Истории

Музей Ахматовой вышел из сада

Музей Анны Ахматовой потерял возможность пользоваться Шереметевским садом. Чиновники сообщили об этом музейщикам перед 130-летием со дня рождения Ахматовой. В борьбе за «травостойкость» в саду музей фактически потерял право на публичные мероприятия на свежем воздухе.

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме завершаются юбилейные дни — отмечалось 130-летие со дня рождения поэта и 30-летие со дня открытия музея. Кроме выставки и научной конференции, в рамках юбилейной программы были два выступления — народных артисток России Светланы Крючковой и москвички Юлии Рутберг.

Впервые за всю историю музея выступления, которые, как правило, собирают сотни и сотни людей, проходили на сцене, установленной не на центральном круглом газоне Шереметевского сада, где обычно устанавливалась сцена, а на боковом. Конечно, и для зрителей, и для артистов общение в «усеченном формате» было непривычным. Но это только эпизод, связанный с тем, что формат использования музеем Анны Ахматовой пространства Шереметевского сада меняется.

Мы поговорим о вечном, а бумажки подберем

Пространство сада составляет существенную часть творческого сознания Ахматовой. Это место, обозначено в ее поэзии. Как «Поэма без героя», где место действия — Белый зал Шереметевского дворца, куда приходят тени людей ее поколения, которых уже нет, но она их помнит, — говорит директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова.

— Вот поэтому было совершенно естественно для нас, что мы в саду продолжаем наши проекты. Проекты, ориентированные на сегодняшнего молодого человека, которому нужно другое пространство, где можно говорить и о вечном, и об актуальном. И сад в этом смысле давал нам колоссальные возможности. Мы ставили задачу, чтобы здесь были доброжелательны к молодым, чтобы здесь не демонстрировали, что они такие глупые — бросают бумажки, топчут газоны, а мы о возвышенном. Мы уберем эти бумажки, мы поправим газоны, но давайте говорить о том, что составляет смысл отечественной культуры".

Десять лет Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме проводит не только в пространстве мемориальной квартиры, где жила Ахматова, «Ночь музеев», но и в пространстве сада — за ночь здесь бывает до 6 тысяч посетителей.

За последние пять лет появились еще два фестиваля — «А-кино» и «Бродский -джаз». На центральном газоне устанавливался открытый микрофон, где в дни рождения поэтов — Цветаевой, Бродского любой желающий мог читать стихи.

Теперь сцену на центральном газоне устанавливать больше не будут. Что произошло? Шереметевский сад — памятник истории и культуры федерального значения, как и сам дворец, — усадьба графов Шереметевых.

Предметом охраны сада являются и газоны, и старые деревья и дорожки с их специальным покрытием. В минувшем году у бывшего формально бесхозным сада наконец-то был определен хозяин, который несет за него ответственность, и это было оформлено документально — Музей театрального и музыкального искусства. А с 8 июня 2018 года между музеем Ахматовой и музеем театрального и музыкального искусства заключен сервитутный договор, где прописано, как музей Ахматовой использует сад, уведомляя при этом коллег из Шереметевского дворца и КГИОП.

И, казалось бы, ничто не предвещало… Но в этом году прямо накануне юбилейных мероприятий — в конце мая — в саду появилась комиссия, состоящая из шереметевцев, начальника ландшафтного отдела КГИОП Елены Приходько и главы комитета по культуре городского правительства Константина Сухенко.

Нина Попова, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, узнала о работе комиссии совершенно случайно — ее не предупредили.

Но она все же присоединилась к пришедшим в сад. Выводы комиссии были однозначными — сцену ставить на центральный газон нельзя. Почему нельзя было дать музею провести запланированные юбилейные мероприятия, а потом уже, допустим, с 1 июля, дать возможность перестроить работу?

Угроза сохранности деревьев и уплотнение почвы

«По существу, это не требование КГИОП, а требование нового времени, когда город пытается сохранить очень старый сад, — говорит Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства. — Пришли специалисты из КГИОП, которые посмотрели и сказали, что недопустимо проведение на центральном газоне массовых мероприятий, установка сцены. А поскольку мы являемся ответственными перед государством за сохранность этого памятника, вот теперь возникла такая ситуация».

Комитет по государственному использованию и охране памятников пишет, что «на сегодняшний день композиция сада не предполагает размещения в его границах большого количества посетителей и проведения массовых мероприятий ввиду отсутствия подходящих по площади и расположению площадок. Комитет готов рассмотреть возможность временной установки сценической конструкции на газоне, примыкающем к стене здания по адресу Литейный, 53.

Данная позиция была озвучена комитетом на совещании с участием председателя комитета по культуре Сухенко и пользователем территории. Музей Ахматовой нарушил условия согласования КГИОП и размещал конструкцию на газонах сада со старовозрастными деревьями. В результате не только травостой ослаблен, но местами отсутствует. Кроме того, это создает угрозу сохранности ценных старовозрастных деревьев, так как ведет к уплотнению почвы".

Итак, на будущий год КГИОП предлагает сделать сцену у стены со стороны Литейного проспекта. То есть получится расставить лишь несколько рядов стульев на дорожках. На газонах стоять нельзя.

Ходит история по тем же кругам

Как будет проходить «Ночь музеев»? Совершенно непонятно. По поводу ситуации с садом уже высказались Светлана Крючкова, Яков Гордин и Лев Лурье.

Будет ли найден компромисс между защитой федерального памятника садово-паркового искусства и открытостью музея Ахматовой для посетителей и его творческими проектами, собирающими такое большое количество публики, среди которой большую часть составляют молодые люди? Пока ответов нет.

«Я все понимаю: старовозрастные деревья. Хотя, честно говоря, опять не понимаю одного — почему на сужение пространства надо было пойти в юбилей Ахматовой и не дать возможность провести все и закончить 26 июня? — говорит Нина Попова. —  Чтобы 1 июля заниматься травостоем и старыми деревьями.

Это по-ахматовски, с ней такое уже было, когда пропуск в сад дали Пунину, а ей не дали. И на вопрос Чуковской она сказала: «Николай Николаевич — профессор, а я кто? Падаль». Ходит история по тем же кругам".

Константин Сухенко, глава комитета по культуре, пришел на корпоративное празднование 30-летия музея, состоявшееся вчера для сотрудников и гостей. Сотрудники, конечно же, ждали, что он выскажется по ситуации с садом.

«Тесновато, конечно», — прокомментировал Сухенко, видя, как теснятся сотрудники под стенами Южного флигеля — на «своей» территории.

«Коллеги, когда мы занимались садом и оформляли территорию сада, то не думали, что это произойдет в эти дни специально, а просто вели какой-то бюрократический процесс, который тянулся полгода или год», — сказал Сухенко в оправдание того, что запрет на использование центрального газона был передан музею Ахматовой прямо накануне юбилея, когда программа музея была сверстана и действовать в новых условиях пришлось, перестраиваясь на ходу.

Глава комитета по культуре отметил, что наконец-то у сада появился один хозяин — Музей театрального и музыкального искусства, как крупный музей, поэтому всю территорию сада доверили ему.

«Выяснилось, что раньше КГИОП не обращал внимания на эту территорию, и теперь полон решимости, чтобы здесь было красиво, — продолжал Сухенко. — Чтобы здесь соблюдались все кгиоповские требования. Ну как-то будем искать компромисс, какой-то вариант заботы о саде, чтобы была и забота о людях».

Сухенко сказал также, что разговаривал по этому поводу с председателем КГИОП Сергеем Макаровым и другими специалистами и «есть уверенность в том, что все всё понимают». И еще продолжил:

«Когда проблемы сада обсуждались, я говорил: давайте проведем праздник и потом будем думать о порядке, и для меня было сюрпризом, что, оказывается, в соответствии с законом стали согласовывать праздник с КГИОП, и КГИОП занял позицию достаточно жесткую».

МР7.ру будет следить за развитием ситуации.

share
print