Истории

Детская литература научилась говорить с ребенком о самом страшном

С этого года в Пушкинском Доме — Институте русской литературы (ИРЛИ) РАН — официально работает Центр исследования детской литературы. По сути он начал работать еще несколько лет назад, когда была закрыта, а фактически разгромлена, существовавшая с 1946 года в Университете культуры и искусств кафедра детской литературы, основанная еще Самуилом Маршаком.

Ныне исследования детской литературы — филологические, антропологические, социальные аспекты — переместились в ИРЛИ РАН. С 2012 года вышло 14 номеров научного журнала «Детские чтения» — единственного подобного издания в России. «Детские чтения» представили публике на Международном петербургском книжном салоне.

«Мне импонирует, что современная детская литература говорит с ребенком обо всех, даже самых сложных темах — обо всем универсуме, что нас окружает, — говорит Инна Сергиенко, научный сотрудник Института русской литературы (ИРЛИ РАН) — Пушкинского Дома, кандидат филологических наук, одна из создателей журнала. — О самых страшных темах — наркотиках, насилии, потере близких, терроризме, говорит о любви и сексе, дисфункциональных родителях и сложностях отношений с ними, о суициде, депрессии. Должна ли быть в детской литературе цензура? Прежде всего, это самоцензура автора, недопустимость романтизации и идеализации насилия».

photo_2019-05-26 12.21.30.jpeg

Инна Сергиенко. Фото: Галина Артеменко / MR7

Среди исследователей и в России, и в других странах мира — а научные тексты присылают отовсюду — очень популярными оказались темы революции 1917 года и литературы 1920−1930-х годов — ранних Чуковского, Маршака, ОБЭРИУтов.

Исследователи современной детской литературы в Пушкинском Доме сейчас вместе с французскими коллегами начали проект по изучению изображения телесности в детской литературе с использованием математических методов. Как отмечает Сергиенко, выяснилось, к примеру, что у Владислава Крапивина в его повестях героини-девочки абсолютно бестелесны — в описаниях их внешности упоминаются глаза и лицо, а вот крапивинские мальчики — это созидатели, потому что в описании их внешности чаще всего упоминаются руки.

Невероятной популярностью у ученых, а не только у читателей пользуется скандинавская детская литература. От желающих напечататься в тематическом номере «Детских чтений» не было отбоя. Очень востребованной оказалась тема новейшей детской литературы с ее триллерами, ужастиками, вампирианой.

Бумажный тираж журнала в 200 экземпляров (а для научного журнала это не так уж и мало. — Прим. автора) разошелся мгновенно, даже у редакторов не осталось ни одного — только в электронном виде. Но вот при подготовке 15-го номера, который должен увидеть свет на этой неделе, выяснилось, что у исследователей почти отсутствует интерес к теме детской литературы XIX столетия, собственно периода, когда детская литература зародилась как жанр, когда появился профессиональный статус детского писателя.

Пока не столь много тех, в чью область научных интересов вошла детская литература времен оттепели, но соответствующий номер «Детских чтений» вышел в свет. Также отдельный выпуск был посвящен выдающемуся исследователю детской литературы, автору четырехтомного труда «Русская поэзия — детям» Евгении Путиловой. Номер готовили к 95-летию Евгении Оскаровны, но в процессе подготовки юбилейный номер стал некрологом — Путилова ушла из жизни, успев дать последнее интервью.

Уже известна тема 16-го номера журнала — «Россия и мир: интернациональные культурные контакты в детской визуальной культуре первой половины XX века».

share
print