Истории

Прорыв «заговора молчания»

«Люди хотят знать» — эти слова, некогда вычеркнутые цензором из «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, стали названием выставки, которая откроется 6 сентября 2019 года в Музее политической истории. Выставка, созданная Фондом сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина при поддержке музея и ЦГАЛИ (Центрального государственного архива литературы и искусства), посвящена 40-летию выхода в свет «Блокадной книги».

Сейчас нам уже кажется, что каноническая книга Даниила Гранина и Алеся Адамовича была всегда, что блокадные свидетельства «от первого лица» — строки дневников и монологи блокадников — говорят с нами с этих страниц, что книга эта до сих пор остается одним из важнейших проводников в мир блокадных людей. Но далеко не сразу ее удалось опубликовать. Она вышла впервые не в Ленинграде, а в Москве — в издательстве «Советский писатель» и по тем временам достаточно небольшим тиражом — всего-то 30 тысяч экземпляров на весь СССР.

Об идее создания книги, о том как Адамович и Гранин собирали материал, каким трудным был путь книги к читателю, рассказывает выставка.

Ее куратор Наталия Соколовская — петербургский писатель, редактор, публикатор блокадных дневников напоминает, что судьба даже отдельных глав книги, готовящихся к публикации в «Новом мире» решалась на самом верху — в ЦК КПСС.

Собирались печатать в седьмом и восьмом номерах журнала за 1977 год, но приостановили на полгода — по прямому указанию Отдела пропаганды ЦК КПСС по записке из главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (гриф записки был «секретно»).

Лишь через шесть месяцев в двенадцатом номере «Нового мира» вышел фрагмент книги с цензурными правками и изъятиями. И первая часть книги вышла в «Советском писателе» в 1979-м — тоже вся изрезанная цензурой. И только в 1981 году в 11-м номере «Нового мира» появилась вторая часть.

Как же долго прорывался этот, как писала еще в 1942-м Ольга Берггольц, «заговор молчания вокруг Ленинграда». «…столько уже написано книг, столько снято кинофильмов, но при этом еще никто и никогда не написал то, что Вы — как жили и умирали в блокаду… И даже уверенности не было, что это когда-нибудь найдет выражение», — писала авторам книги Зоя Блюхер, блокадница, дочь репрессированного маршала.

Игорь Сухих, доктор филологических наук, который готовит сейчас к выходу в свет собрание сочинений Даниила Гранина, говорит не только о политическом — для всех абсолютно и психотерапевтическом — для самих блокадников значении появления «Блокадной книги». Он считает, что именно она, эта книга стала фундаментом для творчества нашего последнего русскоязычного Нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич, книги которой — это хор голосов людей.

Алесь Адамович, который уже был автором вместе с Янкой Брылем и Владимиром Колесником книги «Я из огненной деревни» — жители сожженных нацистами белорусских деревень рассказывали свои истории, писал во время начала работы над «Блокадной книгой», ставя задачу построения ее композиции:

«Чтобы Голод встал перед глазами читающих, как никогда и нигде не вставал». И далее: «Вот тогда и сработают главы, что человек мог оставаться и оставался человеком даже здесь».

Наталия Соколовская, проделавшая труднейшую работу с архивом Даниила Гранина в ЦГАЛИ, рассказала еще вот такую историю: она собрала отзывы современных читателей с сайтов, где шло обсуждение последнего, 2014 года наиболее полного издания «Блокадной книги» и с отзывами самих блокадников, письмами к Адамовичу и Гранину, анонимизировала их и перемешала. Получились просто безымянные тексты, лишенные даже дат написания. И получилась удивительная вещь — все эти тексты людей, по сути, разных уже эпох, свидетельствуют о главном — насыщенности правдой о блокаде до сих пор не произошло, это знание до сих пор дефицитно и во многом фрагментарно.

А слова Алеся Адамовича из его записных книжек, которые он вел во время создания «Блокадной книги», актуальны ныне, как не были актуальны десятки лет: «Литература должна снова и снова напоминать, что нет красоты на войне, а есть жестокость, кровь и гадость».

Выставка «Люди хотят знать» продлится до 29 сентября.

share
print