Как защищают Серебку
Два года жители Выборгского района пытаются приостановить строительство 25-этажного дома у Серебряного пруда, в зеленом микрорайоне, застроенном девятиэтажками. Строительная компания «Легенда» не видит в этом ничего страшного.
Проект «девяностые годы»
Начавшееся в 2017 году строительство дома на Институтском изначально вызвало вопросы у местных жителей: огромное 75-метровое здание решили поместить в парке у пруда, где все места давно заняты — 26-метровыми зданиями, возведенными еще в советское время.
Стройка плотно примыкает к двум соседним домам. С каждой стороны их отделяет от забора не больше десяти метров. «Попытались „занять последний клочок земли“ и не изучили проблему хоть сколько-нибудь глубоко», — говорит один из местных жителей.
Речь идет о компании «Легенда». Как гласит паспорт объекта, висящий на синем строительном заборе напротив пруда, дом должен появиться меньше, чем через год — в июне 2020 года.
Алексей Егаршин проживает в доме 24, корпус 2 по 2-му Муринскому проспекту, фасад дома вскоре после начала работ дал трещину. Егаршин — главное лицо локального протеста — активно участвует в защите своего микрорайона как в социальных сетях, так и в судах.
В июле крупное СМИ сослалось на некоего анонимного управдома, отрицающего взаимосвязь между земляными работами и повреждениями здания. Активист убежден в обратном. Была инициирована экспертиза.
Проект, можно сказать, называется «девяностые годы», полное наплевательство на всех.
Юрист, ассоциированный член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Николай Лаврентьев участвует в борьбе за Серебку и приостановку стройки на Институтском.
Он надеется на то, что удастся добиться снижения этажности, и тогда, возможно, «Легенда» сочтет проект невыгодным для себя. Надежда напрасная. «Легенда» отступать не собирается.
По его словам, до 2009 года не было самого понятия «локальной доминанты», а значит, оправдывать стройку таким способом нельзя. Норма гласит, что новые дома должны быть не выше чем на 30% от средней высоты окружающих домов, но оперируют, по мнению юриста, этим крайне специфично.
Существующая норма коррупциогенная сама по себе, потому что ее можно поворачивать как угодно. Прежде всего, органы власти начинают говорить: «А мы не знаем высоту соседних домов, это должен сам рассчитывать застройщик». «Простите, а тогда кто может вообще проверить это, какой орган власти должен судить о средней высоте?» — удивляется Лаврентьев.
X-files
Еще жители считают, что подземная река (так называемый плывун), с 1995 по 2004 год ставшая причиной закрытия движение поездов метро между «Лесной» и «Площадью Мужества», протекает прямо под стройкой. Правда, доказательств этого у них нет.
— Когда жильцы представили мне проект заявления в суд, — рассказывает Лаврентьев, — там было очень много чего написано, кроме того, что надо.
Утверждения о том, что там есть какой-то плывун — без проведения экспертизы о том, что это действительно не дает возможности строить — ни у кого не было. Все говорили про плывун, но ни одного документа в суд представить не смогли, поэтому данный довод отметается судьей на раз-два. По сути, жителям нужно было заказать свою комплексную гидрологическую экспертизу.
На этом же участке и под этой же землей несколько десятилетий назад складировали радиационные отходы Радиевого института имени Хлопина, находящегося поблизости. Активисты и юристы не могут предъявить доказательства опасности стройки потому, что информация засекречена и в ответ приходят отписки. Рассказывает гражданский активист Александр Алаханов. Ранее ему удалось приостановить стройку высотного дома на месте бывшего кинотеатра «Выборгский» (2-й Муринский проспект, 36).
Исчезли досаафовские документы «второго отдела» касательно секретных объектов, метро. Права ДОСААФ перешли к МЧС, и теперь МЧС три года отвечает одно и то же про то, что «нет оснований» для беспокойства, и депутатам ЗакСа отвечали так же. Они просто спрятали все старые документы вечного хранения.
Причем, если бы не отчет института Хлопина начала 90-х годов, никто и не узнал бы о потенциальной опасности.
Пока же, по свидетельству очевидцев, ночами из строительного котлована в огромных количествах откачивают воду.
Там написано о разрушении этого подземного хранилища, но куда это все вымывается, они обходят этот вопрос стороной — «спите спокойно». Отчет копировали вовремя. Они бы хотели его, конечно, спрятать, но сдуру его опубликовали, поскольку был тендер от государства на работы — нужно было это хранилище отремонтировать. А потом они в институте прикинули, что с этими работами радиоактивными полквартала придется расселять и решили, что лучше это дело замять, — объяснил Алексей Еграшин.
Народная воля
25 июля Егаршин организовал «квартальный референдум», решив каким-то образом зафиксировать недовольство людей, проживающих рядом со стройкой. Было решено собрать подписи для отправки их в администрацию президента. Единогласно против стройки выступили 133 человека.
Встречу, проходившую под надзором полиции, посетили депутат Законодательного собрания Борис Вишневский, кандидат в губернаторы Петербурга Надежда Тихонова и депутат Александр Егоров. На акцию, по словам Егаршина, его вдохновил екатеринбургский уличный протест против строительства храма на месте сквера.
Тем временем в районе участились провалы почвы. В начале августа дыра в асфальте образовалась на Малой Объездной улице. Тогда же огромная дыра в земле появилась у здания НИИ Бумажной и целлюлозной промышленности, который собираются снести и на его месте возвести многоэтажку. Против этого строительства жители тоже протестуют.
Комментарий пресс-службы компании LEGENDA:
Претензии, предъявляемые несогласными со строительством объекта на Институтском, 16, основаны исключительно на предположениях и не имеют под собой никаких оснований или доказательств.
Позиция компании-застройщика подтверждена не только многочисленными документами (две строительные экспертизы в 2016 и 2018 гг., протоколы экологических исследований грунтов, вод, воздуха, а также радиологические исследования, проводимые в период с 2015 по 2018 г.), но и решениями судов в трех инстанциях, включая Верховный суд.
Монолитные работы, согласно графику производства работ, будут закончены к концу осени 2020 года. Дом планируется к заселению в 4-м квартале 2021 года.