. В социальной сети «ВКонтакте» со страницы губернатора Александра Беглова один из жителей получил ответ, в котором дату откинули еще дальше, на ноябрь.

Снимок экрана 2019-10-22 в 13.44.47.png

Сообщение о переносе экспертизы на III квартал 2019

И вот чем подобные «отсрочки» опасны для жителей квартала МО «Звездное», ждущих школу на 1100 учеников. Бюджет Петербурга на следующий год принимается в середине-конце ноября. Сейчас проект школы должен проходить экспертизу, а этот процесс занимается от 30 до 40 дней. И пока экспертиза не закончена, власти не включат расходы на строительство жизненно необходимой для квартала школы в бюджет. Даже если проект одобрят, то это случится только в декабре. Легче от того, что экспертиза пройдена успешно, никому не станет, денег же не дадут… Жители просто потеряют год.

KqLn1tjLulk.jpg

На этом пустыре должна появиться школа

— В комитете по строительству сказали, что наш единственный шанс увидеть школу, как можно раньше, это попасть в весенние поправки бюджета 2020 года, — говорит Екатерина Ильина.

«Это будет чудо, если поликлинику откроют через 5 лет»

Квартал, попавший в дорожный квадрат, страдает от неразвитой социальной инфраструктуры. На 30 тысяч жителей ни одной работающей школы, ни одной поликлиники, нет даже библиотеки. Немного легче ситуация обстоит с детскими садами. Их на территории два — один, с номером 80, состоящий из двух корпусов -1970-х годов постройки и 2016 года постройки, и второй, который был открыт в марте текущего года — скоро ему будет присвоен номер 47.

— Да, детский садик нам сделали великолепный, но и за него нам пришлось биться не слабо. Тормошить комитет по строительству, писать в администрацию. Если не брать осадой государственные структуры, то толку никакого, — жалуется Екатерина Ильина.

Второй корпус первого сада открыли в декабре 2017 года. Здание построили, но к благоустройству прилегающей к нему территории подошли спустя рукава. Получилось так, что имеющиеся калитки сада нельзя было открыть — они выходили прямиком на дорожные проезды, а к новой калитке, которая выходит в сквер, дорожки не были сделаны. В итоге к входу были протоптаны тропы, которые в слякоть было невозможно преодолеть из-за грязи, а в холода подход к садику превращадся в каток

— Вот вам садик: хоть стойте, хоть летайте. Родители с детьми не могут попасть в садик. Зимнее время, все скользят по этому ледяному настилу, — говорит Мария Карпова.

Жителям пришлось требовать, чтобы администрация сделала временные деревянные дорожки к входу в садик, потому что в первых ответах администрации сообщалось, что постоянные дорожки будут сделаны через год, а про временные не было даже и речи



lbSQSnZl_-U.jpg

На сделанных новых дорожках всегда собираются лужи

Итого: в квартале, в котором живет почти 30 тысяч человек, построено два детских садика, отсутствуют школы, библиотеки и поликлиники.

С поликлиниками ситуация следующая. Власти планируют построить две поликлиники. Однако несмотря на то, что строительная компания передала землю под первую, необходимо так же изменить и градостроительную документацию, а именно внести поправки в проект планировки территории (ППТ), которых до сих пор нет. А без этих действий государство не может выделить деньги на социальное строительство, к тому же в адресную инвестиционную программу (АП) строительства объектов здравоохранения эту поликлинику не включат.

Если строительство поликлиники происходит за счет государства, то сначала объект вносится в государственную программу. Формируют пакет документов, потом вносят проектирование в бюджет, проект проходит несколько этапов согласования, а дальше все эти же этапы нужно проходить со строительством

Все это означает следующее: как говорят активисты, квартал получит первую поликлинику примерно через пять лет и то, если случится чудо.

Пробки длиною в жизнь


Еще одной проблемой квартала являются узкие улицы и отсутствие нормальных дорог, которые бы позволяли беспрепятственно выезжать на шоссе и скоростные магистрали.

— Вокруг многих зданий не сделаны круговые проезды. Мы просто из дома не можем выехать, машины сбиваются в кучу, разъехаться не могут, а когда еще с Пулковского шоссе заезжают люди, можно просто бросать машину и идти пешком. В квартале нет нормальной дорожной сети, — рассказывает Мария Карпова.



kt0heBbSEco.jpg

Утренние пробки

По ППТ восточная часть квартала спроектирована, по словам жителей, более менее ровно. Там присутствует сетка улиц, подъезды к домам. С западной частью все гораздо хуже. Жилые массивы, где просто ничего нет. Ни дорог, ни квартальных проездов, только дома, обнесенные забором и закрытые шлагбаумами.

— Эта часть квартала размежевана до последнего метра. Застройщику просто жалко выделять земли под улично-дорожную сеть (УДС). Главная цель — запихнуть как можно больше жилых массивов, а на развитие инфраструктуры можно закрыть глаза, — добавляет Марина Карпова.

По утрам выезд из квартала нередко превращается в одну огромную пробку.

AOuB8t_A9tU-2.jpg

Эта вереница не припаркованных машин, а длинная неподвижная пробка

Но не у всех жителей есть машины, поэтому для них доступны два варианта: велодорожки и автобусы. Создание дорог для велосипедистов кажется чем-то невообразимым. Во-первых, при проектировании почему-то изначально не закладываются велодорожки, это можно заметить по проектам новой улицы, Среднерогатской. Во-вторых, власти пытаются впихнуть велодорожки в уже готовую инфраструктуру, из-за этого свободного места становится еще меньше.

Автобусных остановок три — две на Пулковском шоссе и одна на Дунайском проспекте — это на весь квартал, а новые автобусные маршруты, которые могли бы проходить по улице в центре квартала — Среднерогатской — не известно, когда появятся.

— Мне, например, с двумя детьми до остановки надо идти 15 минут, кому-то и то больше. Пока дойдешь до нее, пока запихнешься в автобус, вместе с половиной квартала, которая с утра едет на работу, — говорит Екатерина.

lXzvXOu98lA.jpg

Подведем итог. Школа на 1100 мест за последние десять лет так и не появилась. Два детских садика переполнены, а о первой поликлинике жители только мечтают, потому что в лучшем случае она появится через пять лет. Неправильно организованные дорожные разъезды, узкие улицы и неприспособленная для столь плотной жилой застройки дорожная сеть приводит к тому, что люди уже по-настоящему опасаются того, что их квартал превратится во «Второе Мурино».

Проект создан на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print