В Нижнем парке Музея-заповедника «Петергоф» завершается осенний фестиваль фонтанов «Петергоф. Возрождение». На этот раз он был посвящён воссозданию дворцов-паркового ансамбля после Великой Отечественной войны.
Петергоф был оккупирован 23 сентября 1941 года. В тот день загорелся Большой петергофский дворец: в него попал снаряд. Оккупация длилась до 19 января 1944 года. 27 января 1944 года, в День снятия блокады Ленинграда, Петергоф был переименован в Петродворец и носил это название до 1997 года.
Первым музеем Петергофа, который после войны открыли для посещения, стал Эрмитаж. Открытие Нижнего парка датируется 1945 годом. Первые фонтаны заработали в 1946 году, фонтан «Самсон» — в 1947 году.
Изначально музеям и пригородам Ленинграда выделили всего восемь железнодорожных вагонов для эвакуации ценностей. Позже это число увеличилось до десяти. 29 июня 1941 первый эшелон отправился в Горький (Нижний Новгород). С июля до сентября в Сарапул и в Новосибирский театр оперы и балета было отправлено ещё пять партий. Некоторые экспонаты — крупные бронзовые скульптуры — оставляли в кладовой товарной станции Московского вокзала или под сводами Исаакиевского собора.
Всего из 60 тысяч предметов искусства удалось спасти лишь 13 тысяч. Специалисты, которые провели осмотр территории после войны, считали: на то, чтобы возродить парки, понадобится от 75 до 100 лет.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Фестиваль длился на протяжении двух дней — 20 и 21 сентября. Посетители могли рассматривать инсталляции, расположенные от дворца «Марли» до Монплезирской аллеи. Каждая из них восстанавливала хронологию реконструкции Петергофа. Так, композиция «Путь к возрождению» — красные плакаты на фоне деревьев — рассказывала, что именно здесь была высажена первая аллея молодых деревьев.
На танцплощадке актёры исполняли вальсы и танго под послевоенную музыку. По аллеям Нижнего парка можно было слышать музыкантов духового оркестра под руководством Евегения Лебедева.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Специалисты музея-заповедника устроили лекторий. Там в формате получасовых лекций они повествовали о музейщиках Петергофа, которые принимали решение о том, какие скульптуры вывозить, а какие — прятать под землёй; как впоследствии искать экспонаты, расчищать дорожки и воссоздавать фонтаны. Одна из лекций носила название «Когда молчали фонтаны».
Яркой иллюстрацией сложных поисков двух скульптур — «Адама» и «Евы» — стал арт-объект «Скрытые в земле», рядом с которым звучал аудиоспектакль, собранный из мемуаров сотрудников музея-заповедника военного времени. Тайники этих экспонатов искали особенно долго, «как затерянный клад», по словам Марины Тихомировой. Их поиски вёл назначенный в 1944 году директором Яков Шурыгин, который и соединял разрозненные части — отколовшиеся мраморные пальцы, детали одежды.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Сама Марина Тихомирова вела большую восстановительную работу и на себе узнала, как опасна территория, полная неразорвавшихся снарядов. Эпизоду о том, как хранитель чуть не подорвалась на бомбе, посвящена инсталляция «Один шаг». Всего обезвредили более 56 тысяч боеприпасов. В ходе разминирования территории погибли 15 сапёров.
Неподалёку, за экраном, на котором показывалась кинохроника — архив документальных съёмок зимы 1944 года, располагалась инсталляция «Первая очередь»: пронумерованные ящики, надписи «верх» напоминали о том, как в первый день войны директор музея Юрий Финкельштейн приказал упаковывать экспонаты.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Тому, как восстанавливалась водоподводящая система, был посвящён арт-объект «Водовод». Там звучали слова Якова Шурыгина о том, что восстановительные работы начались именно с фонтанов, а не с дворцов, поскольку те определяли судьбу Петергофа — фонтанной столицы.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Была предусмотрена и детская программа. В частности, в путеводителе организаторы собрали истории о Нижнем парке: например, о том, как детали убранства дворца, похищенные во время войны, в 2010 году были возвращены потомками немецкого офицера.
Кульминацией фестиваля стал вечерний спектакль у Большого каскада. В этом году мультимедийное шоу рассказывало о довоенной и послевоенной судьбе Петергофа. Автором представления выступили члены команды dreamlaser из Нижнего Новгорода. Они устраивали световые спектакли на Дворцовой площади и крейсере «Аврора». В свою очередь студия, которая традиционно занималась световым представлением — «Шоу консалтинг», на этот раз отвечала за инсталляции в парке. После представления был запущен салют.
Фото: Павел Борисенко / MR7
В современном виде фестиваль существует 15 лет. Всего, по словам Романа Коврикова, генерального директора музея-заповедника, праздник посетило 40 тысяч человек.
В этом году впервые в дни фестиваля музеи, расположенные на территории парка, не закрываются. В них подготовлены специальные тематические экскурсии. Фестиваль не означает прекращение работы фонтанов, которых сегодня насчитывается более 150. Они будут работать вплоть до заморозков. Окончательно их отключат во второй половине октября.
Больше фотографий с фестиваля смотрите в нашей галерее:
Фото: Павел Борисенко / MR7

































