«Длинная тень Чернобыля»
Авария на Чернобыльской АЭС случилась более 30 лет назад. Искусство пытается осмыслить трагедию. Недавно американский телеканал HBO выпустил мини-сериал «Чернобыль», вызвавший большой ажиотаж. 7 августа в РОСФОТО открылась выставка фотокорреспондента National Geographic Герда Людвига «Длинная тень Чернобыля», позволяющая оценить масштабы произошедшей трагедии.
Автор рассказал о том, почему его всегда интересовало русское и какая неточность скрывается в популярном сериале.
Лекция называлась «Для перемен» — она затеяна для того, чтобы мы могли проследить эволюцию Герда от автора исключительно черно-белых снимков до фотографирования «спящих» машин, накрытых на ночь водителями, и людей, которые едят сосиски поздно ночью. Ему нравится фотографировать еду из разных грузовиков. Однако не только творческую эволюцию пытается показать журналист. Он хочет рассказать о социальных изменениях, которые произошли за время его работы, и приглашает нас к диалогу.
Герд говорит, что всегда вовлечен в процесс фотосъемки. Он демонстрирует нам фото спящего мужчины и рассказывает историю этого снимка. На нем изображен директор одной из школ в момент пробуждения. Герд поинтересовался, когда тот просыпается, и попросил не запирать дверь в комнату. За десять минут до его пробуждения он пришел, чтобы запечатлеть рубеж между сном и реальностью. Он говорит,
«Фотограф должен быть чувствующим, чтобы снимать хорошо. Важно снимать и душу тоже. Важно, что фотограф чувствовал сам».
Знакомство с Россией уходит корнями в детство. Герд называет эту историю «печальной». Когда он был ребенком, отец рассказывал ему истории на ночь, в которых люди прятались от снежных бурь. Тогда ему это казалось сказками, но позже он понял, что отец пытался отрефлексировать ужасы войны. Его отец жил в Судетской области, которую Гитлер забрал у Чехословакии, его призвали в вермахт, он воевал в пехоте, видел Сталинград.
Герд приехал в Россию и фотографировал транссибирскую магистраль зимой в -30 градусов, президента России Владимира Путина несколько раз (одна из фотографий была опубликована под названием «Поклонение Путину' в National Geographic), снимал в ресторанах и клубах, где обычно запрещено вести съемку, заснял закрытую гей-вечеринку.
Делал снимок Оксимирона. «Вы все знаете этого парня», — улыбается фотограф — «Умный, очень умный парень», партию Лимонова, православную церковь и получил благословение патриарха, чтобы пройти за алтарь.
«Увлеченность показывает мое участие», — говорит Герд.
Он рассказал о серии съемок в Чернобыле. На выставке представлена подробная история Чернобыля, но автор обещает рассказать другие истории, которые остались за рамками выставки. Демонстрирует фотографию из Припяти с крыши отеля. Реактор находится совсем рядом. Это позволяет задуматься о том, как близко прогремел взрыв.
В одну из первых поездок он был внутри помещений станции. Здесь он припоминает сериал от HBO и говорит, что в нем есть некоторая неточность: в ленте один из героев выходит покурить в коридор, но это неправда — работники курили прямо в инженерной.
После революции на Украине ему разрешили поснимать внутри станции. Работать было можно по 15 минут. Несколько раз он совершал опасные ошибки.
Однажды уже отснял серию в помещении, где произошел сам взрыв, но увидел, что фотографии были в расфокусе и были видны только провода, но не часы, на которых навсегда застыло время взрыва. Ему показалось важным запечатлеть это, поэтому он попросил вернуться. Он забыл очистить свое оборудование, которое могло причинить вред его здоровью.
Герд показывает последствия Чернобыля: вот снимки людей, вернувшихся в свои дома. Они питаются едой, выращенной здесь. Как фотографу, ему тоже приходится есть зараженные овощи, чтобы ему позволили снимать. Журналист показывает детей-инвалидов: таковы последствия излучения. Один из больных мальчиков ел ягоды из зараженного леса. Еще слишком мало времени прошло, чтобы можно было туда возвращаться.