Город

Как строились новые станции «Фрунзенского радиуса»


версия для печати
История строительства Фрунзенского радиуса начинается в 2014 году, когда Смольный заключил контракт с Метростроем на продолжение строительства трех станций метро фиолетовой ветки: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Их пуска ждали еще в 2017 году, но все растянулось на два года. Корреспондент MR7 вспомнил, как строили необходимое для Фрунзенского района метро.
Как строились новые станции «Фрунзенского радиуса» Фото: MR7.ru

Год, бюджет и сроки

В 2014 году началась работа над возведением станционного котлована или «стены в грунте» на станциях «Дунайская» и «Шушары». В июне 2015 году проходческий щит «Надежда» закончил прокладку тоннеля по всему направлению «Международная» — «Шушары». Протяженность участка составила 5,23 км, длина двухпутного тоннеля — 3,79 км.

В контракте, который город заключил с Метростроем, было прописано, что срок сдачи объектов в 2017 году, открыть метро для пассажиров планировали в 2018 (полгода выделялось на работу с документацией и приемку выполненных работ). Бюджет строительства — 35 млрд. Однако в дальнейшем его сократили до 26 млрд.

Пропускная способность участка линии — 40 пар поездов в час. Суточный объем пассажирских перевозок составит около 1 млн пассажиров.

О важных этапах строительства

«Проспект Славы»: К лету 2016 года станция находится в высокой степени готовности, горно-проходческие работы выполнены практически на 100%. Начинается монтаж эскалаторов. В марте 2017 года Метрострой готов проводить испытания эскалаторов и наладку инженерных сетей. Через полгода «Проспект славы» начинают облицовывать гранитом.

«Дунайская»: В 2015 году горнопроходческий щит «Надежда» завершает проходку двухпутного тоннеля от депо «Южное» до станции «Проспект Славы». Начинаются монтажные и бетонные работы.

«Шушары»: 23 января 2014 года в работу запущен проходческий щит для строительства двухпутного тоннеля диаметром 10,3 м от «Шушар» в сторону «Дунайской». Спустя год, 20 декабря 2014, года проходка тоннеля была завершена.

Переносы дат и серьезные проблемы

Работы на всех трех станциях шли с отставанием. Сроки сдачи сначала перенесли на май 2018, потом на декабрь 2018-го. «Метрострой» называл причиной подобных срывов в работе сокращение бюджета проекта на 9 млрд рублей. Плюс было много случаев, когда Смольный затягивал приемку выполненных работ.

А это означает следующее: если работу не принимают, то и выделенные деньги не перечисляют на счет компании. Метрострою тогда были нужны не дополнительные инвестиции, а быстрая приемка выполненных работ, чтобы у него была возможность своевременно выплачивать зарплату работникам.

Все это привело к тому, что Метрострой начал брать кредиты, погружаться в долговые обязательства.

Эти проблемы с финансированием и своевременной оплатой со стороны города уже выполненных работ вылились в трехмесячную задержку зарплат метростроителям в декабре 2018 (задолженность Метростроя перед рабочими составляла порядка 200 млн рублей) и заморозке счетов налоговыми службами в январе 2019-го.

Работы на стройплощадках трех станций Фрунзенского радиуса практически не велись из-за нехватки материалов и топлива.

Итог: правительство Санкт-Петербурга начинает расторжение контрактов с Метростроем на строительство всех веток метро.

Мы здесь с 2014 года, мы заложили бетонное основание, мы проложили двухпутный тоннель, первый в истории метростроения в России между прочим. Станция готова на 90 процентов, только доделывать ее нечем и некому. Метростроителей снимают с проекта и насильно разгоняют по домам, потому что платить нечем. Это больно, — говорили в январе 2019 года работники Метростроя.

В каком состоянии были станции

На момент попытки расторжения контрактов в январе 2019 с работами на станциях Фрунзенского радиуса у Метростроя практически не было проблем. 90% было готово, все упиралось в деньги. В начале 2019 года «голыми» стояли только зоны турникетов. Метростроители ждали лишь поставок материалов. Инженерные коммуникации — водопровод, канализация, отопление, электроснабжение — планировалось монтировать как раз с января 2019-го, когда на стройплощадку привезут материалы.

Возобновление отношений

19 февраля 2019 правительство Санкт-Петербурга пошло «на мировую» и перезаключило старые контракты на строительство фиолетовой ветки с Метростроем, но уже на новых условиях. Измененные даты сдачи объекта — 1 сентября; новые финансовые возможности — Смольный обязался проавансировать Метрострой на 2 млрд. рублей.

В начале марта 2019-го, когда ожили банковские счета и с Метростроем начали расплачиваться заказчики, возобновились работы и на Фрунзенском радиусе, хотя субподрядные организации должны были заступить на строительную площадку в январе.

Тем не менее 1 сентября 2019 года станцию для пассажиров не открыли. Назначили новую дату — 5 сентября 2019 года.

Открытие

Врио губернатора Петербурга Александр Беглов 5 сентября открыл продолжение Фрунзенского радиуса лишь в тестовом режиме. Решение было обосновано тем, что Ростехнадзор не выдал заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС), найдя порядка 100 нарушений.

И, наконец, спустя месяц, 1 октября, сотрудники Ростехнадзора проверили готовность к открытию продолжения Фрунзенского радиуса. Согласно заключению специалистов, станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» можно начинать эксплуатировать.

Ранее по теме


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники





Лента новостей