Специалисты завершили написание 22 икон центрального иконостаса Смольного собора — ключевого элемента внутреннего убранства храма. Работы закончили к концу сентября. Это важный этап восстановления иконостаса, которое ведётся с 2021 года при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга.
Иконы писали на основе архивных чертежей, фотографий XIX века и образцов академической живописи, к которым обращались художники эпохи императора Николая I, когда создавалось убранство храма. Такой подход позволил точно воссоздать композиционные решения и художественные особенности оригинала. Иконы займут свои места после окончания устройства архитектурной основы иконостаса.

Фото: предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
Как сообщили в фонде, «работы по написанию икон завершены в год 190-летия со дня освящения Воскресенского Смольного собора Этот этап стал не только значимой вехой в процессе возвращения собору его исторического облика, но и символом возрождения его духовной роли и архитектурного наследия Петербурга в целом».
Строительство собора началось в 1748 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Проект храма выполнил архитектор Бартоломео Растрелли. Однако достроен собор был только в 1835 году уже при участии другого зодчего — Василия Стасова. В том же году храм был освящен. Таким образом, в текущем 2025 году собор отмечает 190-летие со дня окончания постройки и освящения.
В 1922 году Смольный собор был закрыт. За годы советской власти оказались утрачены ценнейшие элементы внутреннего убранства храма, в частности, иконостас архитектора Максимилиана Месмахера, установленный в 1875 году. Возвращён церкви собор был лишь в 2016 году.
Фото: предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
В течение последних лет в Смольном соборе реализуются проекты, направленные на возвращение исторического облика. С 2021 года при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры идёт работа по восстановлению утраченного иконостаса. С инициативой воссоздания выступил КГИОП. Сотрудники комитета собрали исторические материалы — чертежи, описания, документы, изображения, однако фрагменты иконостаса найти так и не удалось, но были обнаружены аналоги — фрагменты резьбы барочных иконостасов XVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Завершенное написание 22 икон центрального иконостаса — один из важнейших реставрационных проектов в соборе.
В 2022 году при главном входе в Смольный собор открылось современное музейное пространство, повествующее об истории храма и его реставрации. Здесь представлен макет Смольного собора с колокольней — точной копией оригинального макета Растрелли, хранящегося в Академии художеств, редкие гравюры — виды и планы Смольного собора, сохранившиеся части барельефов и иконостаса, несколько медиаэкранов.
Также три года назад в собор был передан точный список с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, хранящейся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме. Решение сделать эту икону наиболее почитаемой в Смольном соборе получило одобрение Санкт-Петербургской епархии. Эта икона почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку связывается с призванием в 1613 году на царство основателя династии — царя Михаила Фёдоровича.

Фото: предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга
Одним из наиболее дискуссионных вопросов в Петербурге является возможное воссоздание колокольни Смольного монастыря. По проекту Растрелли здание высотой 170 метров планировалось разместить перед главным фасадом собора. Колокольня была построена до уровня второго яруса. Затем строительство остановилось из-за того, что необходимо было отлить и поднять огромный колокол, после чего работы должны были продолжиться. Однако этому помешали Прусская война и смерть императрицы Елизаветы Петровны. В 1830-х недостроенные части колокольни разобрали, а на их месте был разбит газон. Фундаменты колокольни сохранились, в марте 2022 года КГИОП признал их выявленным памятником археологии.
Воссоздание колокольни — сложнейший градостроительный проект. Поэтому пока что в фонде речь идет о многоплановой исследовательской и подготовительной работе: архитектурных и градостроительных исследованиях, социологических исследованиях, консультациях с отечественными и международными экспертами.






