Новости

Оказавшийся под угрозой сноса Обуховский путепровод внесут в список объектов культурного наследия

Обуховский путепровод внесут в список объектов культурного наследия в статусе достопримечательного места. Такое решение накануне приняли члены совета по сохранению культурного наследия, сообщают петербургские градозащитники в telegram-канале «SOS CПб Снос» 3 октября.

Однако, по словам активистов, из-за строительства Высокоскоростной магистрали (ВСМ) Петербург — Москва Обуховский путепровод планируется перенести и установить поблизости от железнодорожных путей. Такой вариант предложили представители Дирекции РЖД. Из-за этого решения, по версии градозащитников, Обуховский путепровод утратит своё функциональное назначение.

Чем отличаются памятники и достопримечательные места

Согласно закону, объекты культурного наследия могут быть разделены на три типа: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Достопримечательные места — объекты, хорошо известные и местным жителям определенного населенного пункта, и туристам. Они могут быть созданы исключительно человеком либо же являться творением и природы, и человека. Как правило, это культурные и природные ландшафты, связанные с историческими событиями или жизнью выдающихся личностей.

К памятникам относятся отдельно стоящие постройки с исторически сложившимися территориями, а к ансамблям — группы памятников.

Имея статус объекта культурного наследия регионального значения, исторические постройки защищены от сноса, новых пристроек и изменения облика зданий. Статус достопримечательного места тоже охраняет объект от сноса, однако при этом может допускать перенос здания, строительство новых элементов и переделку старых.

Достопримечательным местом в Петербурге, например, признан Покровский сквер на площади Тургенева. Ранее в его границах более 130 лет находилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Путепровод с клёпаным арочным мостом через пути Октябрьской железной дороги построили в 1908 году. Это одно из самых старых сооружений подобного типа в Петербурге. Мост ни разу не реставрировался. До постройки КАД путепровод был единственной автомобильной связью.

В мае 2024 года стало известно, что Обуховский путепровод планируется снести ради строительства ВСМ. Вице-губернатора Николай Линченко пояснял необходимость демонтажа невозможностью реконструировать сооружение.

По словам градозащитников, 2 октября зампредседателя совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик заявил о необходимости сохранения Фарфоровского моста — единственного сохранившегося в Петербурге четырёхарочного дореволюционного путепровода, который также планируют снести ради ВСМ. Однако решение по Фарфоровскому мосту оставили без изменений.

Напомним, Цимбалинский путепровод был построен в 1910 году над путями железнодорожной станции Фарфоровская. Градозащитники начали выступать за сохранение объекта в 2019 году, когда власти стали обсуждать вариант строительства новой переправы с тротуарами и велодорожкой длиной 2,2 километра.

Градозащитники подавали заявления в КГИОП, в которых просили присвоить путепроводу статус объекта культурного наследия. Однако в комитете им отказали, после чего активисты обратились в суд. Представитель КГИОП Олег Блинов предоставил экспертизу, в которой указал, что мост не обладает ценностью, потому что он — «типовой». Активистам удалось убедить судью назначить вторую экспертизу, которую должен был провести архитектор Виктор Сахновский. Однако в заключении он указал, что ценности мост всё-таки не представляет — градозащитникам пришлось отказаться от иска.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности