Остались фарфоровые клоуны
24 августа в галерее «Амбар Буржуа» открылась выставка «Фарфоровый парад-алле», приуроченная к столетию государственных цирков.
26 августа 1919 года Ленин подписал декрет «О национализации театров» — один из пунктов там касался цирков, которые должны были администрироваться наравне с театрами в новом Советском государстве. Юбилейной дате посвящено множество событий. Одно из них — эта выставка, объединяющая фарфоровых мастеров.
До сегодняшней выставки в Петербурге не было экспозиций, посвященных именно цирковой тематике. Были потрясающие коллекции в частных руках, была чудесная выставка в Корпусе Бенуа в 2016 году, на которой частично был представлен фарфор, но такой масштабной работы, где было бы представлено более 70 произведений с 1930-х годов по сегодняшние дни, не проводилось.
Алексей Шевченко, пресс-секретарь Императорского фарфорового завода, выделил на выставке работы Ивана Тарасюка.
«В императорское время было много изделий, посвященных этому виду искусства. В экспозиции представлен современный фарфор Ивана Тарасюка. Он художник и декоратор, который сотрудничает с театрами и цирками. И он что называется цирковой художник по крови, по зову и по духу. Здесь представлена одна из последних коллекций на тему цирка. Стоит отметить, что он работает не только в фарфоре, но и в графике. Здесь представлены и циркачи, и какие-то забавные животные — весь пласт цирковой жизни. Тарасюк хорошо знает цирк изнутри, потому что он там сам работает. На мой взгляд, из современного фарфора его деятельность примечательна».
Сам Тарасюк называет эту выставку почти случайной. Отвечая на вопрос о том, как его заинтересовал цирк, он рассказал, что, учась в Академии художеств имени Репина, им дали задание сделать плакаты. Он выбрал тематику цирка.
Приехал в цирк, посмотрел на живого выступающего Олега Попова и вдохновился. Так появилась серия плакатов. Что-то опубликовали. Так с 1985 года он стал сотрудничать с цирком. Часто его укоряли в том, что его авторский почерк слишком просвечивает с афиш, просили делать попроще, чтобы никто не подумал, что это его авторская выставка. «Зато платили хорошо», — говорит Тарасюк.
Также целый стенд посвящен Александру Дягтереву. Цирковая тематика привлекла его еще в 50-е годы. Он имел пропуск в цирк, а еще выступал в качестве артиста. Скульптор увековечил клоунов Карандаша и Бориса Вяткина с собачкой Манюней.
Фигурка Карандаша до сих пор выпускается Императорским фарфоровым заводом.
Выставку дополняют плакаты, фотографии и книги о цирках. Штрихи, дополняющие цирковой образ. Ведь у многих людей цирк в основном ассоциируется с клоуном. Однако, взглянув на экспозицию, можно расширить свое представление об этом нелегком искусстве.