Репортажи

13 лет лет лишения свободы и год ограничения запросила прокурор петербурженке, обвиняемой в терроризме за поджог отдела полиции

13 лет лет лишения свободы и год ограничения запросила прокурор петербурженке, обвиняемой в терроризме за поджог отдела полиции

Фото: Катерина Иванова / MR7

Судебное следствие 1-го Западного окружного военного суда по делу о весеннем поджоге отдела полиции № 37 Василеостровского района подошло к концу. 23 января состоялись прения сторон. Процесс закончили всего за пять заседаний.

Справка

Подсудимая Анна Осипова — делопроизводитель Петровского колледжа. Ей 38 лет. У неё есть муж и восьмилетняя дочь.
Анну обвиняют по пункту «в» части 2 статьи 205 УК РФ (теракт, повлёкший значительный имущественный ущерб, до 20 лет лишения свободы). По версии следствия, 23 мая 2025 года она бросила в приоткрытое окно отдела полиции на улице Кораблестроителей три бутылки с зажигательной смесью, одна из которых была зажжена. В результате выгорел актовый зал, обошлось без жертв и пострадавших.

Деньги обещали потом вернуть

На протяжении пяти заседаний подсудимая пыталась убедить суд, что подожгла ОВД под влиянием мошенников. Вину в части совершения поджога она признала, однако заявила, что не хотела кому-либо навредить. На допросе женщина утверждала, что её запугали — аферисты, по словам Анны, говорили ей, что с её счета были переведены деньги на помощь ВСУ и теперь её признают иноагентом и предателем Родины. Чтобы «исправить» этот якобы перевод, Анна, по её версии, набрала кредитов больше чем на полтора миллиона рублей и все деньги перевела мошенникам.

Женщина говорила, что её «вели» целую неделю, что некий пользователь под ником Дмитрий Яровой назвался сотрудником Росфинмониторинга и инструктировал её, где и как брать кредиты и куда отправлять деньги. Анну, по её словам, постоянно торопили и пугали иноагентством. 23 мая 2025 года Яровой дал Анне контакты человека с ником Андрей и велел его слушаться. Тот указал петербурженке, как купить бензин и масло, как их смешать, и отправил женщину к отделу полиции, приказав бросить бутылки с горючим в окно. За это он обещал ей прислать документы о том, что она не является иноагентом.

Последнее в судебном следствии заседание 23 января началось с оглашения данных на предварительном следствии показаний свидетелей — супругов Моздора и Богатырёвой. Это друзья Анны Осиповой, в прошлом они снимали у неё комнату. Их почти 700 тысяч рублей (они хранились на счету подсудимой) петербурженка, по её словам, тоже перевела обманщикам.

Богатырёва рассказала следствию, что Осипова — человек неконфликтный, мягкий, с мужем ссорилась редко. К Богатырёвой и Моздору Анна приехала вечером 23 мая после побега из дома. Друзья, по её просьбе, дали ей тёплую одежду и 15 тысяч рублей. Анна показалась им взволнованной и растерянной.

«Мы спрашивали у Анны, чем мы можем помочь, но она ничего не объяснила, сказала, что это не её тайна. Она обещала всё рассказать, когда всё решится», — зачитал судья Алексей Ольмезов показания Богатырёвой.

Об аресте Анны Богатырёва, согласно её показаниям, узнала от мужа Осиповой 25 мая.

Муж Богатырёвой Моздор также подчеркнул на предварительном следствии мягкость и неконфликтность Анны, наряду с женой отметил, что Осипова — хорошая мать.

Комментируя оглашённые показания, Анна отметила, что «сотрудник Росфинмониторинга» обещал ей позже все деньги вернуть. Когда именно это случится, она не уточняла.

Могли бы отравиться люди

Выступая в прениях, прокурор Анна Говера отметила, что в отношении «неустановленных лиц», с которыми Анна переписывалась в мессенджере, выделено отдельное уголовное производство.

— Только в настоящее время она понимает, какие тяжёлые последствия могли наступить из-за совершенного ею поджога, — заявила прокурор.

Она также отметила, что из-за несовершенства вентиляционного канала в отделе полиции угарным газом могли бы отравиться люди — если бы пожар не удалось быстро заметить, вывести людей и оперативно погасить пламя.

Сумма ущерба, по словам прокурора, превысила миллион рублей.

Не давали времени подумать

Сторона защиты в прениях обращала внимание суда на то, что обязательным признаком теракта должно быть намерение дестабилизировать власть и устрашить людей, а такой цели у Анны по её словам, не было.

— Есть в материалах уголовного дела заключение экспертов городской психиатрической больницы № 6. Согласно ему Осипову отличают уступчивость, податливость, важность внешних оценок и общественного осуждения, — подчеркнула адвокат Марианна Михайлова.

Ссылаясь на экспертов, она заявила, что эти качества не позволили Анне обратиться за сторонней помощью, она была подвержена «системному длительному воздействию с угрозами, ограничением контактов, изоляцией».

— Это нарушило её способность к целостной критической оценке своих действий, — подчеркнула адвокат.

По мнению стороны защиты, Анне не давали времени подумать, торопили и инструктировали — это видно, как заметила Михайлова, по переписке.

Согласно материалам дела, после разговора с пользователем «Андрей» Осипова записала видео с извинениями перед участниками СВО и обещанием искупить свою вину, — акцентировала внимание защитник, добавив, что Анна даже не знала, где находится отдел полиции, к которому её послал «Андрей», как туда добраться и даже сперва перепутала адрес.

По мнению Марианны Михайловой, уголовное дело Анны Осиповой нужно переквалифицировать по части 1 статьи 167 УК РФ (уничтожение имущества).

Кроме того, адвокат напомнила, что сначала в отношении Анны возбудили уголовное дело по части 1 статьи 205 УК РФ (теракт без отягчающих последствий), а затем переквалифицировали его на пункт «в» части 2 статьи 205 УК РФ (теракт, повлёкший значительный имущественный ущерб).

Адвокат просила назначить наказание ниже низшего предела по вменяемой статье (то есть менее 12 лет лишения свободы).

«Благодарю Бога, что никто не пострадал»

Подсудимая в прениях выступать не стала, оставив за собой только последнее слово. В нём она заявила, что раскаивается и каждый день благодарит Бога, что никто не пострадал.

— Ваша честь, — обратилась она к судье, — прошу вас не считать меня человеком, способным предать свою страну.

Также Анна просила суд не разлучать её с дочерью и дать ей возможность воспитывать своего ребёнка.

Приговор петербурженке огласят сегодня, в 14 часов.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности