Репортажи

Восемь лет лишения свободы запросила прокурор обвиняемому по статье «фейки об армии» технику Курчатовского института

Восемь лет лишения свободы запросила прокурор обвиняемому по статье «фейки об армии» технику Курчатовского института

Фото: Елизавета Наливайко/ MR7

В Городском суде Гатчины завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении обвиняемого по статье 207.3 УК РФ — «фейки об армии» — Дмитрия Богмута*. 21 января в суде прошли прения сторон, Дмитрий выступил с последним словом. Обвинение просило подсудимомо восемь из десяти возможных по статье лет лишения свободы. Защита — о полном оправдании. Сам Дмитрий* заявил, что продолжает верить источнику информации, чьи видео он репостил.

Справка

Дмитрий Богмут* — техник института ядерной физики имени Константинова («Курчатовского института»). До задержания он жил и работал в Гатчине.

Дмитрия* обвиняют по пункту «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ («распространение фейков об армии» из политической, идеологической… ненависти. Ему грозит до десяти лет лишения свободы). По версии следствия, с декабря 2022 года по июнь 2023-го Богмут* публиковал на IT-форуме тексты, видеозаписи и изображения с заведомо ложной информацией об СВО. С 5 апреля 2024 года подсудимый находится в СИЗО. Слушания по существу начались в январе 2025 года. 20 января 2026-го Росфинмониторинг внёс Дмитрия* в реестр террористов и экстремистов.

Оперативников вызывать не стали

Заседание 21 января началось с рассмотрения почти десятка различных ходатайств. Два из них от прокурора. Она напомнила, как на прошлых заседаниях обвиняемый утверждал, что информацию в своих репостах считал достоверной. Сославшись на это, прокурор просила приобщить к материалам дела подборку заявлений официальных представителей России — полпреда РФ при ООН Василия Небензи, пресс-секретаря президента Владимира Путина Дмитрия Пескова, министра иностранных дел Сергея Лаврова, а также тогдашнего руководителя департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны Игоря Конашенкова. Все они в 2023-2024 годах официально заявляли, что Россия не наносит ударов по мирному населению Украины.

Также прокурор попросила приобщить сведения с сайта Минюста о том, что издание Deutsche Welle** включено в реестр иноагентов (видео этого СМИ и репостил Богмут*).

Эти ходатайства удовлетворили. С просьбами стороны защиты ситуация обстояла иначе.

Адвокат Богмута* Рафаиль Поляков успел направить по почте ходатайства о предоставлении ему протоколов прошедших заседаний, замечания в протокол допроса свидетеля Суховеева (он был понятым по задержании Дмитрия*). Кроме того, защитник прислал ходатайство о допросе оперативников, которые задерживали Дмитрия Богмута* в апреле 2024-го — на прошлом заседании об этом просил сам Дмитрий*, но не смог назвать фамилии силовиков. Поляков фамилии назвал.

— Для установления каких обстоятельств вы намерены их вызвать? — уточнила судья Ксения Лебедева.

— Подсудимый неоднократно говорил об оказанном на него при задержании давлении. Для установления этого обстоятельства считаю необходимым допросить свидетелей, — ответил адвокат.

Прокурор была против — она считает, что доказательств и допросов в суде было достаточно, а просьба о вызове дополнительных людей — попытка затянуть процесс.

Так же она высказалась и о следующем ходатайстве Полякова — он просил отложить заседание, чтобы успеть получит рецензию на заключение экспертов-лингвистов, которые анализировали выложенные Дмитрием* репосты и посты на стадии предварительного следствия.

Во всех ходатайствах адвоката судья отказала. Не удовлетворила она и просьбу подсудимого удалить из зала суда адвоката по назначению Лебедева — Дмитрий* заявил, что ему достаточно помощи адвоката по соглашению.

Лебедев, кстати, тоже подал ходатайство — он попросил оплатить его работу. Его к рассмотрению приняли.

Заседание шло очень быстро, казалось, что судья твёрдо решила перейти к прениям именно сегодня. Ксения Лебедева отказала и в ходатайстве адвоката разнести на разные дни прения и последнее слово подсудимого, к которому, по словам защитника, Богмут* был не готов.

— Это суд решит, — отрезала судья и вскоре после этого закрыла судебное следствие.

«Умный и образованный человек»

В прениях прокурор отметила, что, по мнению следствия, свои публикации Богмут* сделал умышленно. Также она напомнила о жалобах подсудимого на оказанное на него давление во время задержания и предварительного следствия и попросила суд учитывать показания допрошенного в суде Суховеева, бывшего понятым при задержании подсудимого и не подтвердившего слова Дмитрия* о давлении.

Кроме того, прокурор упомянула показания свидетелей, сообщивших на предварительном следствии, что Дмитрий* присылал им информацию, критикующую проведение СВО.

Прокурор заявила, что в публикациях Богмута* есть признаки дискредитации армии России, призывы к экстремистской деятельности и возбуждение ненависти к русским людям. О том, что это поведение карается по другим статьям УК, прокурор ничего не сказала.

— Несмотря на доводы подсудимого, что информация, которую он получил на, по сути, развлекательном ресурсе произвела на него сильное впечатление, прошу учесть, что он размещал эту информацию не в первые дни проведения СВО, и уже зная, что есть закон, запрещающий распространение заведомо ложной информации, — отметила прокурор.

Она также добавила, что Богмут* не является пенсионером, которого легко ввести в заблуждение, он «умный и образованный человек».

— Потому все доводы защиты, что в информационном пузыре Дмитрий Игоревич* нашёл источник информации, которому начал безоговорочно доверять, я прошу считать несостоятельными, — заявила прокурор.

Она также добавила, что информацию Богмут* размещал на ресурсе с неограниченным количеством пользователей и привлекается к ответственности не за выражение мнения, а за совершение заведомо преступного деяния.

Явку с повинной, написанную Дмитрием* во время предварительного следствия (в суде он от неё отказался), прокурор смягчающим обстоятельством предложила не считать — по её мнению, к её моменту следствие уже и так всё знало.

По мнению обвинения, исправить Дмитрия* смогут восемь лет лишения свободы и четыре года запрета на администрирование сайтов.

« Что для российского слуха — песня, для супостата покажется смертью»

Адвокат Дмитрия Богмута* Рафаиль Поляков в прениях отметил, что цитаты, которые исследовали эксперты и в которых они усмотрели признаки возбуждения ненависти и распространение ложной информации, были вырваны из контекста и Богмуту* не принадлежат.

По мнению адвоката, информация из репостов не может вменяться его подзащитному, поскольку была создана другими людьми. А сам Дмитрий*, как заявил адвокат, распространял только ссылки на видео.

Поляков отметил также, что, по его мнению, в уголовном деле много неустранённых противоречий, и приговор, он считает, может быть основан на домыслах.

— Прокурор обращала внимание, что у Богмута* нет военной квалификации, но граждане, даже не имея её, вправе выражать свою позицию и мнение против действующих чиновников, в том числе, военных, — подчеркнул адвокат. — А граждане, которые заняли посты, должны понимать, что критика, которую в их адрес будут высказывать, может быть достаточно резкой. И высказывания моего подзащитного могли быть резковаты, но его привлекают не за это.

Также Рафаиль Поляков добавил, что граждане страны могут высказывать своё мнение против и президента, и министра обороны — и это не подлежит уголовной ответственности.

— Да, публикации резкие, кому-то они не понравятся. Но ваша честь, что для российского слуха — песня, для супостата покажется смертью, — высказался в реплике Поляков.

Он просил Дмитрия Богмута* полностью оправдать, сообщив, что вообще считает: материалы уголовного дела говорят о другом составе правонарушения, а преступления в них нет.

Адвокат по назначению Лебедев коллегу поддержал и также отметил, что субъективная сторона обвинения, по ему мнению, не доказана.

— Мне непонятно, на каком основании сторона обвинения сделала вывод, что я выкладывал заведомо ложную информацию, — заявил в прениях Дмитрий Богмут*. — Я ей полностью доверял и более того, доверяю и сейчас.

Выступая в прениях, он напомнил о давлении, которое, по его словам, на него оказывали во время предварительного следствия.

— Меня принуждали ко лжи, меня принуждали написать явку с повинной, — заявил подсудимый.

К последнему слову Дмитрий*, как он и заявлял ранее, был не готов. Заседание отложили на час, чтобы он успел собраться с мыслями.

«Я помню демонстрации с лозунгами» ”Миру мир”

В своём последнем слове Дмитрий Богмут* сказал, что родился в те времена, когда продвигалась идея всеобщего разоружения, налаживания отношений с Западом, всеобщего сотрудничества, и помнит демонстрации с лозунгами «Миру мир».

Богмут* припомнил, как в начале СВО Владимир Путин говорил, что в России уже не 1937 год.

— Он сказал, что ни за кем не приедет чёрный «воронок». Со мной происходит обратное, — рассуждал Дмитрий Богмут* и добавил, что обвинительный приговор сочтёт приговором правде.

Решение суд огласит 30 января.

* Внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга

** признана Минюстом РФ иностранным агентом, признана нежелательной организацией в РФ

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности