Новости

«Ленфильм» открыл новое пространство для зрителей: начали с «Дамы с собачкой»

Фото: MR7

Фото: MR7

После нескольких лет реконструкции для зрителей на «Ленфильме» открыли новое выставочное пространство — оно расположилось в примыкающей к основному корпусу бывшей электроподстанции. С названием мудрить не стали — «Подстанция».

Современное оборудование не требует столь больших помещений. Высвободившиеся площади, тем более исторические, решили приспособить под культурные нужды. Из помещения вытащили остатки оборудования, мусор. Волонтёры помогли расчистить стены — под слоями краски обнаружилась плитка с изящным рисунком. А на полу всё ещё угадываются признаки того, что здесь стояли электроагрегаты. Подстанцию наполнили стендами и витринами.

Фото: MR7

В эти выходные для публики здесь открылась первая выставка. Она посвящена сразу трём юбилеям — 165 лет со дня рождения писателя Антона Павловича Чехова, 120 лет со дня рождения режиссёра Иосифа Ефимовича Хейфица и 65 лет со дня выхода в свет его фильма «Дама с собачкой», вошедшего в золотой фильмофонд студии.

— Мы очень хотим, чтобы на «Ленфильме» снова кипела жизнь, была творческая атмосфера, чтобы здесь комфортно себя чувствовали те, кто создают смыслы, образы и не только на экране, но и на полотнах, и в объёмных пространствах, — открывала выставку её куратор, директор культурно-выставочного центра «Ленфильма» Дарья Евсеева.

На экспозиции можно увидеть картины и скульптуры 18 петербургских авторов, предложивших своё прочтение чеховского текста и образа «дамы с собачкой». Тут же представлены «артефакты», связанные с фильмом — письма, телеграммы самого Хейфица и адресованные ему. А на стендах можно больше узнать о режиссёре, о том, как создавалась эта картина — одна из тех, кто принесла мировую славу советскому кинематографу.

справка

Иосиф Хейфиц (1905-1995) — советский кинорежиссёр, которого на «Ленфильме» называют одним из главных режиссёров студии. Он родился в Монске, детство провёл в Полтаве и юность в Кременчуге, в 1927-м окончил Ленинградский техникум экранного искусства и на всю жизнь остался в Ленинграде. В кино начал работу ещё в эпоху немого кино. Первый фильм, снятый совместно с Александром Зархи, вышел в 1928 году, последний — в 1989-м. Картины, поставленные с Зархи, стали советской классикой: «Горячие денёчки», «Депутат Балтики», «Член правительства», «Его зовут Сухэ-Батор», «Малахов курган». Известность Хейфицу принесли его самостоятельные работы: «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Единственная», «Впервые замужем». Режиссёр много работал над экранизацией русской классики: «Дама с собачкой», «В городе С.», «Плохой хороший человек» по Чехову, «Шурочка» по Куприну, «Ася» Тургенева. Режиссер, сценарист, публицист, народный артист СССР был дважды удостоен Сталинской премии.

О Иосифе Хейфице на открытии выставки рассказал сын режиссёра Дмитрий Светозаров (также режиссёр, известный современному зрителю по сериалам «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Опера. Хроники убойного отдела» и другим).

— Если кто-то читал рассказ Платонова «Сокровенный человек», — вот отец был человеком сокровенным. В обычной жизни он был абсолютным интровертом, весь погружённый в свою профессию, в своё дело. И редко делился какими-то обидами, переживаниями, — вспоминал отца Дмитрий Светозаров. — И обвинить его в этом было сложно: он пережил революции — февральскую, октябрьскую, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, борьбу с космополитизмом, смерть Сталина, хрущёвскую оттепель, брежневский застой… Конечно, он был человеком закрытым.

Фото: MR7

Фото: MR7

В семье сохранилась история, как создавалась «Дама с собачкой». Хейфиц обратил внимание на небольшой рассказ Чехова и уже готовился к его экранизации, когда в 1957 году в журнале «Крокодил» вышел фельетон под названием «Бронебойная дама с собачкой». Это не сулило ничего хорошего герою фельетона — некому режиссёр X, который, в то время, как советский кинематограф рисует образ строителя коммунизма, хочет поставить мало кому известный рассказ о курортном адюльтере. Но кто-то в Минкульте вспомнил, что грядёт 100-летие (через три года в 1960-м), а такие даты обычно отмечались экранизациями и прочими постановками. «Даму с собачкой» запрещать не стали.

Затем режиссёру пришлось побороться за исполнителей главных ролей и, наконец, получить итоговое одобрение ленты.

— Картина получила вторую категорию качества. Были картины высшего качестве, посвящённые Великой Октябрьской революции, Ленину. Потом была первая категория и вторая. В общем, фильму сулили мрачный, так называемый третий экран — в провинциальных городах. И уж тем более никто не собирался отправлять его в Канны, — рассказывает Дмитрий Светозаров.

Фото: MR7

Но на Каннский кинофестиваль 1960 года «Дама с собачкой» всё же попала (её заметили сами отборщики) и имела там успех, получила спецприз. Победителем в том году стала «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. После этого права на показ приобрели 62 страны. Картину показывали, смотрели и полюбили и дома.

— Благодаря отцу миллионы читателей, огромное количество режиссёров, сценографов, художников, балетмейстеров открыли для себя этот скромный рассказик, затерявшийся в тысячах страниц чеховского полного после собрания сочинения, — уверен Дмитрий Светозаров.

«Дама с собачкой» и до сих пор не перестаёт вдохновлять художников. Продолжая творческую линию Чехова-Хейфица, на открытии выставки петербургский стрит-артист Олег Лукьянов представил свою новую работу.

Олег Лукьянов и его вариации на тему Чехова и собачки. Фото: MR7

Параллельная программа выставки, которая продлится два месяца, также включает серию лекций и творческих встреч с кинопоказами фильмов Иосифа Хейфица, знаковых отечественных экранизаций Чехова, фильмов-участников Каннского фестиваля 1960 года.

Где: «Ленфильм», пространство «Котельная», Каменноостровский, 10 (вход со двора между домами 10 и 12)

Когда: до 11 ноября, ежедневно с 12:00 до 20:00

Вход свободный

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности