Почти юбилей: 2 марта будет 1000 дней, как подсудимые по делу «Весны»* остаются под стражей. В заседании 11 февраля им вновь продлили меру пресечения в виде содержания в СИЗО. А ещё успели сократить дело Валентина Хорошенина** на одну статью. Но не успели завершить стадию дополнений и закрыть судебное следствие. О близящемся к завершению процессе — в репортаже MR7.
Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыве к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Затеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны ещё 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО. Последний раз горсуд Петербурга продлил срок заключения до 24 декабря 2024 года.
Дело слушается в Петербурге с июля прошлого года — из Москвы его передали по заявлению одного из фигурантов — Хорошенина**.
«Из области фантастики»
Судебный день (второй на неделе) начался с решения вопроса по мере пресечения. Хотя адвокаты и предлагали сначала разобраться с дополнениями — но судья решила иначе.
Срок предыдущей меры истекает 13 марта. В заседании обвинение в очередной раз указало, что не видит поводов для изменения меры пресечения. Прокурор ссылалась на экстремистский характер вменяемых преступлений, их тяжесть, отсутствие изменений в характеристиках личностей и состоянии здоровья подсудимых. Она также упомянула, что в рабочих чатах «Весны»* обсуждалась возможность эмиграции. Подсудимые и их адвокаты просили о домашних арестах и других мерах, не связанных с содержанием под стражей.
— Готовиться к прениям в условиях СИЗО достаточно сложно, прошу о домашнем аресте. Убегать не буду, — заявила Анна Архипова**.
— Пусть суд отправляет меня обратно в СИЗО своим незаконным решением… — погорячился Василий Неустроев**.
Его адвокат пояснила суду, что молодой человек пошутил. Залог за него готов внести дедушка, мама — предоставить квартиру для домашнего ареста.
— Мне не совсем понятна логика: допустим, что нас отпустят на домашний арест, и что мы уничтожим все доказательства, которые хранятся в горсуде, — это из области фантастики, — объяснял Ян Ксенжепольский**. — Это дискредитирует систему ФСИН, которая не может справится с шестью обвиняемым. На 33-м или 34-м месяце в СИЗО я не могу не воспринимать наше дело иначе как трагикомедию со всеми актами.
Адвокаты также указывали, что предлагали сегодня сначала выслушать дополнения сторон, если такие имеются, закрыть слушания и перейти к прениям, чтобы не было повода говорить, будто не все доказательства заявлены.
Только Валентин Хорошенин**, ранее признавший вину в полном объёме, и его адвокат вновь оставили решение по мере на усмотрение суда.
Евгений Затеев** в своей речи сообщил, что 2 марта исполнится 1000 дней, как все подсудимые находятся под стражей.
Судья Ирина Фурманова, не стала изменять себе: новый срок меры пресечения в виде заключения под стражу — до 13 июня (а всего на 24 месяца).
Без реабилитирующих обстоятельств
После перерыва стороны перешли в стадию дополнений. И первой слово взяла адвокат Валентина Хорошенина** Елена Калганова.
Она указала суду, что молодому человеку вменяется в том числе часть 2 статьи 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан), но в редакции от июля 2012 года, когда по статье предполагалось наказание до трёх лет лишения свободы (небольшая степень тяжести). Срок давности по ней — два года. При этом преступления по указанной статье, как полагает следствие, Хорошенин** совершил в период с февраля по июнь 2022-го. Изменения в статью, удалившие возможный срок наказания, были внесены в декабре 2022-го. Адвокат просила о прекращении уголовного дела по указанной статье.
Судья, перед тем как удалиться в совещательную комнату, уточнила, что в данном случае дело может быть прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, хотя подсудимый мог бы рассчитывать на оправдательный приговор. Валентин Хорошенин** согласился с таким вариантом. Ещё раз заявил, что признаёт себя виновным и раскаивается в содеянном. Прокуроры с ходатайством адвоката согласились. Судья его полностью удовлетворила.
Валентин Хорошенин** — единственный из шести подсудимых по делу «Весны»*, кто полностью признал вину. Молодому человеку 24 года, он был совладельцем бара-лектория «Фогель». Обвинения по статье 239 УК РФ ему предъявили ещё в 2022 году, в 2023-м он вновь был задержан, в деле появились новые статьи.
Сейчас у Валентина Хорошенина** остались обвинения:
- по части 4 статьи 354.1 (реабилитация нацизма);
- по части 1 статьи 282.1 (организация экстремистского сообщества).
На суде адвокат также сообщила, что Валентин* сделал пожертвования в несколько организаций: 33018 рублей были переведены военному госпиталю в Гатчине на приобретение принтера и картриджа, по 10 тысяч — в фонды «Детский ковчег», «Народный фронт» и «Память поколений».
Заключение преткновения
Затем более двух часов дополнения представляла сторона обвинения. По инициативе прокуроров были озвучены справки и выписки на фигурантов дела: протоколы о задержании, сведения полиции об их «административках», местах проживания, учёбы, работы.
Камнем преткновения в заседании стал документ, поименованный в материалах дела «экспертным заключением». О его исследовании также просило обвинении. Как стало известно, исследование было проведено осенью 2022 года по инициативе прокуратуры в СПбГУ. Этот документ ранее использовался в судебном процессе по признанию «Весны»* экстремистской организацией (решение было вынесено в декабре 2022 года). Некие неназванные в документе специалисты (или специалист) изучали некие тексты «Весны»* о сдаче в плен в ходе СВО и пришли (пришёл) к выводу, что движение призывает к действиям, которые могут подорвать боеспособность российской армии. Подписан документ на тот момент директором центра экспертиз СПбГУ Александром Назаровым.
Адвокаты просили сначала не исследовать «анонимку», затем — вызвать на допрос Назарова, хотя бы запросить информацию об авторах заключения и наконец исключить документ из материалов дела. Во всём было отказано.
Кроме того, в заседании был оглашён ответ следователя, ведущего дело «Весны»*.
В ответ на запрос прокуроров он сообщил, что расследование продолжается, ранее не задержанные фигуранты уехали из страны — они арестованы заочно: материалы готовятся к передаче в суд для заочных слушаний.
Около 18:00 слушания пришлось прервать. Представлять дополнения защита продолжит 18 февраля.
* движение внесено в реестр иноагентов, признано экстремистским, его деятельность запрещена в РФ
** внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ
