Истории

Сохранить архитектурную память: как художники исследуют Усть-Славянку и дом Слепушкина

Сохранить архитектурную память: как художники исследуют Усть-Славянку и дом Слепушкина

Выставочный зал Музея современных искусств имени Сергея Дягилева СПбГУ. В центре — экспонат «Упразднённый» Олега Колимбета. Фото: Павел Борисенко / MR7

Этим летом восемь петербургских художников — Алексей Бархан, Анастасия Иваненкова, Дарья Иукканен, Олег Колимбет, Анна Кульминская, Артемий Михайлов, Кристина Сергеева и Екатерина Шмелёва — вместе с сотрудниками музея «Невская застава» изучали исторический район Усть-Славянка, и в частности одну из его достопримечательностей — сохранившийся с XIX века дом купца и стихотворца Фёдора Слепушкина. Они исследовали архивы, говорили с местными жителями, строили маршруты. Итогом творческой лаборатории стала экспозиция «1:1 Следы памяти», которая сейчас проходит в музее имени Дягилева.

Среди экспонатов — фарфоровые осколки с чёрно-белыми снимками; настенная фотография деревенского дома; фигура человека, на теле которого размещены газетные вырезки с надписью «Усть-Славянка»…

Усть-Славянка — исторический район в Невском районе города. Там сохранился постоялый двор Фёдора Никифоровича Слепушкина. Слепушкин происходил из крепостных крестьян, но смог стать купцом, а также являлся поэтом-самоучкой. Принадлежавший ему деревянный дом на Славянской улице, 1, построен в 1820-х годах. Здание входит в число объектов культурного наследия регионального значения. Дом не раз горел, его собирались снести в рамках «реновации», вокруг выросли коттеджи и многоэтажные дома. А в 2021 году полуразрушенное здание перешло на баланс музея «Невская застава».

Альбом с изображениями Невского района, фрагмент экспоната «С яблонь ещё падают яблоки» Кристины Сергеевой. Фото: Павел Борисенко / MR7

Альбом с изображениями Невского района, фрагмент экспоната «С яблонь ещё падают яблоки» Кристины Сергеевой. Фото: Павел Борисенко / MR7

Чтобы подчеркнуть важность сохранения архитектурной памяти, этот музей прошедшим летом организовал целую междисциплинарную художественную лабораторию.

На протяжении трёх месяцев восемь художников и куратор выставки Юлия Павлова погружались в жизнь Невского района. Они исследовали архивные материалы, беседовали с местными жителями, а также просто гуляли по собственным маршрутам — в поисках того самого «гения места», который с каждым говорит на своём языке и о своём.

Итогом трёхмесячной работы стала выставка, на которой представлены разные медиа: керамика и вышивка, живопись и инсталляция, видеодокументация и саунд-арт.

Саунд-арт Артемия Михайлова «Доступ к памяти». Фото: Павел Борисенко / MR7

В центре зала стоит манекен в футболке с видами Рыбацкого: Славянская улица и Советский проспект. На руках и ногах — газетные вырезки. Стоит «человек» на кирпичах, на которых видна надпись с дореволюционным «ятем»: «Слѣпушкиных». В его руке — весло. Это работа художника Олега Колимбета «Упразднённый».

— Если вы начнёте искать информацию об Усть-Славянке, то это слово встретится вам не раз. Например, в сочетании «упразднённый посёлок», — объясняет Олег. 

При работе с архивным материалом он сосредоточился на изучении способов заработка местных жителей. Одним из них служило кирпичное производство: сам Слепушкин был владельцем кирпичной мануфактуры.

— Именно по этой причине основанием для моей инсталляции стал обитый жестяными стропами деревянный ящик, — говорит Олег. — Это увеличенная копия материала для формования кирпичного сырца в Петербурге и окрестностях в XIX и начале XX века.

Чертежи художник обнаружил в старинном трактате.

Экспонат «Упразднённый» художника Олега Колимбета. Фото: Павел Борисенко / MR7

Экспонат «Упразднённый» художника Олега Колимбета. Фото: Павел Борисенко / MR7

— Ноги моего «Упразднённого» утопают в древесных опилках: большинство усть-славянских домов были деревянными. Поверх опилок лежат обломки старинных кирпичей с клеймами местных производителей. Весло же напоминает о временах речного промысла. Старые петербургские газеты, которыми обклеено тело фигуры, добавляют исторический контекст. На фотографиях, помещённых на футболку, запечатлены снесённые дома. А на лице фигуры — пластина из декоративной стали. Она имитирует водную гладь, по которой плещутся волны: то ли Невы, то ли Славянки, то ли их обеих рек вместе. Кроме того, пластина выполняет роль зеркала.

А на лице фигуры — пластина из декоративной стали. Она имитирует водную гладь, по которой плещутся волны: то ли Невы, то ли Славянки, то ли их обеих рек вместе», — дополняет художник.

Рядом расположены работы других художников. Объект Екатерины Шмелёвой «Частная жизнь» представляет собой снимки Рыбацкого, отпечатанные на фарфоре: здание школы, лодки, велосипеды, повозки с запряжёнными в них лошадьми. В работе Анастасии Иваненковой «По кирпичикам» выделяется красочное объявление «Берегите школу, её строили крестьяне села Рыбацкое на свои деньги». Дарья Иукканен же показывает жизнь района «Через документ» — так и называется её инсталляция. На керамике читаются обрывки фраз: «В соответствии с пунктом…», «Объекта культурного наследия…», «Группа тополей».

Выставочный зал. На стенах — работы Анастасии Иваненковой «По кирпичикам» о селе Рыбацком и Екатерины Шмелёвой «Частная жизнь» о доме Слепушкина. Фото: Павел Борисенко / MR7

А за экспонатами, на заднем фоне плещется Нева, ведь экспозиция располагается в выставочном зале Музея современных искусств имени Сергея Дягилева СПбГУ на набережной Лейтенанта Шмидта.

Где: набережная Лейтенанта Шмидта, 11/2

Когда: понедельник — пятница, с 10:00 до 17:00, до 19 декабря

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности