Город

Колпино: Транспортные проблемы, темнота и обидчивый Повелий


версия для печати
Александр Беглов еще летом во время предвыборной кампании назвал Колпино одним из самых проблемных мест Петербурга. Этот город действительно многими воспринимается именно как рабочий и депрессивный: транспортная недоступность, непрезентабельный вид, отпугивающая «достопримечательность» в виде Новых Крестов. А еще — глава района Анатолий Повелий, который никому не позволит коверкать свою фамилию и требует извинений от молодых учительниц, подражая одному известному руководителю с Кавказа.
Колпино: Транспортные проблемы, темнота и обидчивый Повелий Фото: Анастасия Гавриэлова

Привлекательного в Колпино мало. Однако, у района есть своя богатая история и красивая река Ижора, здесь много зелени и недорогие квартиры. Около 10 лет как Колпино стал самодостаточным городом со своей инфраструктурой, позволяющей людям и жить, и работать не выезжая из района. Корреспондент MR7 пообщался с местными жителями и определил ряд проблем, которые беспокоят общественность.

Простоквашино: Кто тут «против детей» выступает?

На следующий день после муниципальных и губернаторских выборов — 9 сентября 2019 года жители улицы Ижорского батальона обнаружили, что их большой зеленый двор по периметру окружен забором. Позже появился информационный щит, где сообщалось, что здесь к июню 2020 года будет построен детский сад на 220 мест с бассейном и зимним садом.

Жители начали возмущаться — в микрорайоне шесть садиков, две школы и никакой проблемы с местами у них нет. Наоборот, им нужен сквер и желательно освещенный и благоустроенный.

1.jpg

Медийности противостоянию придала приехавшая из Москвы журналистка Наталия Андреева, которая здесь выросла: «Я в этом дворе выросла, здесь живут мои родственники. Семь лет назад я уехала в Москву, работала на федеральном телеканале и вернулась Петербург в сентябре по делам, как раз, когда забор поставили. Тетя попросила меня помочь, — Наталия Андреева подробно рассказывает о причинах своей вовлеченности, потому что защитники детского сада, объявившие жителям двора чуть ли не войну, начали намекать на ее, ангажированность. — И я включилась».

Наталия пригласила журналистов, которые приехали на народный сход в сквере перед забором. Он прошел 21 сентября — собрал около 200 человек. Приехал глава района Анатолий Повелий — жители столпились вокруг и твердили одно: оставьте нам наш сквер и лучше благоустройте его, мы не против садика, давайте вместе найдем для него другое место. На что глава отвечал: садик всегда был в планах на эту территорию, где вы были раньше?

2.jpg

Под прямой трансляцией в группе в защиту сквера, которая появилась 14 сентября, жители обсуждали происходящее. Старожилы вспомнили, что в 80-х, проблем с садиками не было. А стоящая во дворе стоматологическая клиника изначально строилась как детский сад, но потом здание перепрофилировали, потому что на тот момент проблему с дошкольными учреждениями закрыли. Надежда Сиротенко пишет:

«Сейчас детсад и, думаю, не один нужен жильцам новостроек на земле поселка Тельмана. О чем там договаривается наша администрация, но почему-то колпинцы, проживающие на Ижбата, узнают об этом в последнюю очередь. Это несправедливо».

По мнению жителей — в садике нуждаются жители новостроек в поселке им. Тельмана, который территориально относится к Тосненскому району Ленинградской области, а по факту — через улицу от двора на улице Ижорского батальона. По «традиции» застройщик не торопится обеспечивать район инфраструктурой, а именно детскими садами и школами, поэтому тельмановцы идут на хитрость — покупают временные прописки в соседнем Колпино, чтобы обеспечить своим детям возможность ходить в детские сады.

«Люди из Тельмана правдами и неправдами прописываются временно и постоянно в Колпино и соответственно возят детей сюда, и даже по документам у них в Тельмана нет нехватки в детских садах, хотя там огромное количество нового жилья. Они же создают у нас пробки, потому что везут детей сюда на машинах. Естественно люди в Простоквашино возмущаются, потому что когда этот район строился — все было рассчитано и всегда всего хватало, пока не начали застраивать Тельмана. Вы посмотрите доски объявлений в местных газетах — „куплю/ продам прописку в Колпино“ — самые распространенные, — говорит избранный муниципальный депутат, выступающий на стороне защитников сквера Роман Волга. — И получается, что из таких людей складывается очередь в детские сады в нашем районе. А в поселке Тельмана — очередь составляет всего 77 детей. Эта картина не совсем соответствует действительности. Но в этом никто не хочет разбираться».

О ситуации с поселком Тельмана, где из-за застройщика, который не торопится возводить сады и школы, знают все. Но администрация Тосненского района об этом молчит, а жители — не могут доказать свою правоту. У соседей было несколько претензий к главе района: почему с ними не посоветовались, почему не провели общественные слушания, почему садик решили строить именно в их дворе застройки 80-х годов, тогда как нехватка садов остро ощущается в соседнем поселке им. Тельмана, принадлежащем Ленобласти, где были запланированы, но так и не построены два детских сада?

Но вместо того, чтобы вести диалог с жителями и попробовать найти компромисс, администрация Повелия развернула против них информационную войну.

21 сентября открылась вторая группа в Вконтакте: «Мы за садик на ИЖБАТА». По утверждению жителей за пару дней в нее набралось 565 участников, многие из которых — боты, или жители других районов. В группе начали появляться видео в поддержку строительства детского сада — от взрослых и детей, в некоторых из них жители позже опознали родственников муниципальных депутатов и чиновников администрации Колпинского района. Открылась вторая петиция на Change.org.

Но самое неприятное — административный ресурс включился и в бюджетных учреждениях. Одной из учительниц школы № 456 22-летней Елизавете Поляковой, открыто написавшей комментарий в защиту сквера во дворе директор школы пригрозила увольнением:

«Не дай Бог ты еще что-нибудь напишешь — ты уволена».

Девушку заставили удалить свои комментарии, удалиться из группы, убрать лайки и написать извинения Анатолию Повелию за то, что в одном из комментариев она написала его фамилию с маленькой буквы:

«Я сидела при ней и все удаляла. Не дай бог еще раз такое и все. Ты не имеешь право. Ты учительница, ты не имеешь право писать ничего».

Вовлеченная в скандал Елизавета после всей этой истории перестала отвечать на звонки и закрыла свою страницу в соцсети. Анатолий Повелий, которому жители двора задали вопрос о девушке пообещал, что ее не уволят, но признал, что не позволит коверкать свою фамилию.

Жителям на встрече с администрацией сообщили, что слушания по размещению во дворе детского сада прошли в 2014-м году — предоставили скриншоты из газет, где были размещены маленькие квадратики объявлений о них. По данным администрации на слушания пришли 22 человека. Однако, жители уверяют, что о слушаниях слышат впервые.

Две группы людей столкнулись в нешуточной схватке. В ход пошли оскорбления, угрозы, обвинения. Тех, кто за сквер обвинили в нелюбви к детям, а сам двор по описаниям — это не сквер, а грязная лужа с наркоманами, собачьими какашками и блюющими школьниками.

В ответ от активистов звучат обвинения в том, что защитники садика — «фейки» и боты, а также замаскированные жители поселка Тельмана. На стороне тех, кто за сад — администрация, глава района Анатолий Повелий, муниципальные депутаты от Единой России. В защиту жителей, ратующих за сохранение сквера — два муниципальных депутата-яблочника, попавшие в новый созыв, бывший глава поселка Тельмана Юрий Кваша.

После народных сходов, стройка не приостановилась, а только ускорилась. И это несмотря на то, что жители написали жалобы и заявления во все инстанции, ожидали от администрации диалога, ГАТИ уже нашли на стройке нарушения, а депутат ЗАКСа Борис Вишневский обнаружил, что по информации из КГА на объект отсутствует утвержденный проект перепланировки. Депутат отмечает: «Отсутствие утвержденного ППТ не означает, что разрешение на строительство детского сада на месте зеленой зоны незаконно. Однако, это означает, что жителей ввели в заблуждение, рассказывая им, что в 2014 году с ними что-то обсудили, и что ППТ есть. Решение о строительстве не основано на градостроительной документации, и не основано на результате публичных слушаний, оно чисто волевое: решили здесь строить — и все тут. Мнение граждан никак не учтено».

Единственное, что пообещали жителям — оставшуюся зеленую территорию благоустроят. Но людей это не вдохновляет — они понимают, что теперь их двор превратится в парковку для автомобилей, на которых родители будут привозить и увозить детей из сада.

«Нам наобещали много всего: детские площадки, дорожки, зону отдыха для пенсионеров и инвалидов, клумбы и деревья — на оставшейся от застройки территории. Но для этого не остается места!

А тем временем Администрация Колпинского района пытается представить всем, что якобы стороны конфликта пришли к соглашению и им удалось договориться. Это не так", — пишут жители в своей группе, глядя на то, как техника уже копает котлован.

И вспоминают слова Александра Беглова, произнесенные во время предвыборной встречи с жителями Колпино: «Никто лучше не знает, где детская, где спортивная площадки, где зона для пенсионеров, где освещение и еще многое другое. Поэтому для нас очень важна прямая связь с общественностью. Правительство и должно работать с учетом мнения жителей. Горожане должны высказывать свое слово, это должно входить в программу».

В пробках

Олег Шляхтин, ведущий блог «Моста Глупости», живет в Колпино с 1982 года. Он отмечает, что лет 10 назад Колпино стало самодостаточным пригородом, в котором было все — от развлечения до бытовых услуг, а с вводом Софийской улицы и после открытия метро Шушары даже немного улучшилась транспортная ситуация. Однако, и проблем у района предостаточно.

«В Колпино остро стоит транспортная проблема — мы находимся в пригороде на юге и до сих пор, несмотря на то, что метро вот к нам приближается потихоньку -проблема стоит очень остро», — говорит он.

Фактически из Колпино три выезда, ведущих в центр Петербурга — это Московское шоссе, Софийская улица и Шлиссельбургское шоссе (через Рыбацкое). До открытия Софийской улицы в пробке на Московском шоссе можно было провести 2,5 часа. Сейчас ситуация полегче. Но ее можно было бы улучшить, если бы Софийскую, как и обещали продлили от круга на Колпинском шоссе до Заводского проспекта:

«Обещали еще в 16-м году. Но сейчас уже 19-й, а работы так и не начались».

Значительно разгрузить дороги могла бы альтернатива в виде электричек — ведь в Колпино есть железнодорожная станция. «Но к сожалению, график электричек очень порезали и бывают перерывы по два часа. Летом — в час, например, с 18:20 до 19:35 или утром с 8:05 до 8:40. Просто дикие разрывы. И в результате народу в электрички набивается много, давка, душегубка, да еще и едет медленно. Очень некомфортно».

Такая же ситуация с автобусами — их мало. К открытой недавно станции Шушары пустили новый маршрут — 330, но автобусов так мало, что в них набивается огромное количество людей — ехать в такой давке 40 минут тяжело.

«Выхожу из метро и вижу — огромная толпа на остановке, — рассказывает о своих поездках на работу Олег. — Вроде только метро открыли, обещали 330 автобус и маршрутки. Маршруток нет — один автобус за всех отдувается. На линии — пять автобусов. Обещанный интервал в одинадцать минут соблюдать не могут».

Между Колпино и станцией метро «Звездная» курсирует множество маршруток, но по словам жителей они так носятся, что в них просто страшно ездить.

И тем не менее колпинцы с ужасом ждут следующего лета, когда маршрутки обещают отменить вследствие транспортной реформы. Они не верят, что социальные автобусы будут ходить также часто. «Это больная тема. С одной стороны маршрутки — это африканский путь развития, с другой — я уверен, что у нас не смогут сделать реформу и будут страдать все. Тем самым у людей вообще испортится отношение к автобусным маршрутам».

Именно по этой причине, колпинцы предпочитают ездить на работу, которая как правило, находится в центральной части Петербурга — на личных автомобилях. Это создает дополнительную нагрузку на три несчастных выезда из Колпино — и как следствие, в часы пик возникают неизбежные пробки.

30 лет в темноте

Колпинцы уже привыкли, а жителям из других районов это может показаться странным — большинство дворов в Колпино не освещаются (фото).

Олег занялся проблемой в 2014-м году, он ездил по вечерам на велосипеде по Колпино и фотографировал дворы, потом составил карту неосвещенных дворов и начал писать во все инстанции.

Как и почему так произошло — никто не знает. Олег предполагает, что застроенный в 80-е годы район столкнулся с кризисом 90-х годов — именно на этот год попала наладка освещения — денег у страны и города не было. Проблему отложили на потом, а «потом» так и не наступило.

«У меня была такая надежда, что я раскачаю эту тему, сделаю много заявок, объезжу Колпино сделаю фотографии дворов, сделаю карту освещения и что я быстро найду отклик у чиновников и мы вместе что-то, наконец, сделаем», — рассказывает Олег.

Он узнал, что у Ленэнерго есть программа «Светлый город», в адресную программу которой входили Сестрорецк, Колпинский район и другие. По этому плану, освещением в Колпино должны были заняться в 2016-м и в 2017-м году, а закончить в 2018-м. «Но все это накрылось медным тазом: ни планировки ничего не сделали. Программу свернули».

Но Олег Шляхтин не оставлял надежд и постоянно напоминал администрации о том, что проблема осталась. «И видимо я достал администрацию — с начала этого года Ленэнерго передало хозяйство в Колпино Ленсвету. И те недели три назад выдали план по освещению в Колпино — кварталами. Сначала будут делать планировочные решения, потом застройка. Так что в ближайшие 2−3 года у нас появится во дворах свет».

Кстати, сквер, за который воюют жители на улице Ижорского Батальона — тоже не освещается.

Шляхтин считает, что одной из причин многих проблем в районе является нежелание руководства района идти на диалог с жителями, прислушиваться к их мнению и учитывать пожелания.

«Общественные слушания всегда проводятся очень тихо, — говорит он. — Я отслеживаю, где могу и хожу на них, чтобы высказать свое мнение, но этого мало. Не хватает человечности что ли в отношении к жителям».

Он вспоминает общественные слушания по парку на Чухонке, который долгое время представлял из себя полукриминальную зону: «Здесь терялись и пропадали люди». «Я был на этих слушаниях. Они проводились в рамках отчета в конце года. Так вот администрация отчитывалась, что она сделала за год, а рядом стояла урна, куда можно было кидать свои предложения по парку. Ни плана парка, ни обсуждения нормального — не было», — говорит он. И как следствие, парк сдали со страшными «недоделками».

Например, футбольное поле не по размеру — и ворота стоят на асфальтовой части, а не на траве: «Я увидел множество непрофессиональных решений. А если бы план работ был вывешен до начала ремонта, то колпицы могли бы заранее внести свои предложения. Например, они совместили велодорожки с пешеходными. Чего нельзя делать ни в коем случае, потому что велосипедисты будут напрягать окружающих пешеходов. А я предлагал сделать отдельный трек для велосипедистов, который зимой бы превращался в лыжный трек».

Благоустройством в Колпино тоже недовольны — часто администрации проще снести аварийную детскую площадку, чем отремонтировать ее. А новых нет — по нескольку лет.

Весной жители Колпино обнаружили, что в зале ожидания на железнодорожной станции Колпино половину зала отрезали и сдали в аренду магазину «Все по 300». Жалобы в Роспотребнадзор и посты в крупных колпинских пабликах заставили администрацию убрать магазин, однако через какое-то время на его месте открыли пышечную. Места в зале стало значительно меньше: «Люди стоят и коптятся там».

Олег считает, что во многом в таком отношении власти к колпинцам виноваты и сами жители, не проявляя особой активности. Выборы в муниципалитеты прошли тихо и гладко — фальсификаций или не было, или они прошли очень незаметно. Сам он пытался пойти в депутаты по просьбе жителей, но его срезали на этапе регистрации: «Когда я сдал подписи, они забраковали одну — но я все равно проходил. Графологической экспертизе не понравилось оформление шапки, а именно почерк». В итоге в муниципалитеты прошли в основном те же депутаты, кто и был ранее — единоросы и мимикрировавшие под самовыдвиженцев представители той же партии.

«На самом крупном колпинском паблике — „Колпинский район“ (76000 подписчиков) — под постом, „пропала собачка“ — 200 комментариев и тысячи лайков, а под постом, где мы обсуждаем проблему освещения дворов — тишина», — говорит он — Люди не очень активны, правда сейчас начинают «очухиваться». А проблеме уже 30 лет!".

Кроме освещения Олег ратует за велосипедизацию Колпино, хотя и понимает, что сейчас это не самая острая проблема: «Развитие слабое»: «Колпинский район чем хорош — по нему приятно прогуляться пешком. Поэтому я хотел бы развивать город удобным для пешеходов, велосипедистов, самокатов. У нас есть проблемы: узкие тротуары и мало пешеходных переходов. Сколько я ни бился, за все время удалось пробить только один пешеходный переход на Бульваре Трудящихся».

В проекте велосипедизации, который продвигает комитет по транспортному развитию Петербурга — Колпинский район тоже присутствует. Были разработаны маршруты первой велодорожки, жители выбрали путем опроса самый для них симпатичный — им оказалась велодорожка вдоль Пролетарской улицы. Но реализован план будет еще не скоро — после 2025 года.

Колпинский район необычен тем, что состоит из города Колпино и пяти поселков — Металлострой, Усть-Ижора, Понтонный, Саперный и Петро-Славянка.

Активный житель Металлостроя Юрий Баранов начинает рассказ с проблемы выезда из района: «Рыбацкое и Металлострой соединяет узкое шоссе по одной полосе в каждую сторону. Между ними микрорайон назывался Усть-Славянка — там были раньше частные домики, а сейчас начали активное высотное строительство, понастроили много жилых домов, а дороги остались те же — соответственно постоянные пробки и, учитывая, что нет светофоров, все по ним еще и бегают туда-сюда. Все автобусы забиты. А со следующего года снимают все маршрутки — проблем прибавится. У нас ведь народ как сел у метро, так и едут до конца. Мест не хватает. Маршрутки более-менее маневренные, и дешевле. А если их отменят, не думаю, что автобусы спасут ситуацию».

Еще поселок страдает от запахов очистных сооружений. Жителям обещают, что вскоре очистные переедут в Рыбацкое, где будут находиться под крышей. Но пока — роза ветров постоянно приносит неприятные запахи.

«Строится много жилья — был поселок 15 тысяч, стало 30. Котельная выдохлась — не справляется. Ее постоянно латают, а она дохнет. Вода грязная, холодная. Не хватает ничего: школ, садов, поликлиник. В Усть-Ижоре и Саперном — нет школ. Дети из поселков ездят учиться в Колпино, Рыбацкое, Металлострой. Тратят время на дорогу и занимают чужие места. В Петро-Славянке школа есть, но она начальная, — рассказывает о жизни поселков Юрий Баранов. — Также там из транспорта только железнодорожная станция и 1,5 автобусных маршрута. По самому поселку ничего не ходит из общественного транспорта. В Усть-Ижоре нет банков — только почта».

Поселок Усть-Ижора уникален, это памятник архитектуры — расположен на берегу реки и состоит только из частных домов. Высотное строительство здесь запрещено. Однако, качество реки оставляет желать лучшего. В нее сбрасывается выше по течению все, что только можно.

Одной из болевых точек Металлостроя является долгострой Ижора-Парк, где во время строительства четвертой очереди застройщик Норманн — объявил себя банкротом. Стройка на Садовой улице в Металлострое идёт с 2013 года. Сроки ввода проблемного комплекса переносили не раз. Летом строительная готовность объекта составляла 94%. Строительно-монтажные работы в ЖК «Ижора Парк» обещали завершить к октябрю.

В Петро-Славянке жители просят власти организовать школьный автобус. В поселке есть только начальная школа. Дети постарше раскиданы по школам в разных частях района. Пригородные электрички ходят с интервалом в 4 часа, маршрутка — раз в 1,5 часа, да еще и не всегда в Петро-Славянке останавливается. Но пока их просьбы не слышит обидчивый Анатолий Повелий.

Блокадный сад хотят снести

В центре Металлостроя есть садоводчество «Нева», известное как «Блокадный сад» — потому что здесь во время блокады выращивали овощи для жителей Ленинграда.

4.jpg

Сад был основан в 1942 году, и на протяжении всей войны, и особенно, в дни блокады, снабжал ленинградцев фруктами и овощами. «В пятидесятые годы решением СовМина СССР сад был передан в бессрочное пользование работникам и служащим завода ЛЭЗ, — говорится в группе „Защитим Блокадный сад“. — После развала Советского Союза, сад несколько раз пытались снести, и делали все, что бы не дать садоводам приватизировать их законную землю. Однако, правда была на стороне садоводов, и в 2014 и 2015 годах удалось выиграть подряд три суда, подтвердившие право СНТ „Нева“ на землю».

В 2015-м году Центром повышения эффективности использования государственного имущества было принято постановление о сносе садоводства. Членов товарищества уведомили с помощью объявлений, развешенных на заборе с требованием покинуть свои участки, а затем на место пригнали тяжелую технику для демонтажа построек. Так началась история противостояния садоводов и властей города. На месте садоводства планируют построить высотные жилые дома и инфраструктурные объекты. По словам Юрия Баранова, владельцев СНТ пытаются всеми правдами и неправдами выселить с их участков, не давая их приватизировать. Пожары — тоже бывают.

«У нас порядка 9 гектар земли. Около 500 человек копается в земле — в основном пенсионеры. Этим и выживают. А для застройщиков — это лакомый кусочек», — рассказывает Баранов.

В поселках, как и в Колпино — есть большие проблемы с освещением. А так как школы и сады находятся, порой в разных частях поселков — детям приходится ходить по темным улицам.

Черных мусорщиков ловят фотоловушками

Депутат МО «Колпино» Павел Дедик несколько лет борется со свалками.

«Одна из проблем нашего района — удаленность от центра и большая территория промзон, куда недобросовестные водители вывозят мусор. Наша организация занимается ликвидацией несанкционированных свалок и так как у нас много тихих уголков — горе водители находят места куда можно это все вываливать», — рассказывает он.

7.jpg

Штрафы для водителя, если поймают минимальные — всего 5 тысяч рублей. Для юридических лиц штрафы больше и уголовная ответственность, но доказать их причастность очень сложно. «Водители, как правило, берут всю вину на себя, — комментирует Дедик. — Город в этом году выделил нам порядка 130 млн рублей на ликвидацию свалок. На сегодняшний день большая часть из них ликвидирована». Теперь организация Павла Дедика — Агентство по благоустройству — занимается тем, чтобы предотвращать «вываливание» мусора. Они устанавливают железобетонные блоки, железные оградительные конструкции, и фотоловушки.

Недавно, с помощью такой фотоловушки в Петро-Славянке удалось поймать нарушителя. «Это фото-камера, по сети 4G передает на телефон, в случае срабатывания датчика движения, MMS-сообщение с видео-роликом. Недавно такая фотоловушка помогла поймать грузовик в Металлострое. На место приехали росгвардейцы, водитель попытался соврать, что это не он вывалил доски, а они тут были до него — но наш видеоролик с фотоловушки расставил все по своим местам».

Недавно удалось поймать «черных мусорщиков», которые срезали ограждения. «Эти ограждения находятся на балансе нашего агентства — состоялись суды и эти граждане осуждены на два года каждый», — говорит Дедик и сокрушается, что на эти деньги, потраченные на борьбу с мусорщиками и свалками, можно было бы построить новый детский сад.

К новым Крестам привыкли

Интересную подробность рассказали жители Колпино про новый следственный изолятор Кресты, который недавно открылся в Колпино, после закрытия старого на Арсенальной набережной.

Люди уже привыкли к этому огромному серому комплексу, который видно с открытых участков Колпино. Рядом построили новый финский квартал Юттери.

Жители утверждают, что особенного дискомфорта он не доставляет: глаз уже замылился. Известная в Колпино общественная активистка под ником Птица Сова рассказывает, что если не приближаться к СИЗО — то беспокойства нет: «Они орут, вы удивитесь, но там заключенные переговариваются в вечернее время и ночью через окна. Здания так построены, что одно крыло видит другое и есть возможность орать друг другу в открытое окно. В остальном беспокойства нет. Иногда им устраивают салюты и дискотеки на поле напротив, но жителям это не мешает».

Проект создан на средства гранта Санкт-Петербурга

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники



Ранее по теме




Лента новостей

Проверь себя

Пенсионный возраст: повышать или нет?

Проголосовало: 3259

Все опросы…