В Петербурге во второй раз проходит международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо». Как и двумя годами ранее, площадкой для демонстрации достижений и обмена опытом организаторы выбрали музей Российских железных дорог. Помимо собственно РЖД на форум съехались представители более 120 компаний, производящих железнодорожную технику и её компоненты, из России, Беларуси и Китая, в том числе и для строящейся ВСМ Петербург — Москва. MR7 посетил салон, чтобы своими глазами увидеть, по чему мы, возможно, поедем со скоростью 400 км/час, и разобраться, а только ли ВСМом единым жив железнодорожный рынок в 2025 году.
ВСМ к 2028 году — реально?
Одна из ключевых железнодорожных строек в нашей стране сегодня — это, конечно, высокоскоростная магистраль между Петербургом и Москвой. На сайте, посвящённом будущей ВСМ, её называют ни много ни мало «Проектом президента России». И если в прошлом году из-за сокращения РЖД своей инвестпрограммы на 40% под «заморозку» попали объекты на Дальнем Востоке, электрификация линии Ртищево-Кочетовка в юго-восточной части страны (на вокзале в Тамбове в 2024 году даже успели поставить памятную стелу в честь начала электрификации линии, которую пытаются осуществить с 1980-х, и вкопать некоторое количество опор под будущую контактную сеть, но на этом работы замерли) и ряд других, то на директивных сроках ввода ВСМ это никак не отразилось.

Памятная стела в Тамбове в честь начала электрификации линии Ртищево — Кочетовка. Фото: Алексей Матюхин / MR7
Среди участников в этом году салона было немало тех, кто непосредственно принимает участие в реализации проекта будущей ВСМ, а пленарное заседание, посвященное обсуждению строительства магистрали, стало главным событием второго дня форума (29 августа).
Оно же стало и неким промежуточным отчётом об уровне готовности по сути объекта № 1 в стране не перед первым лицом государства, а перед профессиональным сообществом (доступна трансляция дискуссии была и всем желающим — ред.).
В ходе заседания глава РЖД Олег Белозёров отметил, что на сегодняшний день первые рельсы для ВСМ уже готовы, кроме того, проходит апробацию российская система управления движением поездов, разработанная специально для скоростной магистрали, а также завершено создание инновационного особо пологого стрелочного перевода, длина которого составила 118 метров. Такой перевод позволит поезду переходить с одного пути на другой без значительного снижения скорости.
Порядка 500 инженеров сейчас ведут работу по созданию высокоскоростного поезда для магистрали, при этом отдельные его элементы, как, например, вагонные тележки, уже разработаны. Это подтвердил Виктор Леш, генеральный директор АО «Группа Синара», которая непосредственно занимается разработкой подвижного состава. По его словам, разработка поезда идёт по графику и из 41 ключевого компонента будущего подвижного состава сейчас на стадии заводских испытаний находятся 15, а к концу года на данном уровне готовности будут и остальные. Приступить же к сборке первого из 43 составов должны уже в ближайшее время.

Вот такие системы будут регулировать движение на ВСМ. Фото: Алексей Матюхин / MR7
Олег Белозёров добавил, что в будущем поезд для ВСМ станет полностью беспилотным и управление от машиниста перейдёт к искусственному интеллекту. Пассажиров ожидает безбарьерная среда на вокзале и в вагоне, а также бесшовный интернет на всём пути следования (сейчас на некоторых участках линии Петербург — Москва есть большие проблемы даже просто с мобильной связью — ред.). При этом, несмотря на курс на максимальную роботизацию и автоматизацию, проводников в вагонах глава РЖД пообещал сохранить, так как, по его мнению, поездка в поезде без возможности поговорить с проводником многое теряет.
Одна из особенностей ВСМ — это применение безбалластной технологии укладки пути. Наверняка каждый может себе представить железнодорожную насыпь, где поверх щебня уложены шпалы, а на них уже рельсы. На ВСМ первые два компонента заменят специальные железобетонные плиты. Для их производства в Великом Новгороде уже открыли один завод, а буквально через пару недель вторая производственная площадка заработает в Лихославле в Тверской области. Такие сроки озвучил глава компании-производителя плит ООО «НПС СТ» Никита Терентьев. Всего два завода планируют изготавливать не менее 150 тысяч плит в год. По словам Терентьева, разработанные плиты не имеют аналогов в мире ввиду особых климатических условий нашей страны. По наблюдениям корреспондента MR7, одна плита уже точно готова — её можно было увидеть на стенде компании-производителя.
На такие плиты уложат рельсы ВСМ. Фото: Алексей Матюхин / MR7
Про возможное будущее ВСМ после строительства первой магистрали высказался президент Центра экономики и инфраструктуры Владимир Косой. По его мнению, российская специфика в части развития ВСМ заставляет оглядываться скорее на опыт Испании и Франции, а не на Китай, ввиду особенностей расселения жителей страны, которое тяготеет к европейской части. Так, он отметил, что строительство линии Париж — Лион в своё время привело к значительному увеличению населения последнего, и похожие сценарии для российских городов не исключены. При этом в дальнейшем наша страна может стать первой, в которой на ВСМ начнут эксплуатировать спальные вагоны. Ведь при продлении магистрали на восток время в поездке может вырасти до 8 часов, и не каждый захочет провести их, сидя в кресле.
Если верить озвученному графику, то движение по ВСМ должно начаться в апреле 2028 года. Крейсерская скорость на большей части линии составит 360 км/ч, а преодолевать расстояние между конечными точками маршрута поезд, получивший название «Белый кречет», будет за 2 часа 15 минут. Предыдущий рекорд на этом направлении составлял 3 часа 30 минут. За такое время из Петербурга в Москву добирался утренний «Сапсан» в доковидные времена. Сейчас самый быстрый «Сапсан» идёт между двумя столицами 3 часа 47 минут.
Не так быстро, но с комфортом
Если оторваться от планов о высоких скоростях людей из высоких кабинетов, то на территории салона было и помимо них немало интересного. Так, одним из экспонатов, который вскоре может получить петербургскую прописку, стал пятисекционный трамвай «Воевода» разработки ПК «Транспортные системы». Общая длина вагона — 37,5 метров, а вместить он может до 400 пассажиров, и это не предел. Конструкция трамвая позволяет увеличить число секций до семи, а это уже 500 пассажиров. Ранее глава комитета по транспорту Валентин Енокаев сообщал, что такие трамваи могут начать использоваться на загруженных маршрутах №№ 60 и 100. Пока же оценить экстерьер и интерьер ещё одной из порядка 30 моделей петербургского трамвая можно на стенде салона.
Трамвай «Воевода». Фото: Алексей Матюхин / MR7
Среди новинок, призванных сделать путешествие на поезде комфортнее, на себя обратил внимание обновлённый вагон СВ. В АО «ФПК» не первый год существует тенденция не закупать новые вагоны СВ, а реконструировать уже существующие. Один из примеров такой капитальной переделки представлен в этом году на площадке салона. За счёт сужения общего прохода длина спальных мест увеличилась до двух метров. В самом купе появились медиаэкраны, несколько закрывающихся полок для хранения ручной клади и система климат-контроля. Из безусловных плюсов — то, что разработчики отказались от отделки стен холодным белым пластиком и использовали материалы, имитирующие атмосферу старых «аммендорфов». В общем кому-то точно обеспечена ностальгия по поездкам на юг. Нельзя не отметить, что два года назад на салоне в Петербурге ФПК представляли вариант вагона СВ с расположением полок одна над другой. И, судя по всему, перевозчик до конца так и не определился, какой из этих вариантов больше понравится пассажирам — во всяком случае после осмотра вагона посетителям предлагают заполнить небольшую анкету и выбрать, в каком СВ они хотели бы отправиться в путешествие.
Модернизированный вагон СВ. Фото: Алексей Матюхин / MR7
Ещё один образец пассажирского вагона, представленный на выставке, — это вагон габарита «Т». Он на 28 сантиметров шире и на 73 сантиметра длиннее, чем обычный. За счет этого купе стали просторнее, а их количество увеличилось. Первым маршрутом, на который выйдут такие вагоны, станет Петербург — Москва.
На прошлом салоне два года назад был представлен ещё и вагон метропоезда «Балтиец», который город закупает, обновляя подвижной состав. В этом году перспективы развития петербургского метро на площадке салона разглядеть не удалось.
Больше фото с салона в нашей галерее
Вагон бизнес-класса поезда «Аврора». Фото: Алексей Матюхин / MR7















