Истории

Возвращение витража: как окончились пятилетние странствия входной группы с Большой Пушкарской

Возвращение витража: как окончились пятилетние странствия входной группы с Большой Пушкарской

Витраж на Большой Пушкарской, 62. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Дореволюционный витраж, снятый с дома на Большой Пушкарской улице в Петроградском районе, 62, в 2020 году, 25 октября вернулся на своё место.

Витраж и фрамугу устанавливали монтажники, нанятые волонтёрами из команды краеведов «Гэнгъ». Начались работы в два часа дня. Работники просили, чтобы процесс происходил без толпы: слишком серьёзной была работа.

— Фрамуга тяжёлая, витраж старинный. Непростой труд, — объяснили они.

В раму витраж монтажники вставили около пяти часов вечера.

Монтаж витража. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

У здания сегодня собрались лишь волонтёры. Жители дома на возвращение витража пока не отреагировали.

— Жители редко бывают вовлечены в жизнь собственной парадной. Все заняты и не находят ни сил, ни времени. Это нормально. Тем более что в этом доме всего несколько коммунальных квартир, — объясняет руководитель объединения «Гэнгъ» Ксения Сидорина.

Ксения Сидорина и волонтёры команды «Гэнгъ». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Ксения Сидорина и волонтёры команды «Гэнгъ». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Если не жители дома, то многие другие петербуржцы отнюдь не равнодушны к судьбе архитектурного наследия. Витраж удалось вернуть благодаря жительнице Петроградского района Ольге Богомазовой, которая не хотела смириться с тем, что на доходном доме, построенном в стиле модерн на рубеже XIX и XX веков по проекту архитектора Александра Поликарпова, вместо витража с растительным узором стоит стеклопакет.

Сам витраж — «родной» для дома. Он был установлен ещё при строительстве в 1904 году, пережил революции, войны, блокаду.

Витраж до демонтажа. Фото: telegram-канал Ксении Сидориной

Витраж до демонтажа. Фото: telegram-канал Ксении Сидориной

В 2020 году его демонтировали. Студентка 4-го курса Института культуры Софья Демченко предложила отреставрировать витраж в рамках своей дипломной работы. Управляющая компания — «ЖКС 1 Петроградского района» дала добро и в ноябре витраж перевезли в мастерскую Института культуры на проспект Обуховской Обороны (станция метро «Елизаровская»). Идея девушки была благой. Как сообщили MR7 в вузе, все консервационно-реставрационные работы, связанные с расчисткой и укреплением витража, Софья проводила за свой счёт.

Завершить диплом и вернуть витраж на место планировалось к июню 2021 года. Но в срок работу закончить не удалось. Софья выпустилась, а витраж оказался на складе вуза.

Софья Демченко, 2021 год. Фото: Галина Артёменко / MR7

Софья Демченко, 2021 год. Фото: Галина Артёменко / MR7

В 2023-м на месте старинного витража установили обычный стеклопакет. Заметив это, Ольга Богомазова обратилась к волонтёрам-краеведам из команды «Гэнгъ». Она уже знала их, потому что видела, как они отмывали витраж-близнец соседнего дома на Большой Пушкарской, 60. Ольга попросила добровольцев помочь ей найти исчезнувший витраж. И тем самым «запустила цепочку» возвращения.

В Институте культуры согласились передать входную группу управляющей компании. Что и удалось сделать летом 2025 года. Тем не менее и после передачи витража ЖКС установить его не удавалось. Тогда как на самих стёклах повреждений не было, панели и фрамуга, в которую предстояло поместить витраж, нуждались в серьёзной починке. Потому некоторое время витраж просто лежал в помещении управляющей компании: финансов на ремонтные работы у неё не было.

— Я связалась с ЖКС и сказала: у вас есть витраж, но нет отреставрированной фрамуги. Но без неё поставить витраж невозможно. Хотите, мы отреставрируем фрамугу? — вспоминает Ксения Сидорина.

В ЖКС это предложение приняли. Добровольцам «Гэнга» оставалось найти средства на реставрацию. Тогда в августе 2025 года они объявили сбор. Сперва намеревались собрать 75 тысяч рублей: именно столько было необходимо для реконструкции витража. Однако всего за 18 часов петербуржцы перевели 230 тысяч рублей, что втрое превысило изначальную сумму.

— Поскольку средства остались, мы хотим воссоздать всю входную группу, включая деревянные двери, на месте которых стоят металлические, — резюмирует Ксения. — У нас есть фотография и часть оригинальной двери. Теперь нас ждёт этот этап.

Когда это произойдёт, пока неясно. Зато работы по монтажу витража завершили, как и планировали, до первых холодов.

Фрагмент деревянной отделки двери. Фото: telegram-канал Ксении Сидориной

Фрагмент деревянной отделки двери. Фото: telegram-канал Ксении Сидориной

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности