Открытия первого этапа трамвайной линии «Купчино — Шушары — Славянка» в Петербурге ждут до конца 2025 года. Остановки уже нанесли на карты, новую модель вагонов «Невский» поставили на рельсы, и они проходят обкатку, а по проводам готовы пустить постоянный ток. Готовность к запуску маршрута, о котором в Петербурге начали говорить ещё восемь лет назад, проверили журналисты MR7.
Конкурс на поиск концессионера для строительства новой трамвайной линии Смольный объявлял ещё осенью 2017 года. В результате на ПМЭФ-2018 Петербург заключил соглашение с «Балтнедвижстроем» и Газпромбанком.
Изначально сообщалось, что в середине 2022 года по рельсам запустят первый трамвай между Купчино и Шушарами, а второй этап строительства — уже до Славянки — будет закончен в 2023 году. Однако сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались.
В 2022-м, расписываясь на символичной «первой шпале», губернатор Петербурга Александр Беглов заявлял, что трамвай запустят в 2024 году. Но этого не произошло.
Затем, на ПМЭФ-2023 в очередной раз пообещали точно: запустят в 2025-м. Сейчас полностью завершить строительство планируют в 2026 году.
Согласно расчетам, в год новой трамвайной линией будут пользоваться не меньше 13 миллионов пассажиров. Ждать на конечных остановках придется около пяти минут, а весь маршрут займёт 30-40 минут.

Маршрут линии «Купчино — Шушары — Славянка» на ПМЭФ-2022. Фото: Олег Золото / MR7
Остановка «Балканский»
Балканская площадь в понедельник утром полна движения. Толпа бредёт по тротуарам, перешагивая через рельсы, а работяги ровняют свежеположенный асфальт, от которого исходит пар.
Здесь будут начинать и заканчивать движение трамваи маршрута №2, который сперва запустят от Купчино до Шушар, а затем (в некотором, стоит надеяться, обозримом будущем) и до Славянки. Для электрического транспорта на Балканской площади построили «трамвайный вокзал»: по сути — платформу под навесом. Похожая в Петербурге уже есть у скоростных трамваев «Чижик» рядом со станцией метро «Ладожская».
В Купчино у «вокзала» уже уложили разноцветный асфальт, чтобы пассажиры могли ориентироваться в направлении движения. Бирюзовый укажет на Шушары, оранжевый — на то, что дальше дороги нет.
Фото: Павел Борисенко / MR7
От нового купчинского вокзала рельсы новой трамвайной линии идут вдоль реки Волковки. Через 900 метров от пункта «Балканский», согласно картам, располагается вторая остановка — «Река Волковка».
Самого павильона здесь пока нет, но место под него готово: бордюр поставлен, асфальт уложен и выровнен. С другой стороны, за пределами пока только воображаемой остановки — разбитые дороги и горы стройматериалов.
Остановка «Река Волковка». Фото: Павел Борисенко / MR7
Дальше рельсы ведут вдоль Витебского проспекта к будущей остановке «По требованию» — всё ещё в Купчино. Павильона там пока тоже нет. Судя по картам, он расположится за детской железной дорогой, которая со стороны автомагистрали огорожена забором и двухметровыми кустами. Кому и когда потребуется эта остановка, пока представить сложно…
До Шушар на «американских горках»
После остановки «По требованию» новая «железка» ведёт прямиком в Шушары. Для автомобилистов путь от Купчино до посёлка лежит через две магистрали — Витебский проспект и Московское шоссе. Больше 10 лет назад над ними воспарил КАД, а теперь уже над кольцевой построили путепровод для трамваев.
Первый подъем проходит над Малой Октябрьской железной дорогой и Витебским проспектом. Эстакада возносится над магистралями, а затем трамвайные пути уходят вниз.
Фото: Павел Борисенко / MR7
На пару метров новая линия равняется с землёй. Напротив рельсовой дороги располагаются административные здания, а вдоль разбросаны бытовки. Рядом с рабочими домиками лежат перчатки, валики в вёдрах с мутной водой, бутылки, доски, облицовочные детали, которым не нашли места.
Фото: Павел Борисенко / MR7
От беспорядка трамвайные пути вновь уходят вверх. Эстакада проходит сначала над Московским шоссе, а после парит над 66-м километром кольцевой.
Затем трамвайный мост выходит наконец на шушарский Новгородский проспект. В нескольких десятках метров от окон на уровне третьего этажа многоэтажки чем-то занимаются строители. А внизу — закрытые магазины, разбитая тяжёлой техникой дорога и склад поднятых из-под земли труб.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Для трамвая здесь пока только один путь — по Вилеровскому переулку на Старорусский проспект.
Вторым этапом здесь должна появится другая ветка, которая от начала до конца захватит Новгородский проспект.

Развилка трамвайной линии обозначена на карте. Скриншот: «Яндекс.Карты»
Остановка «Вилеровский переулок»
Первая обозначенная не только на картах, но и на местности остановка новой трамвайной линии находится в Вилеровском переулке. Здесь на платформе уже установили павильон с онлайн-табло и камерой видеонаблюдения. Но результата от них пока никакого. Чтобы скоро всё заработало, двое мужчин копошатся в щитке.

Фото: Павел Борисенко / MR7
Параллельно с трамвайной линией в Вилеровском переулке прокладывают резиновую велодорожку. Работам не видно конца.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Рельсы идут до конца Вилеровского переулка, а затем поворачивают на Старорусский проспект. У дома № 6 тоже должен появиться павильон. Но узнать место будущей остановки пока можно только по платформе, оградке вдоль проезжей части и лежащему дорожному знаку.

Фото: Павел Борисенко / MR7
По обе стороны Старорусского проспекта находятся жилые дома. Но только те, что слева, считай, «железкой» отрезали от Шушар. Чтобы попасть домой, пешеходам — от школьников до пенсионеров — приходится перешагивать через трамвайную линию. А автомобилистам — пользоваться единственным проездом: Окуловской улицей.

Фото: Павел Борисенко / MR7
Дальше рельсы «Славянки» уводят в шушарские поля. До очередной развилки на пути трамвая № 2, согласно планам, будет две остановки: Валдайская улица и Молочный переулок. Но со стороны жилых домов к ним не подобраться — дороги к остановкам нет, а тяжёлая техника и стройка разбили землю.
Следующий обозначенный на картах и недосягаемый пункт на новом железном пути — «Школьная улица» (не путать со Школьной улицей в Приморском районе, которая идёт параллельно улице Савушкина — прим. ред.)
Остановка «Школьная улица»
В надежде добраться до предпоследней остановки на трамвайном маршруте приходится объезжать Шушары. Сначала по Витебскому проспекту, затем по Петербургскому шоссе и далее по Шушарской дороге выезжаем на Новгородский проспект. На картах он окрашен в «чёрный».
Дороги там и впрямь почти нет — её всю заняли трамвайные пути, а остальная часть заставлена автомобилями рабочих.
Параллельно Новгородскому проспекту идёт другая асфальтированная полоса. До остановки «Школьная улица», согласно геометке, около ста метров, но ни на машине, ни пешком до неё не добраться. По рельсам вдоль и поперёк ходят строители, по сторонам работают экскаваторы, а под ногами хлюпает размытый грунт.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Остановка «Депо Славянка»
От депо посреди шушарских полей будет начинаться и заканчиваться трамвайный маршрут № 2 — пока линию не достроят до Славянки. Специально построенный для электрического транспорта дом сможет вместить 22 вагона новой модели «Невский» в бирюзово-оранжевой расцветке.
По словам строителей, обкатка трамваев уже началась от депо до Вилеровского переулка и идёт в штатном режиме.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Но принимать и отправлять пассажиров на остановке у депо явно пока не готовы. На людей без каски и жилетки здесь смотрят косо.
А когда закончатся все работы и территорию начнут приводить в порядок, не ясно. Как и то, успеет ли первая часть «Славянки» открыться до конца этого года.




























