Первых пассажиров из Шушар принял новый трамвайный вокзал в Купчино утром 24 декабря. Только вот на перрон из «двойки» высадились не жители южных районов Петербурга, а представители горадминистрации, журналисты и сотрудники компании «АБЗ-Дорстрой», которая занималась строительством линии «Славянка». Жителей трамвай повез в Шушары только после обеда. Как прошло открытие трамвайной линии и что о новом маршруте думают петербуржцы — в репортаже MR7.
Трамвай, который ждали годами
Платформа с голубым асфальтом за автобусным «бубликом» на Балканской площади притягивать людей начала в половину десятого утра. Уже через полчаса на перроне толпятся чёрные куртки с телевизионными камерами и фотоаппаратами — с одной стороны, и люди в касках и рабочей одежде — с другой. Всё понятно — сегодня здесь ждут первый бирюзово-оранжевый трамвай с пассажирами внутри.
Конкурс на поиск концессионера для строительства новой трамвайной линии Смольный объявлял ещё осенью 2017 года. В результате на ПМЭФ-2018 Петербург заключил соглашение с «Балтнедвижстроем» и Газпромбанком.
Изначально сообщалось, что в середине 2022 года по рельсам запустят первый трамвай между Купчино и Шушарами, а второй этап строительства — уже до Славянки — будет закончен в 2023 году. Однако сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались.
Линия «Славянка» получила разрешение на ввод в эксплуатацию от Госстройнадзора 8 декабря. Затем, 18 декабря, губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что трамвай планируют пустить по новой линии вместе с пассажирами до 28 декабря.
На платформе прибытия и отбытия уже готовы к работе кассы по продаже билетов и турникеты с дверками и надписью «Славянка».
Фото: Павел Борисенко / MR7
Первая «двойка» прибыла в Купчино из шушарского депо в 10:06. Около трёх минут спустя из нового трамвая на перрон с голубым асфальтом вывалилось несколько десятков чёрных курток с камерами и микрофонами — такими были первые пассажиры нового трамвая.
Ещё через несколько минут на платформу прибыли два «новогодних», украшенных гирляндами, бирюзово-оранжевых состава — уже с делегацией из Смольного. На перрон высадились в том числе ещё действующий глава комитета по транспорту Валентин Енокаев и губернатор Петербурга Александр Беглов.
Слева направо: президент ГК «АБЗ» Владимир Калинин и губернатор Петербурга Александр Беглов.
После разговора с рабочими глава города обратился к собравшимся на перроне.
— Это один из сложнейших инженерных проектов не только в нашей стране, но и в Европе. Всего-навсего 17 минут от Шушар до Купчино. Я поздравляю всех с этим хорошим проектом. Для жителей откроем линию в 15:00, — заявил Беглов.
Выступивший следом президент группы компаний «АБЗ» Владимир Калинин заверил: дальнейшие работы «все будут качественные и все будут выполнены».
— Надеюсь, следующее развитие проекта будет поддержано и реализовано в ближайшие пять лет, — также подчеркнул Калинин.
К концу 2026 года — началу 2027 года в Петербурге президент «АБЗ» пообещал запустить вторую очередь трамвайной линии — до посёлка Славянка. В планах по перспективному развитию также дотянуть рельсы до ещё не построенного кампуса СПбГУ в Пушкине.
Фото: Павел Борисенко / MR7
После торжественной церемонии открытия новые трамваи отправились из Купчино в Шушары — почти с тем же составом пассажиров, с которым прибыли из депо, и журналистами MR7.
По маршруту «Славянки»
Новый трамвайный маршрут на экране в салоне автобуса умещается в один маленький столбик — там всего пять остановок. Две из них– «Станция метро «Купчино» и «Река Волковка» по требованию — в Купчино, остальные — «Вилеровский переулок», «Окуловская улица» и «Валдайская улица» — уже в Шушарах.
Путь от купчинского вокзала до первой остановки занимает 7,5 минут. За это время трамвай успевает сначала по путепроводу проехать над железной дорогой и Витебским шоссе, спуститься с горки и вновь подняться уже над двумя магистралями — Московским шоссе и КАДом — чтобы попасть в Шушары.

Фото: Павел Борисенко / MR7
По «приземлению» в Шушарах из окна видно гуляющих вдоль линии местных жителей. При виде бирюзово-оранжевой «двойки» пешеходы останавливаются, снимают всё на камеру телефона и улыбаются тем, кто только что приехал на трамвае из Купчино и смотрит на них из окна.

Фото: Павел Борисенко / MR7
С последней остановки на Валдайской улице трамвай увозит нас в депо. Вдоль линии ещё заметны следы только что закончившейся большой стройки. Перекопанную землю припорошило снегом, и грузовики за окном куда-то увозят бытовки…
В трамвае тем временем находят первую «потеряшку».
— Кто шарф забыл? — спрашивает сотрудница «АБЗ», держа в руках аксессуар от бренда премиум-класса.
— Губернатор, — в шутку отвечает ей коллега после многозначительной паузы.
А мы уже доехали до депо, где своего часа ждёт целая армия бирюзово-оранжевых.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Пять часов спустя после торжественного открытия линии
К обещанному часу открытия регулярного движения платформа «Славянки» на Балканской площади была забита желающими опробовать новый трамвай — среди них и жители Шушар, и жители Купчино.
— Мне Шушары не нужны, мне нужен Пушкин, — честно говорит петербурженка Татьяна. — Я пришла посмотреть на то, что сделали, потому что очень долго не работала конечная остановка автобусов, которые идут до моего дома [на Будапештской].
Первый прибывший в Купчино к трём часам дня трамвай петербуржцы, собравшиеся на перроне, встретили протяжным «ура!».
— Мы живем в Шушарах, но очень далеко отсюда [от существующей трамвайной линии]. Для нас это мало пользы имеет, но в целом, как для разгрузки, наверное, полезно, — делятся впечатлениями после первой поездки студенты из Шушар.
Больше всего их радует, что на трамвае теперь можно будет объезжать заторы, которые образовываются на юге Петербурга во время крупных мероприятий — например, ПМЭФ.
Про новый трамвай говорят просто: «Красивый».
Детали салона трамвая «Невский». Фото: Павел Борисенко / MR7
Среди радующихся открытию нового маршрута другие пассажирки — жительница Купчино, которая получает в Шушарах квартиру, и её подруга.
— Трамвайная линия — такая альтернатива метро. В свое время здесь, в посёлке, обещали метро, в результате его построили за три километра отсюда, в промзоне. И люди расстроились. А теперь вот сделали ветку трамвайную — за 11 минут доезжать из Шушар до Купчино это очень удобно, — считают женщины.
Проезд по «Славянке» стоит 79 рублей при оплате банковской картой или наличными и 60 рублей при оплате «Подорожником» — как и проезд в любом другом трамвае Петербурга. Но тут можно оплатить поездку не только картами, но и наличными. Однако стоит учитывать, что пока аппараты по приёму купюр и монет работают не во всех составах, их ещё не успели настроить. Также сохраняются все льготы на проезд для граждан определенных категорий.



















