Истории

Полюстрово — миллионы квартир посреди свалки

Калининский район в XIX веке был одним из главных промышленных центров Петербурга, рядом — деревни и села. Существовал баланс числа жителей, дорог и инфраструктуры, но, когда предприятия стали распродавать, а на их месте строить жилые кварталы, или «человейники», как прозвали их урбанисты, проблемы посыпались одна за другой.

По численности населения район сейчас занимает второе место в городе. Не строятся объекты социальной инфраструктуры, дороги и скверы, в результате новоселы заезжают в дома посреди полей и свалок, без дорог, освещения и тротуаров.
Так произошло с жителями трех кварталов: «25−26 квартал», «24−27 квартал» и «36 квартал».

Самая яркая и активная группа активистов в районе представляет три квартала новостроек в Полюстрово — Полюстрово «25−26», «24−27», и «36 квартал».

«По проекту в квартале 25−26 должна была быть построена поликлиника для взрослых, а в соседнем — „24−27“ — детская. Но их нет, — рассказывает активный житель и автор группы „Три квартала“ Алина Беляева. — У нас не хватает по нормативам детских садов и школ». В своей группе Алина приводит точную статистику нехватки в районах школ и садов:

«В настоящее время в квартале «25−26» заселено или строится девять жилых комплексов (Калина-Парк, Калина-Парк 2, Калейдоскоп, Кантемировский, Синема, Иван-да-Марья, Утренняя Звезда, Кирилл и Дарья, Суворов). В соответствии с градостроительными нормами Петербурга численность населения этих ЖК составляет 21970 человек, из них 2640 школьников и 1311 дошкольников.

На сегодняшний день в квартале устроено 1675 мест в школах и 400 — в детских садах. Таким образом, жителям квартала не хватает 965 мест в школах и 911 в детских садах. Учитывая, что в соседнем квартале, где почти достроен ЖК «Дом на Блюхера 4», строительство школы не планируется, а районная администрация официально заявляет, что будет направлять детей в школы нашего квартала, дефицит увеличивается еще на 330 мест и составляет уже 1295″, — говорится в справке.

В квартале предусмотрено строительство нескольких детских садов на участках 8 (220 мест), 70 (220 мест) и 37 (250 мест), но этого уже недостаточно. Для покрытия существующего дефицита нужен еще один детский сад на 220 мест.

Житель ЖК «Пифагор» в квартале «Полюстрово — 24−27» Глеб Панов вместе с другими активистами давно пытается привлечь внимание властей к проблемам квартала.

Квартал, в котором они живут — Полюстрово-24−27 — построен три года назад. «Вместе с жителями мы написали более тысячи обращений по нашим проблемам разным ветвям власти, регулярно ходим на встречи к чиновникам, приглашаем их сюда, к нам и Беглов приезжал, и Пониделко (глава района Василий Понеделко. -Прим. ред.), в последний раз — в прошлом месяце. Кварталы сданы в эксплуатацию уже давно, а у нас до сих пор нет ни одного садика, школы, вообще нет дорог в принципе и отсутствует благоустройство».

В квартале нет освещения на улицах, нет нормальных проездов, нет ни одного сквера, и это, не говоря уже о поликлинике, школе и садах.

«Благоустройство, наверное, самая большая проблема. У нас нет дорог, нет ливневки, нет освещения, в квартале два места с огромными свалочными массами высотой с пятиэтажный дом (у ЖК „Город Мастеров“ и ЖК „Ландыши“) и шириной в несколько земельных участков. — говорит он — Полный беспредел».

Глеб сообщил, что в районе часто совершаются правонарушения — бьют машины, угоняют, обворовывают, поджигают, поэтому они пытались включить квартал в программу «Безопасный город», по которой устанавливают камеры для профилактики правонарушений. Но им отказали.

Благоустройство в квартале обещают начать в 2020 году, при этом жителям отказали в устройстве сквера на месте, где планируется строительство торгового центра.

«Зеленых зон у нас практически не предусмотрено, в создании небольшого сквера отказано. Нас просто игнорируют. По норме озеленения на одного человека положено 12 метров зелени. В ответе на мой запрос нам насчитали в квартале на одного человека — 21,3 кв. метра зелени. Где они ее взяли? У нас нет зелени вообще. Только газоны и то в будущем, но на них не будет деревьев — это не зелень! — возмущается Глеб.

Лишь на одном участке квартала уцелели дикие деревья, но их скоро срубят. Здесь по проекту планировки должны разместиться школы и сады. А за ними — так называемый ЖК «Белорусский квартал» — это социальный жилой комплекс, состоящий из нескольких зданий, высотой в 25 этажей.

Жилье в «Белорусском квартале» будет социальным. Профинансирует стройку Петербург. В августе конкурс на проектирование квартала выиграла компания ООО «Севзапинжтехнология» — проект будет выполнен за 194 млн рублей.

В каждом доме компания должна обустроит подземные паркинги и квартиры для инвалидов-колясочников. «По условиям техзадания, подрядчик спроектирует новые дома высотой не более 25 этажей на пяти участках, ограниченных проспектами Блюхера, Полюстровским и новыми улицами», — говорится в официальном сообщении Смольного.

Напомним, такой же квартал был построен в Невском районе — его название «СУН-16». Дома подрядчик построил, а вот школ и садиков здесь нет до сих пор, при том, что жителями квартала стали многодетные семьи.

Что касается социальной инфраструктуры, то пока обещанные три детских сада, школа и детская поликлиника — только в проекте. «Если повезет — нам в бюджет заложат деньги на строительство первого детского садика, у нас сейчас уже в квартале живут более 7,5 тысяч жителей. Плюс в соседнем квартале — Кушелевке — тоже нехватка социальной инфраструктуры. И в лучшем случае у нас начнут строить в следующем году — только детский сад. — рассказывает Глеб.

Отсутствие какого-либо благоустройства приводит к тому, что квартал не убирают — ни от мусора, ни от снега. Этой зимой только после нескольких десятков жалоб удалось добиться того, чтобы управляющие компании в квартале начали убирать снег.

Есть у активистов и небольшие успехи — например, после того, как зимой к ним начали свозить снежные массы со всего города, активистам удалось добиться того, чтобы это место исключили из маршрута. Также удалось договориться с лицеем, который находится в квартале, чтобы он предоставлял свое футбольное поле для жителей — чтобы они тоже могли им пользоваться. Одна активистка добилась того, чтобы город согласовал проект строительства в будущем в квартале полноценной детской поликлиники — изначально хотели открывать только кабинет врача общей практики.

Шанхай в 36 квартале

Шанхай — так иронично однажды назвала свой квартал 36 Елена Зубова, председатель ТСЖ «Полюстрово» и сама жительница одного из домов по Кондратьевскому проспекту.

Корень проблем квартала в его истории возникновения. Раньше, по словам местных жителей, 20 гектар земли принадлежали заводу «Авангард», потом он продали ее разным застройщикам, по частям. Никакого плана развития территории, никакого проекта — каждый застройщик строил, как считал нужным. В итоге, квартал оказался крайне некомфортным для жизни: отсутствуют дороги, межквартальные проезды, парковочные места, благоустройство, школы, сады, поликлиники. Жители пытаются шутить — из зелени у них есть только Богословское кладбище.

Тоже самое и с соседним кварталом — «25−26». «Земля принадлежала военным. Потом они продали ее разным застройщикам. Те дома построили и все, а как это все будет существовать вместе — никто не думал. И в итоге единый пазл не сложился, — рассказывает общественный активист Юлия Зубарева. — Сейчас у нас есть участки, где не организованы даже дороги к жилым домам».

По словам Юлии Зубаревой, по ППТ квартал рассчитан на 30 тысяч жителей, сейчас пока проживает половина. На данный момент у жителей квартала — всего один въезд и выезд с квартала с Кушелевской дороги. «Должна строиться улица Богословская, но это и не улица, а межквартальный проезд, который никуда не выводит, — говорит Юлия. — Наша болевая точка — это единственный въезд с Кушелевской дороги». Тем, кто выезжает на Лабораторный проспект, не легче. Он стоит все время в сторону Маршала Блюхера.

Вторая проблема — социальная инфраструктура, точнее ее отсутствие. В данный момент в квартале действует лишь одна — школа № 100, начальная школа № 220 и два детских сада — но этого недостаточно, группы и классы переполнены. Мест всем не хватает — детей приходится возить в школы и сады на Луначароского и на Замшина. Там от детей из новостроек тоже не в восторге — группы переполнены.

«При этом в нашу 100-ю школу возят детей аж с Финляндского вокзала, потому что у них нет своей», — говорит жительница района.

«У нас нет ни одной зеленой зоны в принципе: ни скверика, ни парка, ничего, — продолжает Юлия виртуальный тур по району. —  И еще нарисовалась одна проблема: группа ЛСР сдала жилой комплекс «Калейдоскоп» — очень большой. По проектной документации застройщику одобрили разрешение на строительство с учетом того, что они построят паркинг. А они понастроили жилых домов, а паркинг вынесли в 3-ю очередь. И сейчас дома ввели в эксплуатацию и официально, у себя на странице пишут людям, что паркинг строить не будут.

И, действительно, в обсуждениях мы нашли вопрос жительницы и ответ от компании ЛСР: Полина Каширина интересовалась: «С начала июля собственники ЖК Калейдоскоп наблюдают, как на месте будущего паркинга демонтируют ранее залитый фундамент, выравнивая площадку и засыпая её землёй. Прошу пояснить: какие работы происходят на месте обещанного паркинга. Специалист группы ЛСР отвечает Полине, что вместо паркинга, им построят обычную автостоянку: «Строительство автостоянки объекта ЖК «Калейдоскоп» по адресу пр. Маршала Блюхера, д. 12, лит. АШ, остановлено. На существующем пятне застройки будет выполнена плоскостная наземная автостоянка».

Парковок катастрофически не хватает — жители вынуждены ставить машины на газонах, тротуарах, пешеходных дорожках. Скорая, пожарная, аварийная служба — проехать по этим джунглям не могут. «Машины паркуются как попало, но ГИБДД к нам не ездит, потому что правила движения на дворовые территории не распространяются. А к нам уже пару раз пожарная не смогла проехать, к моему дому скорая не может подъехать», — перечисляет беды Юлия Зубарева.

Транспортный коллапс

У жителей нескольких огромных корпусов домов № 7 по Кушелевской дороге, построенных компанией ЦДС, вместо дороги — «танкодром», выложенный строительными плитами.

Жители, вынужденно пользуются дорогой, потому что других вариантов у них нет: «Там грязь, лужи, ни пройти, ни проехать, освещения нет. Не предусмотрены пешеходные дорожки, люди ходят по газонам, — Юлия объясняет, почему дорогу не могут реконструировать и даже внести в план развития. — Когда-то здесь проходила железнодорожная ветка, и она принадлежит РЖД. Но сейчас фактически ее нет — рельсы давно под бетонными плитами, но на бумаге она осталась. А по планам города там должна пройти дорога к домам № 7 по Кушелевской дороге. РЖД говорит — я хочу денег за эту дорогу. А Комитет по имущественным отношениям отвечает: мы не можем, потому что физически этого пути нет — что мы купим? На этом диалог завис. Ситуация плачевная. И так у нас во всем».

Юлия и другие жители делают предположения, почему взялись строить не особенно нужную внутриквартальную Богословскую улицу, которая никуда не выводит: «Застройщик построил два новых здания и планирует сдавать их какому-то медицинскому центру. А чтобы медцентр был с подъездами, они строят эту улицу».

Действительно важную улицу — Бестужевскую, которая могла бы разгрузить район, — начали строить только в этом году «по поручению врио губернатора Петербурга Александра Беглова». Но и тут проблема — ее строят без соединения с Кушелевской дорогой. Юлия Зубарева попыталась разобраться:

«Мы докопались до всех документов, нашли списки дорог, карту, нашли длину улицы, какой она должна быть и просто сходили и измерили всю ее, начиная от Энергетиков. Ну жить-то как-то надо! И оказалось, что она должна быть чуть ли не до этих несчастных „седьмых домов“ от ЦДС — прямо до поворота к ним. А нам отвечают — нет, она короче. Мы написали, показали — смотрите, по картам вот так должно быть. И только тогда все сдвинулось с мертвой точки и вынудили сделать дорогу длиннее. Сейчас они не до конца, но какой-то кусок сделали. Потому что невозможно было ездить. Мы уже шутим между собой — настолько во всем разбираемся, что уже сами можем работать в администрации».

«Бестужевская должна была разгрузить квартал, но в итоге все будут выезжать на Лабораторный проспект и сейчас пробка скапливается там. Это помимо того, что еще в квартале 36 строят дом на Лабораторном 23, то есть людей еще прибавится, — рассказывает Алина Беляева. —  Богословскую не могут пробить с Блюхера на Бестужевскую, потому что там участок выкуплен, и он планируется под коммерческую застройку».

В июле в квартал приезжал врио губернатора Беглов. После его приезда в закипела работа. Из квартала 24−27 начали вывозить так называемые свалочные массы — то что оставили после себя застройщики, в квартале 36 дали добро на обустройство сквера на Кондратьевском, 70, в Комитете по строительству занялись разработкой концепции улично-дорожной сети кварталов.

Были и обещания, в выполнение которых жители не верят. «Садик, который должен был построить КВС, — есть земля, проект уже разработан и согласован, осталось городу выделить на это деньги. Беглов обещал, что выделят, но только КИО ответил нам, что у города денег нет, поэтому садика не будет. Сейчас про садик — тишина», —

Юлия говорит, что опасается, как бы на месте садика не появился медицинский центр, ведь земля в частной собственности у застройщика, и тот не обременен никакими обязательствами перед городом и может сдать участок кому угодно.

«Также у нас произошло с землей на углу участка Кушелевской дороги и ЖД. РСИ строит там ЖК „Суворов“. Застройщик „Росстройинвест“ (РСИ) купил огромный участок, на котором по проекту должны быть паркинги, детский садик, спортивный комплекс. Но РСИ заявили, что хотят построить просто жилые дома. То есть хотят лишить нас даже нарисованной на бумаге инфраструктуры. Мы боремся с ними уже два года с ними — ходим на все обсуждения ППТ и пока вроде в нашу пользу. Но мы прекрасно понимаем, что хочет застройщик и живем как на пороховой бочке».

Проект создан при поддержке гранта Санкт-Петербурга

share
print