Новости

Портрет человека в тумане

В РОСФОТО открылась выставка Кшиштофа Гералтовского «Польские индивидуальности» — на фотографиях интеллектуальная элита ХХ века в черно-белом цвете. Цвет польской нации в черно-белой тональности.

Фотограф снимал Чеслава Милоша и Романа Полански, Анджея Вайду и Даниэля Ольбрыхского, Станислава Лемма и папу Иоанна Павла II.

Гералтовский считает, что работает на самоценность польской нации, на признание ее за рубежом. Его картины находятся в заграничных коллекциях, где о самой Польше знают немного. Но через его работы узнают, какие харизматичные, живые и эмоциональные люди были и есть в его стране.

Для выставки автор отобрал 44 снимка из своей коллекции, а также рассказал о своем художественном методе.

Фотограф заявил, что для удачной съемки ему нужно наладить контакт с человеком. «В каждом человеке есть что-то особенное и моя задача визуализировать это», — говорит Гералтовский.

По его мнению, в школах нас учат, что на портрете должно быть хорошо видно лицо человека, однако не так важно показать, какой у человека нос. Куда важнее передать атмосферу этого человека.

Так, на выставке есть снимок с изображением только лишь рук — и по этим рукам сразу понятно, что это руки аристократа.

Или фотография знаменитого режиссера Кшиштофа Кесьлевского, на которой плохо видно самого персонажа, однако видно, что он устало трет глаза. Гералтовский рассказывает, что этот жест показался ему симптоматичным и говорящим. Снимок был сделан в момент, когда режиссер в очередной раз боролся за выпуск новой киноленты.

Тут же фотография Эрвина Аксера, сделанная таким же методом. Передать атмосферу человека. Оставить на пленке. На снимке изображен театральный режиссер, чье лицо спрятано за объективом линзы. Это движение одновременно повторяет за фотоохотником Кшиштофом, а во вторую очередь скрывает лицо Аксера, погружая его в тайну и оставляя недосказанность. Гералтовский называет его «магом театральной повседневности», и его фотография сама же участвует в создании этой магии.

Наконец, его спрашивают, как бы он снял сейчас. Фотограф улыбается и говорит, что снимал бы в цвете.

«Я прошёл из черно-белой фотографии к цветной, захватив этот стиль, который у меня был. Это было трудно. Моя фотография осталась агрессивной».

И мы можем насладиться этой черно-белой агрессией, резкостью ранних снимков Гералтовского. У нас есть целый месяц, до 22 сентября, чтобы понять, что портрет — это намного больше, чем просто лицо.