Репортажи

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»: тётя Оля и новый закон о маленьких барах Петербурга

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»: тётя Оля и новый закон о маленьких барах Петербурга

Бар «Стирка 40°», «Сумерки музеев» 2025 г. Фото: Павел Борисенко / MR7

С 1 сентября в Петербурге запрещена работа «наливаек». Законодатели боролись с «распивочными» в жилых домах, но вместе с «рюмочными» и «магазинами-оборотнями» закрыться должны и небольшие, «локальные» бары, ставшие уже частью гастрокультуры города. О том, чего лишается Петербург, мы поговорили с тётей Олей, которая, вероятно, знает маленькие бары в центре города лучше, чем кто бы то ни был, поскольку приводит их в порядок. Без неё — барный ландшафт города неполный.

Справка

В городе насчитывается около 300 заведений, которые должны / могут закрыться. Пока закрылись не все. Некоторые продолжают работать. По новым правилам продавать алкоголь не на вынос могут заведения с площадью зала для посетителей не менее 50 квадратных метров. Наливать по ночам (с 22:00 до 11:00) могут только рестораны. Таковыми считаются заведения с собственным входом с фасада дома; раздельными туалетами для персонала и гостей; кухней с полноценным оборудованием и как минимум пятью сотрудниками, включая двух поваров. СМИ уже обратили внимание, что магазины сети «Росал», ранее превращавшиеся по ночам в точки общепита, теперь действительно закрываются после 22:00. Это не первая попытка ограничить работу небольших городских баров. Такая инициатива уже рассматривалась в 2020 году, однако в то время поправки в закон не были приняты — слишком сильным был отпор со стороны объединившихся собственников и гостей баров.

Бар «Стирка 40°», «Сумерки музеев» 2025 г. Фото: Павел Борисенко / MR7

Бармены как психологи

Бар «Стирка» на Казанской улице открывается в 11 утра. Без пяти топчусь рядом и заглядываю внутрь, в распахнутую дверь. Из зала пожилая светловолосая женщина с шваброй в руках ласково бросает:

— Чуть позже. Вот сейчас приберусь.

Послушно выхожу, чтобы дождаться сотрудников бара. Десять минут спустя решаюсь войти.

Вход в бар «Стирка 40°». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Вход в бар «Стирка 40°». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Женщина приветливо машет, приглашая спуститься по ступенькам и расположиться на тёмно-синем небольшом диване. Прохожу, стараясь не оставлять следов на только что вымытом полу. Горит приглушённый свет, ждёт своего часа пианино, на стенах висят картины, играет радио.

Присаживаюсь. Женщина тоже садится напротив, на самый краешек дивана, опершись обеими ладонями на швабру.

— Работа не ждёт. Здесь, потом надо будет бежать дальше. Мою полы сразу в нескольких барах, — начинает она.

Ольге 66 лет, на регулярной основе она работает уборщицей в четырёх барах, расположенных в центре города: «Стирка», «Пиф-Паф», «Терминал» и «Варшава». Ещё в три её время от времени зовут.

Ольга. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Ольга. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Из другого зала виднеются стоящие в два ряда стиральные машины — особенность бара, который появился в 2004 году как прачечная. В барабанах этих легендарных стиральных машинок крутились вещи The Rolling Stones, когда те гастролировали в Петербург в 2007 году.

— Этот бар — место с историей. Люди приходят сюда, стирают вещи, и, пока ждут, утром заказывают кофе, вечером — не кофе. Есть и студенты– рядом Герцена. Чтобы не в общежитии сидеть — а на народе. Да и не только студенты, а все люди, которым некуда пойти, — говорит почти словами Достоевского Ольга.

Бар «Стирка 40°». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Бар «Стирка 40°». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Сюда заходят не только студенты, но и туристы.

— Туристы могут просто прийти и посмотреть, как это. Как в культовые места — вроде Fish Fabrique, так и в места поменьше, — Ольга также работает в старейшем андеграундном кафе Fish Fabrique на «Пушкинской-10». — Они гуляют, не знают, что здесь бар. А я убрала и зову: «Заходите!». И они заходят, довольные. Видят гитары на потолке.

Бары — это такая же неотъемлемая часть города, как «пышечная на Желябова»(сейчас на Большой Конюшенной), по мнению Ольги. Она приводит и другие аналогии.

— Маленький петербургский бар — это как старый город в Баку. Не новостройки, а низкий дом на узкой улочке.

Главное — здесь человек может побыть собой, с собой и с другими:

— Вот отработал ты до девяти вечера. Очередной монотонный день. Почему бы не зайти в бар? Не чтобы выпить — чтобы переключиться, поговорить. Особенно если человек один живёт, ну нет у него пары. Что, сразу домой — в четыре стены? — задаётся вопросом она. — Из-за ограничений, — полагает женщина, — могут начаться психологические проблемы.

— А ведь бармены — как психологи. За барной стойкой человек находит отдушину. Если плохо, не станешь же на улице приставать к прохожим. А тут — поговоришь с барменом, услышишь совет, глядишь — и оттаял. Я это часто вижу. 

В том, что Ольга всё видит, у меня нет сомнений — от еле заметного следа пены на дубовом столе до человеческих судеб, которые вершатся в подвальных помещениях петербургских баров.

— Рестораны — дело другое, дорогое. Там надо выглядеть соответственно. И душу там не станешь изливать. Вот в «Ахтунге» — первом баре, где работала, он на Конюшенной был, помню, сидит мужчина в хорошем костюме, ботинки блестят, дорогой парфюм. Спрашиваю: «Почему вы здесь?» Отвечает: «Могу собой быть». Вспоминаю, как был молодым и сколько дней провёл, бегая по подворотням.

Ольга встаёт, начинает расставлять перевёрнутые барные стулья, предварительно тщательно протерев их. Делает радио на телефоне тише, показывает второй зал со стиральными машинами, книгами, колоритной, тёмной, в белых надписях, уборной.

— Как-то раз в одном из баров, где работала, люди играли свадьбу. Пять лет назад они в нём познакомились, — вспоминает она, резюмируя: — Чем чёрт не шутит, пока Бог спит!

А потом бросает невзначай:

— Иду в «Варшаву» мыть полы. Со мной хотите?

Девушка-бармен подмигивает из-за стойки:

— Тётя Оля может рассказать обо всех маленьких барах в округе.

Тётя Оля. Ну, конечно. Это имя и звание ей очень к лицу. Киваю и выхожу за ней через чёрный ход.

Бар «Warszawa». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Бар «Warszawa». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

«Вам как всегда?» — это лучше, чем здравствуйте

Тётя Оля (с этого момента буду использовать это обращение) не разрешает помочь с сумками, когда выходим на залитую солнцем Казанскую улицу. Накинув на лёгкую бирюзовую футболку с павлиньим пером светлый клетчатый шарф, она бодро идёт, игнорируя пешеходный переход. По пути немного рассказывает о себе. На протяжении 22 лет она работала медсестрой в детской больнице, затем — валютным кассиром, после — уборщицей. Работает в центре, потому что живёт неподалёку — иначе не под силу было бы ходить с больной ногой.

Мы останавливаемся у жёлтого здания. Окна «Варшавы» закрыты коричневыми ставнями. Тётя Оля ловко поднимает их.

— Все говорят: «Почему работаешь уборщицей?» — попутно делится она, пока проводит эту операцию с каждым из окон. — Да потому что хочу делать мир чище. Если с любовью ко всему относишься… — начинает тётя Оля фразу, но не успевает договорить, потому что дверь уже открыта и она, прихрамывая, спускается в бар, ставя перед собой тележку, придерживая для меня дверь.

Ольга. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Ольга. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Внутри проводит экскурсию по двум маленьким залам бара.

— Смотрите, как этот бар от прошлого отличается, — мягко констатирует она. — Он такой маленький-маленький.

В каждом баре — есть что-то своё, уверена тётя Оля. У каждого — своя стойка и своё лицо. Нет второго такого же бара.

— Если ты как все, ты никакой, — замечает она на этот счёт.

В самом деле: в баре «Варшава» тоже горит тёплый приглушённый свет, но на этот раз — из зелёных ламп. На полках стоит куда больше книг, повешены старые фотографии, имеется проигрыватель. Всё здесь связано с Польшей: портрет Барбары Брыльской, книга о Шопене.

Тётя Оля, подняв штору, деликатно отделяющую уборную от зала, берёт из подсобки необходимые для наведения красоты инструменты.

— По новому закону должен быть повар (в законе прописано наличие пяти сотрудников и двух поваров — ред.). Но одинокому человеку кружка пива нужна да разговор. Зачем ему повар? — возмущается тётя Оля, начищая зеркала «Варшавы».

Особенно актуально это для тех, кто приходит в один и тот же бар систематически.

— «Вам как всегда?» — это лучше, чем здравствуйте, — говорит отжав половую тряпку и разогнувшись, тётя Оля. Так обращаются к «постоянникам» (постоянным гостям). Человека заметили, его помнят и знают. Ему больше и не надо ничего.

Ольга в баре «Warszawa». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Ольга в баре «Warszawa». Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Теперь нужно протереть полки, на которых стоят книги. За этим делом тётя Оля вспоминает о генезисе ещё одного ещё одного бара — «Терминал». Он был создан путешественником и перекочевал с Рубинштейна на Белинского. У тёти Оли в памяти — энциклопедия баров Петербурга. Говорю, что о барах впору бы готовить текст не мне, а ей. И лучше не репортаж, а сразу книжку. Она отнекивается: перед ней стоят другие задачи. У другой задачи есть имя: ипотека. Ипотека плотно лежит на плечах Ольги, вместе с пожилой мамой и двумя детьми.

По ходу рассказа она то и дело жалеет собственников и барменов, которым придётся несладко после введения нового закона.

— Как они выживают? — недоумевает она.

Спрашиваю женщину, коснулся ли её лично новый закон о барах.

— Если закроются бары, то мне придётся уйти из уборщиц. Сменить профессию.

И, возможно, другая профессия была бы полегче для хромающих ног, вот только менять дело тётя Оля не хочет. Она одинаково любит разные бары, ни один из них не выделяя — как равно любимых детей.

— Для меня разницы нет. В каждом работают замечательные люди. Ко мне хорошо относятся. Порой накосячу — не ругают: со всеми бывает. Меня считают не уборщицей, а членом команды, — заключает она.

***

До открытия бара «Варшава» — несколько часов. Нужно поторопиться с уборкой. Тётя Оля, смахнув пот со лба, выходит проводить меня. Прощаемся в дверях: доброе лицо, кофта с пером павлина, клетчатый шарф на плечах. «До свидания», — говорю тёте Оле. А сама про себя думаю: вот он — гид, путеводитель по маленьким барам Петербурга. Не парадному барному городу — с посетителями и дегустациями, а тому, к которому ведёт чёрный ход.

Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Фото: Валерия Шимаковская / MR7

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности