В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти 9 октября почти восемь часов рассматривали иск Генпрокуратуры к Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и Гуманитарному университету профсоюзов (СПбГУП) — и это только предварительные слушания. По версии истца, вуз завладел имуществом незаконно и теперь оно должно быть возвращено государству.
О намерениях Генпрокуратуры истребовать имущество СПбГУП стало известно 22 сентября. На следующий день Арбитражный суд наложил арест на имущество СПбГУП, включая учебный корпус и общежитие, а 24 сентября — по ходатайству Генпрокуратуры отстранил от должности ректора университета Александра Запесоцкого. Он возглавлял университет с 1990 года.
В иске Генпрокуратуры утверждалось, что ректор СПбГУП на протяжении десятилетий использовал вуз «для личного обогащения за счет полученных средств от платного обучения студентов и субсидий из федерального бюджета». Кроме того, по версии прокуратуры, Запесоцкий призывал студентов участвовать в «незаконных демонстрациях» и планировал несогласованные публичные акции. В самом университете назвали эти обвинения «выдумкой и фантазией».
Сегодня обязанности ректора временно исполняет Евгений Лубашев, директор Санкт-Петербургского техникума отраслевых технологий, финансов и права.
После 24 сентября, когда по ходатайству Генпрокуратуры Запесоцкого сняли с поста руководителя СПбГУП, Федерация независимых профсоюзов России обратилась в суд с требованием восстановить ректора в должности. Обращение с аналогичной просьбой президенту РФ Владимиру Путину и министру образования Валерию Фалькову 6 октября направил Ученый совет университета.
Недоверие суду и бесконечные ходатайства
Заседание началось с заявления и рассмотрения ходатайств участников дела. Изучала материалы судья Елена Новикова.
Первое заявление поступило от ФНПР. Представитель организации заявил о недоверии суду из-за изменения даты заседания. Изначально иск Генпрокуратуры суд должен был рассмотреть 20 ноября, однако позже заседание перенесли на 9 октября. Так, время на рассмотрение материалов дела у ответчиков сократилось с 42 рабочих дней до 10 рабочих дней.
— Любому суду очевидно, что 10 рабочих дней недостаточно для сбора доказательств по обстоятельствам, существовавшим десятки лет назад, — отмечал в заседании представитель ФНПР.
Он также заявил, что решение о переносе заседания поставило ответчика и истца в неравное положение.
Заявление об отводе судьи поддержали СПбГУП, отстранённый ректор вуза Александр Запесоцкий и Ленинградское отделение ФНПР.
— На университет оказывали давление, творили безобразные вещи, некоторые сотрудники находятся в больнице после действий прокуратуры Фрунзенского района. Судья направила в университет человека, которого не имела права направлять. Это совершенно недопустимо. Происходит нечто ненормальное, — заявлял Запесоцкий.
Сам врио ректора СПбГУП Евгений Лубашев на заседание не пришёл. 8 октября он отправил заявление к Арбитражному суду, в котором поддержал требования Генпрокуратуры «об истребовании имущества вуза из незаконного владения».
Против отвода судьи выступили прокурор, а также представители комитета по науке, ФАС и комитета по имущественным отношениям. В требовании ФНПР суд отказал.
Следом собственное ходатайство об отводе судьи подала Ленинградская федерация профсоюзов (ЛФП). Представитель организации указал судье на синтаксические, грамматические и фактические ошибки в материалах суда и не согласился с решением судьи об отстранении Запесоцкого от должности ректора и арестом имущества СПбГУП.
Прокурор выступил против удовлетворения ходатайства ЛФП. Истец отметил, что позиция Генпрокуратуры была отражена на 36 листах и у ответчика было время ознакомиться с ней. Ходатайство ЛФП суд также отклонил.
Затем ФНПР подала ходатайство с просьбой отложить заседание. В этом ответчика поддержали Александр Запесоцкий и СПбГУП.
Все доказательства прокуратуры сводятся к философским рассуждениям, государственные деньги или деньги профсоюзов шли на развитие Университета профсоюзов.
Заседание необходимо отложить, чтобы ответчики успели заказать квалифицированную экспертизу, — отмечал отстранённый ректор вуза. Суд не нашел оснований для отложения заседания.
Отказано ответчикам было также в привлечении в качестве третьего лица Управления ФНС РФ по Петербургу, которая изменила сведения в ЕГРЮЛ, несмотря на судебный запрет. По версии ФНПР, организация нанесла ущерб самому университету, другим сторонам и должна объяснить, почему произошла замена.
Также в процесс третьими сторонами захотели вступить первичная профсоюзная студенческая организация СПбГУП и первичная профсоюзная организация работников вуза.
ЛФП и Запесоцкий высказали опасения, что студенты, работники и научные сотрудники вуза «будут изгнаны» из общежитий и аудиторий вуза в случае изъятия имущества университета. Именно поэтому, по версии третьих лиц, они должны быть в курсе движения дела и отстаивать свою позицию в суде.
Суд ходатайства о привлечении третьих лиц не удовлетворил. После рассмотрения всех ходатайств суд начал выслушивать позиции сторон.
«Двоечники», «наркоманы» и Ходорковский* с Навальным**
Когда суд удалялся для принятия решения по одному из ходатайств, Александр Запесоцкий оппонировал с представителем комитета по образованию и науке Петербурга. Последний отмечал, что в ведомство неоднократно с жалобами обращались студенты СПбГУП.
В ответ на это отстранённый ректор начал заявлять, что в комитет идут только отчисленные «двоечники» и «наркоманы», а также «псевдореволюционеры в духе [Алексея] Навального**».
Позже в заседании Запесоцкий сравнил судебный процесс с репрессиями 1937 года и заявил, что из него пытаются сделать жулика «вроде [Михаила] Ходорковского* или Навального**».

Фото: Любовь Смирнова / MR7
Позиция ответчиков
Прокурор озвучил исковые требования об изъятии имущества СПбГУП в собственность государства, настаивал, что государство принимало участие в строительстве зданий для вуза.
Представители ответчика заявляли, что комплекс зданий для университета строились на средства профсоюзов.
Представитель третьего лица — Всеобщей конфедерации профсоюзов — спросил прокурора, когда были нарушены права государства на владение спорными объектами. Истец отметил, что факт нарушений был установлен в 2025 году.
По версии Генпрокуратуры, собственностью государства имущественные комплексы СПбГУП стали на основании решения Ленгорисполкома от 1980 года спустя несколько лет после окончания строительства нескольких зданий вуза в Петербурге.
Представитель Запесоцкого спрашивал истца о конкретных документах, подтверждающих, что здания СПбГУП являлись собственностью государства. На вопрос по каждому объекту из имущественного комплекса университета прокурор отвечал: «Все конкретные доказательства указаны в исковом заявлении».
Сам отстранённый ректор Университета профсоюзов заявлял, что вуз получил объекты в бессрочное пользование.
— Я сам лично участвовал в строительстве здания на улице Фучика. Никогда за время моей работы ни один из упоминаемых объектов не находился в собственности государства. И не при мне эти объекты будут изъяты у профсоюзов, — заявлял Запесоцкий.
Представитель ФНПР просил суд в исковых требованиях Генпрокуратуре отказать. Ответчик утверждал, что объекты СПбГУП строились с 1970 по 1991 год исключительно на средства профсоюзов, государству никогда не передавались и из владения университета не выбывали.
Участие государства в строительстве комплекса зданий СПбГУП документально не подтверждено, также заявлял ответчик. Утверждения прокуратуры о ничтожности документов, подтверждающих владение ФНПР имуществом СПбГУП, тоже не являются доказанными.
От имени университета ФНПР заявила, что считает незаконным заявления Лубашева, согласного с требованиями прокуратуры. В то же время представители вуза позицию врио ректора не поддерживают, отметил представитель Федерации профсоюзов.
По его словам, Генпрокуратура приводила в иске принятые 30 лет назад документы, и поэтому суд должен отказать ведомству в иске из-за истечения сроков давности.
Представители СПбГУП также просили суд отказать Генпрокуратуре в иске в полном объеме. Позицию ответчиков поддержал и Александр Запесоцкий.
Позиция истца
Представитель Генпрокуратуры в заседании повторил свои исковые требования. Заявлял, что противозаконное поведение ответчика носит длительный и постоянно меняющийся характер — речь шла о постоянной передаче собственности от одной профсоюзной организации к другой.
Позицию истца поддержали третьи лица — представители Росреестра и комитета по имущественным отношениям.
В ответе на возражение ответчиков прокурор также упомянул дело от 2001 года, с которым не были знакомы ФНПР и СПбГУП. Ответом на это было ходатайство Федерации профсоюзов об отложении заседания для ознакомления с документом. Однако его суд отклонил — решить всё удалось 15-минутным техническим перерывом.

Фото: Любовь Смирнова / MR7
«Троянский ректор» и вред для СПбГУП
Под конец заседания ФНПР ходатайствовала об отмене обеспечительных мер, ссылаясь на их незаконность. Организация отмечала, что отстранение Запесоцкого и назначение судом врио ректора влечёт крайне негативные последствия — нарушаются права на судебную защиту, возможность ректора выполнять трудовую функцию.
Просьбу ФНПР поддержал Александр Запесоцкий. Он назвал «паскудными» обвинения в свой адрес и описал Лубашева как «ректора с опытом руководителя ПТУ», «троянского ректора» — «прокладку» между документами СПбГУП и прокуратурой.
По его словам, в органы уже направлены материалы для возбуждения уголовного дела после действий врио ректора СПбГУП.
— Я уже готовился уйти с должности ректора после своего 70-летия. Передать полномочия я планировал нашему первому проректору Ларисе Пасешниковой, — отмечал Запесоцкий.
Отстранённый ректор также рассказал суду о фактах из своей биографии, научных достижениях и кредитах вуза. К делу он попросил приобщить его позицию в письменном виде, документ от коллегии адвокатов о финансовом состоянии вуза и буклет с биографией, подаренной ему студентами и основанной только «на фактах».
Истец о приобщении документов Запесоцкого возражал. Позицию суд к делу приобщил, буклет попросил вернуть отстранённому ректору.
Основное заседание по делу назначили на 16:00 10 октября.
* Признан Минюстом РФ иностранным агентом
* Внесён в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга

