Истории

Кто такой этот хулиган и почему его надо беречь? В «Упсала-Цирке», где ребёнок обречён стать счастливым, новый набор

Кто такой этот хулиган и почему его надо беречь? В «Упсала-Цирке», где ребёнок обречён стать счастливым, новый набор

Фото: Павел Борисенко / MR7

Это сейчас у «Упсала-Цирка» есть целый шатёр на Свердловской набережной, а двадцать пять лет назад это был уличный цирк с артистами-беспризорниками. Меняется время, город, социальные проблемы, дети — а цирк каждую осень по-прежнему набирает новых «хулиганов». Следующие пять лет они будут жонглировать, делать сальто назад, ходить по канату, взмывать в воздух и ловить мячи. И вовсе не для того, чтобы потом стать профессиональными артистами. Если и говорить о профессионализме, то они, как обещают в цирке, станут профессионально счастливыми людьми.

«Хулиганы» и «фрешмены»: артисты

Полдень. До репетиции два часа. В шатре постепенно собираются дети. Просторная кухня «за кулисами» напоминает столовую, где собирается многодетная семья. На холодильник приклеен листок: «Цирк не уехал, и ты не уезжай». По стенам фотографии, сделанные Дмитрием Марковым (одним из лучших документалистов последнего времени в России. Он часто снимал на сложные социальные темы. Погиб в 2024 году).

Пока говорим с директором «Упсала-Цирка» Натальей Арсёновой, на кухню то и дело заглядывают артисты и тренеры разных возрастов. Берут бутерброд с сыром, рассказывают, как прошло занятие, кому сколько мячей удалось словить. Девушка-волонтёр рисует.

Наталья Арсёнова. Фото: Павел Борисенко / MR7

Наталья Арсёнова. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Упсала-Цирк» появился в 2000 году. Студентка из Германии Астрид Шорн и театральный режиссёр Лариса Афанасьева хотели помочь беспризорным детям, ученикам коррекционных школ, трудным подросткам, проводящим время на Московском вокзале и оказывающимся в комнатах милиции. Тогда они занялись с ними цирковым искусством на улицах города — устраивали тренировки, учили жонглировать и делать трюки прямо на открытом воздухе: где придётся.

Шатёр же возник в 2011 году. Четыре года спустя окончательно сформировался метод цирковой педагогики, по которому работают два направления «Упсала-Цирка» — «хулиганское» и инклюзивное.

— Артисты-«хулиганы» занимаются в цирке пять лет, — объясняет директор «Упсала-Цирка» Наталья Арсёнова. — Он предусмотрен для детей из групп социального риска: из приёмных и многодетных семей; со статусом беженцев и мигрантов; плохо говорящих или вообще не говорящих по-русски. На первый курс набирают детей 10-12 лет.

За время обучения артистам предстоит освоить большую программу. На первом курсе они ставят карнавал, на втором — концерт, на третьем — спектакль, на четвёртом — едут на гастроли. Например, в этом году «Упсала-Цирк» отправится на Ямал — проводить мастер-класс для ненецких детей. На последнем, пятом курсе каждый ученик готовит сольный номер.

Фотография Дмитрия Маркова в кабинете «Упсала-Цирка»: Павел Борисенко / MR7

— Артисты с особенностями развития занимаются шесть лет, — дополняет Наталья. — Курс сделан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть синдром Дауна или расстройство аутистического спектра (РАС) — аутизм. Они часто обучаются в коррекционных школах. Первый год для них — адаптационный. Здесь набор идёт с 9 до 11 лет. Когда группа начинает заниматься, у неё появляется внутреннее название. Такова традиция. У нас были «Фрешмены», «Миядзаки», «Роскошные». Как будут называться ребята нового курса, пока никто не знает.

В силу небольших ресурсов «Упсала-Цирк» не может набрать группу детей одновременно с синдромом Дауна и РАС. В прошлом году тренеры выпустили группу с РАС, в этом сезоне стартует набор группы с синдромом Дауна.

Прихожая в шатре. Фото: Павел Борисенко / MR7

Прихожая в шатре. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Крепко держи свою нить и не бойся, если запутается»: спектакли

Артисты хулиганского курса и курса для детей с ограниченными возможностями здоровья объединены в одних и тех же спектаклях.

— Хулиганы, которые в обычных, уличных условиях смеялись бы над детьми с особенностями или обижали бы, здесь берут их за руку и выводят на сцену, — объясняет Наталья.

Артисты одного спектакля становятся партнёрами и коллегами.

— У нас был жонглёрский дуэт: один мальчик с синдромом Дауна, второй — из команды «хулиганов». Так вот они не расставались. Выступали вместе, на гастролях селились в одном номере, и это не было нагрузкой ни для одного из них. Это было им в кайф. Они отвечали друг за друга.

Знаковые спектакли из репертуара «Упсала-Цирка» — «Нити» и «Трудные подростки». Ими открывается сезон. На первом — «Нитях» — присутствуем и мы. В шатре, у пульта свето- и звукорежиссёра виднеется надпись: «Берегите хулиганов». Усаживаются родители и дети. На сцену по очереди выходят артисты. Некоторые из них подкидывают мячи, другие — взмывают в воздух, третьи — делают трюки и кувырки. В каждом эпизоде присутствуют нити, которые участники спектакля раскладывают по сцене, поднимают или отдают в зрительный зал. После аплодисментов нити держат не только артисты, но и посетители. К нитям прикреплены колокольчики, раздаётся лёгкий звон. Задача — совместно удержать. За сценой раздаётся: «Крепко держи свою нить и не бойся, если запутается».

— Этот спектакль вырос из пятнадцатиминутного перформанса, — объяснит нам позже директор «Упсала-Цирка». — Мы его полюбили, переработали, получилось представление на час. Приходят новые артисты, спектакль постепенно дополняется и видоизменяется.

Другой спектакль — «Трудные подростки» — был поставлен по мотивам сериала, снятого компанией Wink. Представители компании пришли в «Упсала-Цирк» с предложением о совместной работе. В результате родился спектакль, в котором каждый артист рассказывает собственную историю.

Такие коллаборации с кино и театром у «Упсала-Цирка» не редкость. Например, сейчас у артистов идут последние репетиции перед премьерой нового спектакля, поставленного театральным режиссёром Яной Туминой под названием «Цирк Фибоначчи». Так называют математическую последовательность и структурированность. Артистами также станут артисты обоих программ.

Надпись в шатре. Фото: Павел Борисенко / MR7

Выгнали с кружков по шахматам и бисероплетению: ученики

За те 25 лет, что существует цирк, он прошёл много этапов.

— Если первыми артистами цирка были подростки, которые ночевали на Московском вокзале и воровали, то теперь у нас на первый взгляд успешные дети. Они ходят в школы, у них есть дом, — говорит Наталья Арсёнова. — И тем не менее нынешним детям не легче. Они испытывают те же проблемы с самоидентификацией и реализацией, их буллят или они буллят в школе.

И дело тут не в системе образования, а в том, что никакая система, на взгляд Натальи, не может подходить каждому на 100%.

— В школе делают общий срез. Желательно, чтобы все были на одинаковом среднем уровне. А в цирке у кого два, у кого пять. Два обычно по поведению… — улыбается она. — Здесь нет детей, которые днём ходят на шахматы, хоккей или дзюдо, а вечером — в «Упсала-Цирк». Обычно это дети, которых никуда не берут или выгоняют с кружка по бисероплетению из районного дома детского творчества, с внеклассных занятий. Они мешают на переменах и забывают дневник. Их просят отсчитать десять клеточек сверху в тетрадке, а они промахиваются, начиная то с двенадцатой, то с девятой.

Одним словом, это дети, с которыми трудно окружающим, а в первую очередь — трудно им самим.

— И вот всех этих разномастных, разношёрстных, прекрасных детей мы собираем здесь, под одной крышей, — дополняет Наталья Арсёнова.

И это даёт свои плоды.

— Все занятия у нас начинаются после двух часов дня — после школы. Но как-то раз я приехала в цирк пораньше, утром, — вспоминает Наталья. — Вдруг открывается дверь, заходит подросток с диаболо (снаряд для жонглирования — ред.) в руках и говорит: «Ой, я прогулял школу, можно потренируюсь?». Не «я прогулял в школу и пошёл спать/гулять/в подъезд/в торговый центр», а на тренировку.

Шатёр. Фото: Павел Борисенко / MR7

Всего на курс набирают 50 человек. К концу сезона остаётся около 20 артистов.

— Одно дело прийти сюда и посмотреть, как кувыркаются, прыгают сальто, виртуозно жонглируют мячами — это заражает артистическим духом, риском, свободой. Но в то же время это ежедневный труд: после школы едешь в цирк, занимаешься два часа, вечером приезжаешь, надо делать уроки. Изо дня в день, пять дней в неделю по два часа. Какое-то количество детей, понятное дело, уходит, — разъясняет Наталья.

Тем не менее цирк развивает у детей постоянство. Один из учеников третий год ездит сюда, на Свердловскую набережную, из Сестрорецка. Дорога туда-обратно с электричкой и автобусом занимает у него четыре часа.

— Просто здесь он нашёл своё место. Как и другие подростки, — уверена Наталья Арсёнова. — Цирк — это язык, на котором мы говорим с детьми обо всём. Мы их слышим, принимаем такими, какие есть, не пытаясь изменить слабые стороны, опираясь на сильные.

Помогают в этом цирковые тренеры.

Шатёр. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Я просто хочу на секундочку синхронуться»

— Цирк всегда привлекал людей с особенностями. В нём невозможно работать, не будучи хулиганом. Всё, что мы здесь любим, ценим и принимаем, может раздражать, — отмечает директор цирка Наталья.

Это не первая её профессия.

— Мой ребёнок ходит к логопеду. Тот как-то раз попросил его выговорить «фэ, фартук», чтобы тот звуки правильно произносил, — вспоминает она. — Логопед спрашивает: «Знаешь, что такое фартук?» Сын отвечает: «Конечно знаю. Моя мама работала поваром в столовой». Логопед вопросительно смотрит на меня. Сын спохватывается: «Но вы не волнуйтесь, сейчас она директор цирка». Логопед поднимает брови и думает: «Ребёнок сочиняет». Самое смешное, что и то, и другое правда.

В свою очередь педагогам, тренерам, да и самому директору иногда тоже необходима помощь. В таком случае они обращаются к основателям проекта.

— Лариса Афанасьева, основательница Цирка, была и остаётся главным хулиганом и лучше кого бы то ни было понимает, что нужно артистам. Даже сейчас, несмотря на то, что она не рядом — живёт в Германии, я советуюсь с ней. Когда я не уверена, соответствует ли задумка ценностям цирка, прошу её помочь. Она смеётся, говорит, что я итак всё прекрасно знаю.

— Спорю: «Нет, подожди, очень нужно твоё мнение. Я просто хочу на секундочку… синхронуться», — делится Наталья Арсёнова.

Выражается это в конкретных случаях.

— Однажды с ребятами первого курса — группой с синдромом Дауна и «хулиганами» — ставили карнавал, — говорит Наталья. — Долго пытались найти нужный образ, но не удавалось. Тогда решили: позвоним Ларисе. Была ужасная связь. Слов не разобрать. Она бежит на трамвай с ребёнком. Мы все в экране компьютера. Я ей кричу: «Лариса, нам нужно поставить карнавал! Как думаешь, про что он?» Было начало весны, она смотрит вокруг и говорит: «Птицы. Вы должны сделать карнавал про журавлей. Про маленьких журавликов, которых можно складывать». Тогда всё сразу обросло большим режиссёрским смыслом. И мы придумали. Благодаря одному её слову: «птицы».

Когда впоследствии артисты показывали этот спектакль, в конце дарили маленьких журавликов зрителям. Поскольку представления шли в социальных учреждениях — в том числе в Павловском интернате для детей с ДЦП, — у каждого маленького пациента в подарок остался журавлик.

Кухня «Упсала-Цирка». Собрание тренеров. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Профессионально счастливые люди»: выпускники

— Если спросить искусственный интеллект, что такое «Упсала-Цирк», он выдаст, что тот готовит профессиональных артистов цирка. Но это не так, — возражает директор. — Профессиональных артистов цирка готовит цирковое училище. «Упсала-Цирк» готовит профессионально счастливых людей.

У выпускников проекта всегда есть возможность остаться в цирке, попробовать себя в роли тренеров, если они захотят расти в этом направлении. Однако не это является основной задачей проекта.

— Ребёнок, попавший в цирк, вытаскивает счастливый билет. Не потому что здесь он получит бесплатные занятия, бутерброды с сыром и ботинки, если свои порвались, а потому что находит альтернативную реальность и «значимых взрослых», — добавляет Наталья Арсёнова.

Не у всех детей «значимым взрослым» выступает мама или папа. Некоторые из артистов «Упсала-Цирка» столкнулись с тем, что их родителей лишили прав; порой ребёнка изымали из семьи и отправляли в приют. Не всегда таким человеком становится и тренер. И тем не менее «значимый взрослый», полагает Наталья, должен встретиться каждому человеку.

— В четвёртом классе у меня была по-настоящему классная классная руководительница. Она стояла за нас горой и не давала нас в обиду. Рассказываю вам — и возникает её лицо, точно она стоит передо мной, — улыбается Наталья. — Подросток может быть сколько угодно дерзким, наглым, размахивающим руками, но он ранимый. Взял и вырос на десять сантиметров, нога стала больше папиной. Ему дико страшно и непонятно, куда себя девать.

В цирке ребёнку обязательно встретится взрослый, который подскажет и направит.

— В цирке — подавляющее большинство хороших людей.

— Попадая сюда, человек обречён на то, чтобы стать счастливым, — резюмирует Наталья Арсёнова. 

— Глобальная идея цирка состоит в том, чтобы артисты окончили пятилетнюю программу и шли уже без цирка жить свою прекрасную жизнь.

Сын тренера «Упсала-Цирка». Фото: Павел Борисенко / MR7

Сын тренера «Упсала-Цирка». Фото: Павел Борисенко / MR7

***

— В Европе действует 374 социальных цирка, в которых занимаются разные дети, с особенностями и без. В России такой цирк пока один, — констатирует социальный педагог «Упсала-Цирка» Таисия Мокравцова.

«Упсала-Цирк» — независимый проект. Он не получает официального государственного финансирования, существуя на пожертвования от бизнеса и частных лиц, но ищет людей или организации, готовые поддержать производство или показ одного спектакля или развитие конкретного артиста.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности