Репортажи

Пиджак из Америки, иллюзия счастья и парад собак «абсолютно ленинградской породы»: в Петербурге завершается «День Д» — фестиваль памяти Сергея Довлатова

Пиджак из Америки, иллюзия счастья и парад собак «абсолютно ленинградской породы»: в Петербурге завершается «День Д» — фестиваль памяти Сергея Довлатова

Памятник Сергею Довлатову. Улица Рубинштейна, д. 23. Фото: Павел Борисенко / MR7

В Петербурге завершается «День Д» — фестиваль памяти Сергея Довлатова. Это уже девятое его «издание». Темой 2025 года стал «Ленинград Довлатова. Дружеские круги и стили жизни». Слоган: «В любой ситуации необходима минимальная доля абсурда».

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7 

Исторический пиджак

Экскурсии, чаепития в квартире, где жил Довлатов; квесты, спектакли, лекции и парад фокстерьеров: два дня Петербург вспоминал писателя.

Классика фестиваля: известный фотограф Юрий Молодковец предлагал примерить пиджак Довлатова. В этом году это можно было сделать в баре на Фонтанке, 69.

— Этот пиджак приехал из Америки. В 1994 году, когда вышло первое издание трёхтомника Довлатова, вдова Елена привезла два чемодана вещей, в том числе несколько пиджаков, — рассказывал участникам фестиваля Молодковец, — подарила их Александру Флоренскому, иллюстратору трёхтомника. А поскольку сделать рисунки ему подсказал я, то я попросил у него один пиджак.

Причём именно этот пиджак, полагает фотограф, оказался более знаменит: когда Сергей Донатович умер, в Washington Post вышла полоса, посвящённая писателю. Рядом помещалась фотография: в том самом пиджаке, который сегодня примеряли петербуржцы за пожертвования в пользу фонда AdVita.

— Когда у меня оказался пиджак Довлатова, некоторое время я надевал его на парадные выходы, хотя он и был мне велик. Потом понял: если буду и дальше так его эксплуатировать, он прохудится. И стал фотографировать в нём друзей, знакомых и полузнакомых, — вспоминает Юрий.

Фотопроект Юрия Молодковца «Пиджак Довлатова». Фото: Павел Борисенко / MR7

«Иллюзия счастья»

Тем временем: в рестобаре «Глагол» у станции метро «Петроградская» показывали спектакль «Иллюзия счастья». Постановка вдохновлена повестью Довлатова «Ремесло». Режиссёрами выступили Даниил Сухов, Владимир Чулханцев и Шэ Муцзе. Актёрами — выпускники РГИСИ, мастерская Сергея Черкасского.

Актёры спекталя «Иллюзия счастья» вместе со вторым режиссёром Владимиром Чулханцевым. Фото: Павел Борисенко / MR7

Актёры спекталя «Иллюзия счастья» вместе со вторым режиссёром Владимиром Чулханцевым. Фото: Павел Борисенко / MR7

— Это и комедия, и пантомима, и трагифарс, и площадной театр, — говорит о жанре спектакля актёр Даниил Каширин, играющий роль Алиханова, альтер-эго писателя.

Изначально, в 2022 году, это был уличный спектакль, который ставили на Рубинштейна. Впрочем, то была лишь одна из целого ряда площадок, на которых шло представление.

— Ещё играли на Малой сцене Театральной академии на Моховой. Или во дворе рядом с помойкой… Словом, спектакль прошёл длинный путь, — резюмирует актёр Егор Качанов, который на спектакле выступает под маской номер один.

Причём пространство диктует свои условия:

— На Рубинштейна ездили машины. Приходилось быть громче, чем они, –вспоминает актёр Владимир Морозков, играющий роль второй маски. — Плюс поток прохожих. Ведь там не только зрители. Люди проходят мимо, останавливаются, могут что-то крикнуть.

Спектакль «Иллюзия счастья». Фото: Павел Борисенко / MR7

Не в музей, а в гости

Спешим дальше: около четырёх вечера на улице Рубинштейна уже начиналась экскурсия в квартиру Довлатова.

— Мы идём не в музей, а в гости к людям, — предупреждал экскурсовод Поляк Андреев. — Квартира до сих пор находится в долевой собственности.

Экскурсия по квартире Сергея Довлатова — музее коммунального быта. Фото: Павел Борисенко / MR7

Поднимаемся по лестнице, входим в узкую комнату. За самоваром, под тёплым светом лампы, уже сидят гости. Пока они пьют чай, основатель музея Иван Эйхенбаум рассказывает, что здесь бывал Бродский, а наверху жил Джон Рид; показывает сундук и изразцовую печь, штрихами намечает биографию писателя: эвакуация, переезды, издания.

Квартира Сергея Довлатова: музей коммунального быта. Фото: Павел Борисенко / MR7

Заглядываем в низкую комнатку соседки — работавшей на «Ленфильме» Татьяны Владимировны Милеант. Рассматриваем антресоль, висящие на стенах картины и обувь с фабрики «Скороход», на которой потом также работала Татьяна Владимировна и которой ей выплачивали зарплату.

Пока стоим в коридоре и разговариваем с основателями музея, проходят жильцы.

Сам музей появился в 2020 году. Всё начиналось с комнаты Довлатовых — 34 метра. Позже экспозиция увеличилась до 150 метров.

— Я давно знал одного из собственников помещения (всего их около десяти). Однажды он со мной связался и предложил арендовать комнату. А мне, экскурсоводу, всегда было интересно сделать интерьерную экскурсию с посещением жилой квартиры, — делится Иван Эйхенбаум.

После этого Иван стал развивать проект, занялся работой с архивами, мемориальной составляющей. Вскоре к нему присоединился Алексей Фолкард, предприниматель и эксперт по части коммунального быта исторических квартир.

—Теперь это место совместного творчества. Волонтёры восстанавливают изразцовые печи, на практику приезжают студенты кафедры музеологии Института культуры, — добавляет Алексей.

Выходим через чёрный ход. Там, у памятника Довлатову, начинался парад фокстерьеров.

Иван Эйхенбаум. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Абсолютно ленинградская борода»

Люди уже собрались у памятника Довлатову. Он появился в 2016 году, на первом «Дне Д». Одна из посетительниц фестиваля, Алина, которая уже восьмой раз приходит на праздник, помнит тот день.

— На открытии были в том числе вдова Сергея Елена и дочь Екатерина. Выступали артисты театра имени Ленсовета, — говорит Алина.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Инициатором открытия памятника, как и «Дня Д», выступил историк и журналист Лев Лурье.

— В 2016 году Лев Яковлевич Лурье посмотрел, что планируется на празднование 75-летнего юбилея Сергея Донатовича, и понял, что город не планирует ничего. Тогда он решил сам отметить юбилей, поскольку к тому времени уже снял про Довлатова документальный фильм, возобновил мемориальную доску и написал путеводитель «Ленинград Довлатова». Он предложил: давай откроем памятник и сделаем фестиваль. Я согласилась, — вспоминает директор фестиваля Анастасия Принцева.

Согласовать установку памятника удалось, несмотря на срок: традиционно требуется, чтобы с даты смерти прошло 40 лет. Но тогдашний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко лично подписал документ.

А в 2021 году памятник был дополнен: рядом с писателем расположилась стальная Глаша — фокстерьер Довлатова, эмигрировавшая вместе с его семьёй собака, которая, как сказано в «Наших», «с каждым годом […] всё больше похожа на человека».

Неслучайно ярким акцентом мероприятия служит парад фокстерьеров — собак, по словам Анастасии Принцевой, «абсолютно ленинградской породы».

Парад фокстерьеров. Фото: Павел Борисенко / MR7

Фестиваль длился два дня. В первый день состоялся также концерт «Слепого оркестра» — импровизации с завязанными глазами. Окончился день для всех участников фестиваля далеко за полночь.

Выступление «Слепого оркестра». Фото: Павел Борисенко / MR7

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности