В Петербурге завершается «День Д» — фестиваль памяти Сергея Довлатова. Это уже девятое его «издание». Темой 2025 года стал «Ленинград Довлатова. Дружеские круги и стили жизни». Слоган: «В любой ситуации необходима минимальная доля абсурда».

Фото: Павел Борисенко / MR7
Исторический пиджак
Экскурсии, чаепития в квартире, где жил Довлатов; квесты, спектакли, лекции и парад фокстерьеров: два дня Петербург вспоминал писателя.
Классика фестиваля: известный фотограф Юрий Молодковец предлагал примерить пиджак Довлатова. В этом году это можно было сделать в баре на Фонтанке, 69.
— Этот пиджак приехал из Америки. В 1994 году, когда вышло первое издание трёхтомника Довлатова, вдова Елена привезла два чемодана вещей, в том числе несколько пиджаков, — рассказывал участникам фестиваля Молодковец, — подарила их Александру Флоренскому, иллюстратору трёхтомника. А поскольку сделать рисунки ему подсказал я, то я попросил у него один пиджак.
Причём именно этот пиджак, полагает фотограф, оказался более знаменит: когда Сергей Донатович умер, в Washington Post вышла полоса, посвящённая писателю. Рядом помещалась фотография: в том самом пиджаке, который сегодня примеряли петербуржцы за пожертвования в пользу фонда AdVita.
— Когда у меня оказался пиджак Довлатова, некоторое время я надевал его на парадные выходы, хотя он и был мне велик. Потом понял: если буду и дальше так его эксплуатировать, он прохудится. И стал фотографировать в нём друзей, знакомых и полузнакомых, — вспоминает Юрий.
Фотопроект Юрия Молодковца «Пиджак Довлатова». Фото: Павел Борисенко / MR7
«Иллюзия счастья»
Тем временем: в рестобаре «Глагол» у станции метро «Петроградская» показывали спектакль «Иллюзия счастья». Постановка вдохновлена повестью Довлатова «Ремесло». Режиссёрами выступили Даниил Сухов, Владимир Чулханцев и Шэ Муцзе. Актёрами — выпускники РГИСИ, мастерская Сергея Черкасского.

Актёры спекталя «Иллюзия счастья» вместе со вторым режиссёром Владимиром Чулханцевым. Фото: Павел Борисенко / MR7
— Это и комедия, и пантомима, и трагифарс, и площадной театр, — говорит о жанре спектакля актёр Даниил Каширин, играющий роль Алиханова, альтер-эго писателя.
Изначально, в 2022 году, это был уличный спектакль, который ставили на Рубинштейна. Впрочем, то была лишь одна из целого ряда площадок, на которых шло представление.
— Ещё играли на Малой сцене Театральной академии на Моховой. Или во дворе рядом с помойкой… Словом, спектакль прошёл длинный путь, — резюмирует актёр Егор Качанов, который на спектакле выступает под маской номер один.
Причём пространство диктует свои условия:
— На Рубинштейна ездили машины. Приходилось быть громче, чем они, –вспоминает актёр Владимир Морозков, играющий роль второй маски. — Плюс поток прохожих. Ведь там не только зрители. Люди проходят мимо, останавливаются, могут что-то крикнуть.
Спектакль «Иллюзия счастья». Фото: Павел Борисенко / MR7
Не в музей, а в гости
Спешим дальше: около четырёх вечера на улице Рубинштейна уже начиналась экскурсия в квартиру Довлатова.
— Мы идём не в музей, а в гости к людям, — предупреждал экскурсовод Поляк Андреев. — Квартира до сих пор находится в долевой собственности.
Экскурсия по квартире Сергея Довлатова — музее коммунального быта. Фото: Павел Борисенко / MR7
Поднимаемся по лестнице, входим в узкую комнату. За самоваром, под тёплым светом лампы, уже сидят гости. Пока они пьют чай, основатель музея Иван Эйхенбаум рассказывает, что здесь бывал Бродский, а наверху жил Джон Рид; показывает сундук и изразцовую печь, штрихами намечает биографию писателя: эвакуация, переезды, издания.
Квартира Сергея Довлатова: музей коммунального быта. Фото: Павел Борисенко / MR7
Заглядываем в низкую комнатку соседки — работавшей на «Ленфильме» Татьяны Владимировны Милеант. Рассматриваем антресоль, висящие на стенах картины и обувь с фабрики «Скороход», на которой потом также работала Татьяна Владимировна и которой ей выплачивали зарплату.
Пока стоим в коридоре и разговариваем с основателями музея, проходят жильцы.
Сам музей появился в 2020 году. Всё начиналось с комнаты Довлатовых — 34 метра. Позже экспозиция увеличилась до 150 метров.
— Я давно знал одного из собственников помещения (всего их около десяти). Однажды он со мной связался и предложил арендовать комнату. А мне, экскурсоводу, всегда было интересно сделать интерьерную экскурсию с посещением жилой квартиры, — делится Иван Эйхенбаум.
После этого Иван стал развивать проект, занялся работой с архивами, мемориальной составляющей. Вскоре к нему присоединился Алексей Фолкард, предприниматель и эксперт по части коммунального быта исторических квартир.
—Теперь это место совместного творчества. Волонтёры восстанавливают изразцовые печи, на практику приезжают студенты кафедры музеологии Института культуры, — добавляет Алексей.
Выходим через чёрный ход. Там, у памятника Довлатову, начинался парад фокстерьеров.
Иван Эйхенбаум. Фото: Павел Борисенко / MR7
«Абсолютно ленинградская борода»
Люди уже собрались у памятника Довлатову. Он появился в 2016 году, на первом «Дне Д». Одна из посетительниц фестиваля, Алина, которая уже восьмой раз приходит на праздник, помнит тот день.
— На открытии были в том числе вдова Сергея Елена и дочь Екатерина. Выступали артисты театра имени Ленсовета, — говорит Алина.
Фото: Павел Борисенко / MR7
Инициатором открытия памятника, как и «Дня Д», выступил историк и журналист Лев Лурье.
— В 2016 году Лев Яковлевич Лурье посмотрел, что планируется на празднование 75-летнего юбилея Сергея Донатовича, и понял, что город не планирует ничего. Тогда он решил сам отметить юбилей, поскольку к тому времени уже снял про Довлатова документальный фильм, возобновил мемориальную доску и написал путеводитель «Ленинград Довлатова». Он предложил: давай откроем памятник и сделаем фестиваль. Я согласилась, — вспоминает директор фестиваля Анастасия Принцева.
Согласовать установку памятника удалось, несмотря на срок: традиционно требуется, чтобы с даты смерти прошло 40 лет. Но тогдашний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко лично подписал документ.
А в 2021 году памятник был дополнен: рядом с писателем расположилась стальная Глаша — фокстерьер Довлатова, эмигрировавшая вместе с его семьёй собака, которая, как сказано в «Наших», «с каждым годом […] всё больше похожа на человека».
Неслучайно ярким акцентом мероприятия служит парад фокстерьеров — собак, по словам Анастасии Принцевой, «абсолютно ленинградской породы».
Парад фокстерьеров. Фото: Павел Борисенко / MR7
Фестиваль длился два дня. В первый день состоялся также концерт «Слепого оркестра» — импровизации с завязанными глазами. Окончился день для всех участников фестиваля далеко за полночь.
Выступление «Слепого оркестра». Фото: Павел Борисенко / MR7











































