Город

Колпино: Транспортные проблемы, темнота и обидчивый Повелий

ПРОСЛУШАТЬ НОВОСТЬ

версия для печати
Александр Беглов еще летом во время предвыборной кампании назвал Колпино одним из самых проблемных мест Петербурга. Этот город действительно многими воспринимается именно как рабочий и депрессивный: транспортная недоступность, непрезентабельный вид, отпугивающая «достопримечательность» в виде Новых Крестов. А еще — глава района Анатолий Повелий, который никому не позволит коверкать свою фамилию и требует извинений от молодых учительниц, подражая одному известному руководителю с Кавказа.
Колпино: Транспортные проблемы, темнота и обидчивый Повелий Фото: Анастасия Гавриэлова

Привлекательного в городе Колпино мало. Однако у района есть своя богатая история и красивая река Ижора, здесь много зелени и недорогие квартиры. Около 10 лет как Колпино стал самодостаточным городом со своей инфраструктурой, позволяющей людям и жить, и работать не выезжая из района. Корреспондент MR7 пообщался с местными жителями и определил ряд проблем, которые беспокоят общественность.

Простоквашино: Кто тут «против детей» выступает?

На следующий день после муниципальных и губернаторских выборов, 9 сентября 2019 года, жители улицы Ижорского батальона обнаружили, что их большой зеленый двор по периметру окружен забором. Позже появился информационный щит, где сообщалось, что здесь к июню 2020 года будет построен детский сад на 220 мест с бассейном и зимним садом.

Жители начали возмущаться — в микрорайоне шесть садиков, две школы и никакой проблемы с местами у них нет. Наоборот, им нужен сквер и желательно освещенный и благоустроенный.

1.jpg

Медийности противостоянию придала приехавшая из Москвы журналистка Наталия Андреева, которая здесь выросла: «Я в этом дворе выросла, здесь живут мои родственники. Семь лет назад я уехала в Москву, работала на федеральном телеканале и вернулась Петербург в сентябре по делам, как раз, когда забор поставили. Тетя попросила меня помочь, — Наталия Андреева подробно рассказывает о причинах своей вовлеченности, потому что защитники детского сада, объявившие жителям двора чуть ли не войну, начали намекать на ее, ангажированность. — И я включилась».

Наталия пригласила журналистов, которые приехали на народный сход в сквере перед забором. Он прошел 21 сентября — собрал около 200 человек. Приехал глава района Анатолий Повелий — жители столпились вокруг и твердили одно: оставьте нам наш сквер и лучше благоустройте его, мы не против садика, давайте вместе найдем для него другое место. На что глава отвечал: садик всегда был в планах на эту территорию, где вы были раньше?

2.jpg

Под прямой трансляцией в группе в защиту сквера, которая появилась 14 сентября, жители обсуждали происходящее. Старожилы вспомнили, что в 80-х проблем с садиками не было. А стоящая во дворе стоматологическая клиника изначально строилась как детский сад, но потом здание перепрофилировали, потому что на тот момент проблему с дошкольными учреждениями закрыли. Надежда Сиротенко пишет:

«Сейчас детсад и, думаю, не один нужен жильцам новостроек на земле поселка Тельмана. О чем там договаривается наша администрация, но почему-то колпинцы, проживающие на Ижбата, узнают об этом в последнюю очередь. Это несправедливо».

По мнению жителей, в садике нуждаются жители новостроек в поселке им. Тельмана, который территориально относится к Тосненскому району Ленинградской области, а по факту — через улицу от двора на улице Ижорского батальона. По «традиции» застройщик не торопится обеспечивать район инфраструктурой, а именно детскими садами и школами, поэтому тельмановцы идут на хитрость — покупают временные прописки в соседнем Колпино, чтобы обеспечить своим детям возможность ходить в детские сады.

«Люди из Тельмана правдами и неправдами прописываются временно и постоянно в Колпино и соответственно возят детей сюда, и даже по документам у них в Тельмана нет нехватки в детских садах, хотя там огромное количество нового жилья. Они же создают у нас пробки, потому что везут детей сюда на машинах. Естественно люди в Простоквашино возмущаются, потому что когда этот район строился — все было рассчитано и всегда всего хватало, пока не начали застраивать Тельмана. Вы посмотрите доски объявлений в местных газетах — „куплю/ продам прописку в Колпино“ — самые распространенные, — говорит избранный муниципальный депутат, выступающий на стороне защитников сквера Роман Волга. — И получается, что из таких людей складывается очередь в детские сады в нашем районе. А в поселке Тельмана — очередь составляет всего 77 детей. Эта картина не совсем соответствует действительности. Но в этом никто не хочет разбираться».

О ситуации с поселком Тельмана, где из-за застройщика, который не торопится возводить сады и школы, знают все. Но администрация Тосненского района об этом молчит, а жители — не могут доказать свою правоту. У соседей было несколько претензий к главе района: почему с ними не посоветовались, почему не провели общественные слушания, почему садик решили строить именно в их дворе застройки 80-х годов, тогда как нехватка садов остро ощущается в соседнем поселке им. Тельмана, принадлежащем Ленобласти, где были запланированы, но так и не построены два детских сада?

Но вместо того, чтобы вести диалог с жителями и попробовать найти компромисс, администрация Повелия развернула против них информационную войну.

21 сентября открылась вторая группа в Вконтакте: «Мы за садик на ИЖБАТА». По утверждению жителей за пару дней в нее набралось 565 участников, многие из которых — боты, или жители других районов. В группе начали появляться видео в поддержку строительства детского сада — от взрослых и детей, в некоторых из них жители позже опознали родственников муниципальных депутатов и чиновников администрации Колпинского района. Открылась вторая петиция на Change.org.

Но самое неприятное — административный ресурс включился и в бюджетных учреждениях. Одной из учительниц школы № 456 22-летней Елизавете Поляковой, открыто написавшей комментарий в защиту сквера во дворе директор школы пригрозила увольнением:

«Не дай Бог ты еще что-нибудь напишешь — ты уволена».

Девушку заставили удалить свои комментарии, удалиться из группы, убрать лайки и написать извинения Анатолию Повелию за то, что в одном из комментариев она написала его фамилию с маленькой буквы:

«Я сидела при ней и все удаляла. Не дай бог еще раз такое и все. Ты не имеешь право. Ты учительница, ты не имеешь право писать ничего».

Вовлеченная в скандал Елизавета после всей этой истории перестала отвечать на звонки и закрыла свою страницу в соцсети. Анатолий Повелий, которому жители двора задали вопрос о девушке пообещал, что ее не уволят, но признал, что не позволит коверкать свою фамилию.

Жителям на встрече с администрацией сообщили, что слушания по размещению во дворе детского сада прошли в 2014-м году — предоставили скриншоты из газет, где были размещены маленькие квадратики объявлений о них. По данным администрации на слушания пришли 22 человека. Однако, жители уверяют, что о слушаниях слышат впервые.

Две группы людей столкнулись в нешуточной схватке. В ход пошли оскорбления, угрозы, обвинения. Тех, кто за сквер обвинили в нелюбви к детям, а сам двор по описаниям — это не сквер, а грязная лужа с наркоманами, собачьими какашками и блюющими школьниками.

В ответ от активистов звучат обвинения в том, что защитники садика — «фейки» и боты, а также замаскированные жители поселка Тельмана. На стороне тех, кто за сад — администрация, глава района Анатолий Повелий, муниципальные депутаты от Единой России. В защиту жителей, ратующих за сохранение сквера — два муниципальных депутата-яблочника, попавшие в новый созыв, бывший глава поселка Тельмана Юрий Кваша.

После народных сходов, стройка не приостановилась, а только ускорилась. И это несмотря на то, что жители написали жалобы и заявления во все инстанции, ожидали от администрации диалога, ГАТИ уже нашли на стройке нарушения, а депутат ЗАКСа Борис Вишневский обнаружил, что по информации из КГА на объект отсутствует утвержденный проект перепланировки. Депутат отмечает: «Отсутствие утвержденного ППТ не означает, что разрешение на строительство детского сада на месте зеленой зоны незаконно. Однако, это означает, что жителей ввели в заблуждение, рассказывая им, что в 2014 году с ними что-то обсудили, и что ППТ есть. Решение о строительстве не основано на градостроительной документации, и не основано на результате публичных слушаний, оно чисто волевое: решили здесь строить — и все тут. Мнение граждан никак не учтено».

Единственное, что пообещали жителям — оставшуюся зеленую территорию благоустроят. Но людей это не вдохновляет — они понимают, что теперь их двор превратится в парковку для автомобилей, на которых родители будут привозить и увозить детей из сада.

«Нам наобещали много всего: детские площадки, дорожки, зону отдыха для пенсионеров и инвалидов, клумбы и деревья — на оставшейся от застройки территории. Но для этого не остается места!

А тем временем Администрация Колпинского района пытается представить всем, что якобы стороны конфликта пришли к соглашению и им удалось договориться. Это не так", — пишут жители в своей группе, глядя на то, как техника уже копает котлован.

И вспоминают слова Александра Беглова, произнесенные во время предвыборной встречи с жителями Колпино: «Никто лучше не знает, где детская, где спортивная площадки, где зона для пенсионеров, где освещение и еще многое другое. Поэтому для нас очень важна прямая связь с общественностью. Правительство и должно работать с учетом мнения жителей. Горожане должны высказывать свое слово, это должно входить в программу».

В пробках

Олег Шляхтин, ведущий блог «Моста Глупости», живет в Колпино с 1982 года. Он отмечает, что лет 10 назад Колпино стало самодостаточным пригородом, в котором было все — от развлечения до бытовых услуг, а с вводом Софийской улицы и после открытия метро Шушары даже немного улучшилась транспортная ситуация. Однако, и проблем у района предостаточно.

«В Колпино остро стоит транспортная проблема — мы находимся в пригороде на юге и до сих пор, несмотря на то, что метро вот к нам приближается потихоньку -проблема стоит очень остро», — говорит он.

Фактически из Колпино три выезда, ведущих в центр Петербурга — это Московское шоссе, Софийская улица и Шлиссельбургское шоссе (через Рыбацкое). До открытия Софийской улицы в пробке на Московском шоссе можно было провести 2,5 часа. Сейчас ситуация полегче. Но ее можно было бы улучшить, если бы Софийскую, как и обещали продлили от круга на Колпинском шоссе до Заводского проспекта:

«Обещали еще в 16-м году. Но сейчас уже 19-й, а работы так и не начались».

Значительно разгрузить дороги могла бы альтернатива в виде электричек — ведь в Колпино есть железнодорожная станция. «Но к сожалению, график электричек очень порезали и бывают перерывы по два часа. Летом — в час, например, с 18:20 до 19:35 или утром с 8:05 до 8:40. Просто дикие разрывы. И в результате народу в электрички набивается много, давка, душегубка, да еще и едет медленно. Очень некомфортно».

Такая же ситуация с автобусами — их мало. К открытой недавно станции Шушары пустили новый маршрут — 330, но автобусов так мало, что в них набивается огромное количество людей — ехать в такой давке 40 минут тяжело.

«Выхожу из метро и вижу — огромная толпа на остановке, — рассказывает о своих поездках на работу Олег. — Вроде только метро открыли, обещали 330 автобус и маршрутки. Маршруток нет — один автобус за всех отдувается. На линии — пять автобусов. Обещанный интервал в одинадцать минут соблюдать не могут».

Между Колпино и станцией метро «Звездная» курсирует множество маршруток, но по словам жителей они так носятся, что в них просто страшно ездить.

И тем не менее колпинцы с ужасом ждут следующего лета, когда маршрутки обещают отменить вследствие транспортной реформы. Они не верят, что социальные автобусы будут ходить также часто. «Это больная тема. С одной стороны маршрутки — это африканский путь развития, с другой — я уверен, что у нас не смогут сделать реформу и будут страдать все. Тем самым у людей вообще испортится отношение к автобусным маршрутам».

Именно по этой причине, колпинцы предпочитают ездить на работу, которая как правило, находится в центральной части Петербурга — на личных автомобилях. Это создает дополнительную нагрузку на три несчастных выезда из Колпино — и как следствие, в часы пик возникают неизбежные пробки.

30 лет в темноте

Колпинцы уже привыкли, а жителям из других районов это может показаться странным — большинство дворов в Колпино не освещаются (фото).

Олег занялся проблемой в 2014-м году, он ездил по вечерам на велосипеде по Колпино и фотографировал дворы, потом составил карту неосвещенных дворов и начал писать во все инстанции.

Как и почему так произошло — никто не знает. Олег предполагает, что застроенный в 80-е годы район столкнулся с кризисом 90-х годов — именно на этот год попала наладка освещения — денег у страны и города не было. Проблему отложили на потом, а «потом» так и не наступило.

«У меня была такая надежда, что я раскачаю эту тему, сделаю много заявок, объезжу Колпино сделаю фотографии дворов, сделаю карту освещения и что я быстро найду отклик у чиновников и мы вместе что-то, наконец, сделаем», — рассказывает Олег.

Он узнал, что у Ленэнерго есть программа «Светлый город», в адресную программу которой входили Сестрорецк, Колпинский район и другие. По этому плану, освещением в Колпино должны были заняться в 2016-м и в 2017-м году, а закончить в 2018-м. «Но все это накрылось медным тазом: ни планировки ничего не сделали. Программу свернули».

Но Олег Шляхтин не оставлял надежд и постоянно напоминал администрации о том, что проблема осталась. «И видимо я достал администрацию — с начала этого года Ленэнерго передало хозяйство в Колпино Ленсвету. И те недели три назад выдали план по освещению в Колпино — кварталами. Сначала будут делать планировочные решения, потом застройка. Так что в ближайшие 2−3 года у нас появится во дворах свет».

Кстати, сквер, за который воюют жители на улице Ижорского Батальона — тоже не освещается.

Шляхтин считает, что одной из причин многих проблем в районе является нежелание руководства района идти на диалог с жителями, прислушиваться к их мнению и учитывать пожелания.

«Общественные слушания всегда проводятся очень тихо, — говорит он. — Я отслеживаю, где могу и хожу на них, чтобы высказать свое мнение, но этого мало. Не хватает человечности что ли в отношении к жителям».

Он вспоминает общественные слушания по парку на Чухонке, который долгое время представлял из себя полукриминальную зону: «Здесь терялись и пропадали люди». «Я был на этих слушаниях. Они проводились в рамках отчета в конце года. Так вот администрация отчитывалась, что она сделала за год, а рядом стояла урна, куда можно было кидать свои предложения по парку. Ни плана парка, ни обсуждения нормального — не было», — говорит он. И как следствие, парк сдали со страшными «недоделками».

Например, футбольное поле не по размеру — и ворота стоят на асфальтовой части, а не на траве: «Я увидел множество непрофессиональных решений. А если бы план работ был вывешен до начала ремонта, то колпицы могли бы заранее внести свои предложения. Например, они совместили велодорожки с пешеходными. Чего нельзя делать ни в коем случае, потому что велосипедисты будут напрягать окружающих пешеходов. А я предлагал сделать отдельный трек для велосипедистов, который зимой бы превращался в лыжный трек».

Благоустройством в Колпино тоже недовольны — часто администрации проще снести аварийную детскую площадку, чем отремонтировать ее. А новых нет — по нескольку лет.

Весной жители Колпино обнаружили, что в зале ожидания на железнодорожной станции Колпино половину зала отрезали и сдали в аренду магазину «Все по 300». Жалобы в Роспотребнадзор и посты в крупных колпинских пабликах заставили администрацию убрать магазин, однако через какое-то время на его месте открыли пышечную. Места в зале стало значительно меньше: «Люди стоят и коптятся там».

Олег считает, что во многом в таком отношении власти к колпинцам виноваты и сами жители, не проявляя особой активности. Выборы в муниципалитеты прошли тихо и гладко — фальсификаций или не было, или они прошли очень незаметно. Сам он пытался пойти в депутаты по просьбе жителей, но его срезали на этапе регистрации: «Когда я сдал подписи, они забраковали одну — но я все равно проходил. Графологической экспертизе не понравилось оформление шапки, а именно почерк». В итоге в муниципалитеты прошли в основном те же депутаты, кто и был ранее — единоросы и мимикрировавшие под самовыдвиженцев представители той же партии.

«На самом крупном колпинском паблике — „Колпинский район“ (76000 подписчиков) — под постом, „пропала собачка“ — 200 комментариев и тысячи лайков, а под постом, где мы обсуждаем проблему освещения дворов — тишина», — говорит он — Люди не очень активны, правда сейчас начинают «очухиваться». А проблеме уже 30 лет!".

Кроме освещения Олег ратует за велосипедизацию Колпино, хотя и понимает, что сейчас это не самая острая проблема: «Развитие слабое»: «Колпинский район чем хорош — по нему приятно прогуляться пешком. Поэтому я хотел бы развивать город удобным для пешеходов, велосипедистов, самокатов. У нас есть проблемы: узкие тротуары и мало пешеходных переходов. Сколько я ни бился, за все время удалось пробить только один пешеходный переход на Бульваре Трудящихся».

В проекте велосипедизации, который продвигает комитет по транспортному развитию Петербурга — Колпинский район тоже присутствует. Были разработаны маршруты первой велодорожки, жители выбрали путем опроса самый для них симпатичный — им оказалась велодорожка вдоль Пролетарской улицы. Но реализован план будет еще не скоро — после 2025 года.

Колпинский район необычен тем, что состоит из города Колпино и пяти поселков — Металлострой, Усть-Ижора, Понтонный, Саперный и Петро-Славянка.

Активный житель Металлостроя Юрий Баранов начинает рассказ с проблемы выезда из района: «Рыбацкое и Металлострой соединяет узкое шоссе по одной полосе в каждую сторону. Между ними микрорайон назывался Усть-Славянка — там были раньше частные домики, а сейчас начали активное высотное строительство, понастроили много жилых домов, а дороги остались те же — соответственно постоянные пробки и, учитывая, что нет светофоров, все по ним еще и бегают туда-сюда. Все автобусы забиты. А со следующего года снимают все маршрутки — проблем прибавится. У нас ведь народ как сел у метро, так и едут до конца. Мест не хватает. Маршрутки более-менее маневренные, и дешевле. А если их отменят, не думаю, что автобусы спасут ситуацию».

Еще поселок страдает от запахов очистных сооружений. Жителям обещают, что вскоре очистные переедут в Рыбацкое, где будут находиться под крышей. Но пока — роза ветров постоянно приносит неприятные запахи.

«Строится много жилья — был поселок 15 тысяч, стало 30. Котельная выдохлась — не справляется. Ее постоянно латают, а она дохнет. Вода грязная, холодная. Не хватает ничего: школ, садов, поликлиник. В Усть-Ижоре и Саперном — нет школ. Дети из поселков ездят учиться в Колпино, Рыбацкое, Металлострой. Тратят время на дорогу и занимают чужие места. В Петро-Славянке школа есть, но она начальная, — рассказывает о жизни поселков Юрий Баранов. — Также там из транспорта только железнодорожная станция и 1,5 автобусных маршрута. По самому поселку ничего не ходит из общественного транспорта. В Усть-Ижоре нет банков — только почта».

Поселок Усть-Ижора уникален, это памятник архитектуры — расположен на берегу реки и состоит только из частных домов. Высотное строительство здесь запрещено. Однако, качество реки оставляет желать лучшего. В нее сбрасывается выше по течению все, что только можно.

Одной из болевых точек Металлостроя является долгострой Ижора-Парк, где во время строительства четвертой очереди застройщик Норманн — объявил себя банкротом. Стройка на Садовой улице в Металлострое идёт с 2013 года. Сроки ввода проблемного комплекса переносили не раз. Летом строительная готовность объекта составляла 94%. Строительно-монтажные работы в ЖК «Ижора Парк» обещали завершить к октябрю.

В Петро-Славянке жители просят власти организовать школьный автобус. В поселке есть только начальная школа. Дети постарше раскиданы по школам в разных частях района. Пригородные электрички ходят с интервалом в 4 часа, маршрутка — раз в 1,5 часа, да еще и не всегда в Петро-Славянке останавливается. Но пока их просьбы не слышит обидчивый Анатолий Повелий.

Блокадный сад хотят снести

В центре Металлостроя есть садоводчество «Нева», известное как «Блокадный сад» — потому что здесь во время блокады выращивали овощи для жителей Ленинграда.

4.jpg

Сад был основан в 1942 году, и на протяжении всей войны, и особенно, в дни блокады, снабжал ленинградцев фруктами и овощами. «В пятидесятые годы решением СовМина СССР сад был передан в бессрочное пользование работникам и служащим завода ЛЭЗ, — говорится в группе „Защитим Блокадный сад“. — После развала Советского Союза, сад несколько раз пытались снести, и делали все, что бы не дать садоводам приватизировать их законную землю. Однако, правда была на стороне садоводов, и в 2014 и 2015 годах удалось выиграть подряд три суда, подтвердившие право СНТ „Нева“ на землю».

В 2015-м году Центром повышения эффективности использования государственного имущества было принято постановление о сносе садоводства. Членов товарищества уведомили с помощью объявлений, развешенных на заборе с требованием покинуть свои участки, а затем на место пригнали тяжелую технику для демонтажа построек. Так началась история противостояния садоводов и властей города. На месте садоводства планируют построить высотные жилые дома и инфраструктурные объекты. По словам Юрия Баранова, владельцев СНТ пытаются всеми правдами и неправдами выселить с их участков, не давая их приватизировать. Пожары — тоже бывают.

«У нас порядка 9 гектар земли. Около 500 человек копается в земле — в основном пенсионеры. Этим и выживают. А для застройщиков — это лакомый кусочек», — рассказывает Баранов.

В поселках, как и в Колпино — есть большие проблемы с освещением. А так как школы и сады находятся, порой в разных частях поселков — детям приходится ходить по темным улицам.

Черных мусорщиков ловят фотоловушками

Депутат МО «Колпино» Павел Дедик несколько лет борется со свалками.

«Одна из проблем нашего района — удаленность от центра и большая территория промзон, куда недобросовестные водители вывозят мусор. Наша организация занимается ликвидацией несанкционированных свалок и так как у нас много тихих уголков — горе водители находят места куда можно это все вываливать», — рассказывает он.

7.jpg

Штрафы для водителя, если поймают минимальные — всего 5 тысяч рублей. Для юридических лиц штрафы больше и уголовная ответственность, но доказать их причастность очень сложно. «Водители, как правило, берут всю вину на себя, — комментирует Дедик. — Город в этом году выделил нам порядка 130 млн рублей на ликвидацию свалок. На сегодняшний день большая часть из них ликвидирована». Теперь организация Павла Дедика — Агентство по благоустройству — занимается тем, чтобы предотвращать «вываливание» мусора. Они устанавливают железобетонные блоки, железные оградительные конструкции, и фотоловушки.

Недавно, с помощью такой фотоловушки в Петро-Славянке удалось поймать нарушителя. «Это фото-камера, по сети 4G передает на телефон, в случае срабатывания датчика движения, MMS-сообщение с видео-роликом. Недавно такая фотоловушка помогла поймать грузовик в Металлострое. На место приехали росгвардейцы, водитель попытался соврать, что это не он вывалил доски, а они тут были до него — но наш видеоролик с фотоловушки расставил все по своим местам».

Недавно удалось поймать «черных мусорщиков», которые срезали ограждения. «Эти ограждения находятся на балансе нашего агентства — состоялись суды и эти граждане осуждены на два года каждый», — говорит Дедик и сокрушается, что на эти деньги, потраченные на борьбу с мусорщиками и свалками, можно было бы построить новый детский сад.

К новым Крестам привыкли

Интересную подробность рассказали жители Колпино про новый следственный изолятор Кресты, который недавно открылся в Колпино, после закрытия старого на Арсенальной набережной.

Люди уже привыкли к этому огромному серому комплексу, который видно с открытых участков Колпино. Рядом построили новый финский квартал Юттери.

Жители утверждают, что особенного дискомфорта он не доставляет: глаз уже замылился. Известная в Колпино общественная активистка под ником Птица Сова рассказывает, что если не приближаться к СИЗО — то беспокойства нет: «Они орут, вы удивитесь, но там заключенные переговариваются в вечернее время и ночью через окна. Здания так построены, что одно крыло видит другое и есть возможность орать друг другу в открытое окно. В остальном беспокойства нет. Иногда им устраивают салюты и дискотеки на поле напротив, но жителям это не мешает».

Проект создан на средства гранта Санкт-Петербурга

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Instagram, Яндекс.Новости




Лента новостей