Репортажи

«Славянка» изнутри и снаружи: новый трамвай перевёз первых пассажиров между Купчино и Шушарами

«Славянка» изнутри и снаружи: новый трамвай перевёз первых пассажиров между Купчино и Шушарами

Фото: Павел Борисенко / MR7

Первых пассажиров из Шушар принял новый трамвайный вокзал в Купчино утром 24 декабря. Только вот на перрон из «двойки» высадились не жители южных районов Петербурга, а представители горадминистрации, журналисты и сотрудники компании «АБЗ-Дорстрой», которая занималась строительством линии «Славянка». Жителей трамвай повез в Шушары только после обеда. Как прошло открытие трамвайной линии и что о новом маршруте думают петербуржцы — в репортаже MR7.

Трамвай, который ждали годами

Платформа с голубым асфальтом за автобусным «бубликом» на Балканской площади притягивать людей начала в половину десятого утра. Уже через полчаса на перроне толпятся чёрные куртки с телевизионными камерами и фотоаппаратами — с одной стороны, и люди в касках и рабочей одежде — с другой. Всё понятно — сегодня здесь ждут первый бирюзово-оранжевый трамвай с пассажирами внутри.

Как строилась «Славянка»

Конкурс на поиск концессионера для строительства новой трамвайной линии Смольный объявлял ещё осенью 2017 года. В результате на ПМЭФ-2018 Петербург заключил соглашение с «Балтнедвижстроем» и Газпромбанком.

Изначально сообщалось, что в середине 2022 года по рельсам запустят первый трамвай между Купчино и Шушарами, а второй этап строительства — уже до Славянки — будет закончен в 2023 году. Однако сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались.

Линия «Славянка» получила разрешение на ввод в эксплуатацию от Госстройнадзора 8 декабря. Затем, 18 декабря, губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что трамвай планируют пустить по новой линии вместе с пассажирами до 28 декабря.

На платформе прибытия и отбытия уже готовы к работе кассы по продаже билетов и турникеты с дверками и надписью «Славянка».

Фото: Павел Борисенко / MR7

Первая «двойка» прибыла в Купчино из шушарского депо в 10:06. Около трёх минут спустя из нового трамвая на перрон с голубым асфальтом вывалилось несколько десятков чёрных курток с камерами и микрофонами — такими были первые пассажиры нового трамвая.

Ещё через несколько минут на платформу прибыли два «новогодних», украшенных гирляндами, бирюзово-оранжевых состава — уже с делегацией из Смольного. На перрон высадились в том числе ещё действующий глава комитета по транспорту Валентин Енокаев и губернатор Петербурга Александр Беглов.

Слева направо: президент ГК «АБЗ» Владимир Калинин и губернатор Петербурга Александр Беглов.

После разговора с рабочими глава города обратился к собравшимся на перроне.

— Это один из сложнейших инженерных проектов не только в нашей стране, но и в Европе. Всего-навсего 17 минут от Шушар до Купчино. Я поздравляю всех с этим хорошим проектом. Для жителей откроем линию в 15:00, — заявил Беглов.

Выступивший следом президент группы компаний «АБЗ» Владимир Калинин заверил: дальнейшие работы «все будут качественные и все будут выполнены».

— Надеюсь, следующее развитие проекта будет поддержано и реализовано в ближайшие пять лет, — также подчеркнул Калинин.

К концу 2026 года — началу 2027 года в Петербурге президент «АБЗ» пообещал запустить вторую очередь трамвайной линии — до посёлка Славянка. В планах по перспективному развитию также дотянуть рельсы до ещё не построенного кампуса СПбГУ в Пушкине.

Фото: Павел Борисенко / MR7

После торжественной церемонии открытия новые трамваи отправились из Купчино в Шушары — почти с тем же составом пассажиров, с которым прибыли из депо, и журналистами MR7.

По маршруту «Славянки»

Новый трамвайный маршрут на экране в салоне автобуса умещается в один маленький столбик — там всего пять остановок. Две из них– «Станция метро «Купчино» и «Река Волковка» по требованию — в Купчино, остальные — «Вилеровский переулок», «Окуловская улица» и «Валдайская улица» — уже в Шушарах.

Путь от купчинского вокзала до первой остановки занимает 7,5 минут. За это время трамвай успевает сначала по путепроводу проехать над железной дорогой и Витебским шоссе, спуститься с горки и вновь подняться уже над двумя магистралями — Московским шоссе и КАДом — чтобы попасть в Шушары.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

По «приземлению» в Шушарах из окна видно гуляющих вдоль линии местных жителей. При виде бирюзово-оранжевой «двойки» пешеходы останавливаются, снимают всё на камеру телефона и улыбаются тем, кто только что приехал на трамвае из Купчино и смотрит на них из окна.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

С последней остановки на Валдайской улице трамвай увозит нас в депо. Вдоль линии ещё заметны следы только что закончившейся большой стройки. Перекопанную землю припорошило снегом, и грузовики за окном куда-то увозят бытовки…

В трамвае тем временем находят первую «потеряшку».

— Кто шарф забыл? — спрашивает сотрудница «АБЗ», держа в руках аксессуар от бренда премиум-класса.

— Губернатор, — в шутку отвечает ей коллега после многозначительной паузы.

А мы уже доехали до депо, где своего часа ждёт целая армия бирюзово-оранжевых.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Пять часов спустя после торжественного открытия линии

К обещанному часу открытия регулярного движения платформа «Славянки» на Балканской площади была забита желающими опробовать новый трамвай — среди них и жители Шушар, и жители Купчино.

— Мне Шушары не нужны, мне нужен Пушкин, — честно говорит петербурженка Татьяна. — Я пришла посмотреть на то, что сделали, потому что очень долго не работала конечная остановка автобусов, которые идут до моего дома [на Будапештской].

Первый прибывший в Купчино к трём часам дня трамвай петербуржцы, собравшиеся на перроне, встретили протяжным «ура!».

— Мы живем в Шушарах, но очень далеко отсюда [от существующей трамвайной линии]. Для нас это мало пользы имеет, но в целом, как для разгрузки, наверное, полезно, — делятся впечатлениями после первой поездки студенты из Шушар.

Больше всего их радует, что на трамвае теперь можно будет объезжать заторы, которые образовываются на юге Петербурга во время крупных мероприятий — например, ПМЭФ.

Про новый трамвай говорят просто: «Красивый».

Детали салона трамвая «Невский». Фото: Павел Борисенко / MR7

Среди радующихся открытию нового маршрута другие пассажирки — жительница Купчино, которая получает в Шушарах квартиру, и её подруга.

— Трамвайная линия — такая альтернатива метро. В свое время здесь, в посёлке, обещали метро, в результате его построили за три километра отсюда, в промзоне. И люди расстроились. А теперь вот сделали ветку трамвайную — за 11 минут доезжать из Шушар до Купчино это очень удобно, — считают женщины.

Сколько стоит проезд

Проезд по «Славянке» стоит 79 рублей при оплате банковской картой или наличными и 60 рублей при оплате «Подорожником» — как и проезд в любом другом трамвае Петербурга. Но тут можно оплатить поездку не только картами, но и наличными. Однако стоит учитывать, что пока аппараты по приёму купюр и монет работают не во всех составах, их ещё не успели настроить. Также сохраняются все льготы на проезд для граждан определенных категорий.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности