
Фото: Валерия Шимаковская / MR7
В Петербурге вспоминают погибших в авиакатастрофе, произошедшей 19 лет назад под Донецком. 22 августа 2006 года самолёт ТУ-154М, совершавший рейс № 612 по маршруту Анапа — Петербург, попал в грозовой фронт и разбился. Крушение произошло спустя 28 минут после вылета. Погибли все 170 человек, находившихся на борту. Из них 50 — дети, 10 — члены экипажа.
Не вернувшиеся с каникул
Большинство ушедших — 101 человек — были жителями Петербурга и Ленинградской области. Многие возвращались после отдыха на юге. Также на борту находились два гражданина Германии, гражданин Франции, гражданин Финляндии и гражданин Нидерландов. Самолёт принадлежал петербургской авиакомпании «Пулковские авиалинии», позже вошедшей в состав объединённой компании ГТК «Россия».
В годовщину родственники погибших собираются в нескольких местах. Изначально местом памяти служил мемориал, установленный в 2007 году в районе посёлка Сухая Балка Донецкой области, на месте падения ТУ-154. Его возвели сами родственники, объединившиеся в РОО (региональную общественную организацию) «Прерванный полёт». Памятник представляет собой бетонный фрагмент фюзеляжа с бортовым номером, возле которого стоят гранитные плиты с высеченными именами погибших. Поскольку после начала вооружённого конфликта в Донбассе мемориал находится на территории, подконтрольной Украине и в непосредственной близости от линии фронта, доступ к нему ограничен, проводить траурные мероприятия там невозможно.
В Петербурге мемориал погибшим в авиакатастрофе расположен на кладбище Памяти жертв 9-го января. Там находится братская могила экипажа рейса 612.
Маргарита Петербургская
Но основные памятные мероприятия проходят в посёлке Малое Карлино — на протяжении последних лет 22 августа родственники ушедших собираются у часовни в посёлке, что недалеко от аэропорта Пулково, в Ломоносовском районе Ленинградской области.
Часовню в память о погибших в катастрофе в 2006 — 2007 годах возвели благодаря Маргарите Алексеевне Прошкиной, потерявшей 22 августа 2006 года сына, невестку и обоих внуков. После трагедии пожилая женщина, бывшая учительница математики в Нагорной школе, предложила создать часовню. Она сама участвовала в строительстве и вложила все сбережения.
Фото: Валерия Шимаковская / MR7
— Основой часовни послужил сруб, сделанный ещё сыном Маргариты Прошкиной, который хотел строить баню, — рассказывает пришедшая женщина.
Маргарита Прошкина перевезла сруб из Петербурга в Малое Карлино — посёлок, в котором некогда жила. Вскоре к ней присоединились и другие родственники погибших. В течение пяти месяцев достроили часовню, рядом поставили забор, разбили сад, выложили дорожки и установили плиты с именами пассажиров и экипажа самолёта.
Маргарита Прошкина умерла в январе 2008 года, оставив письмо о том, как следует ухаживать за часовней. Уже после её смерти родственники погибших, для которых часовня стала местом памяти, добились права на возведение мемориала погибшим.
Сегодня в соседнем храме был отслужен молебен. В этом году в нём появилась икона «Взыскание погибших», посвящённая жертвам катастрофы. Затем состоялся крестный ход, после чего возле часовни совершили панихиду, во время которой назвали имена всех 170 ушедших.
Фото: Валерия Шимаковская / MR7
Книги памяти
Во время панихиды начался дождь. Родственники погибших раскрыли зонты. Дали и мне — хотя все друг друга знают, а я чужая — и мне неловко оттого, что я здесь. На таком мероприятии журналисту словно не место. Но меня не отталкивают и терпеливо объясняют:
— Почему мы, родственники погибших, объединились в «Прерванный полёт»? Нужно было юридическое оформление. Быть не просто «группой лиц». Цель — помогать друг другу, — говорит соучредитель организации Алексей Штейнварг. В авиакатастрофе у него погибли две дочери и тёща.
Председатель совета организации Георгий Ефименко, потерявший сына, невестку и внука, добавляет:
— Мы собираемся вместе. В августе и ещё в ноябре. В Дмитровскую субботу — день общей молитвы об усопших. И издаём «Книги памяти».
После этого Георгий Валентинович выходит из-под раскрытого над ним зонта и зовёт за собой, в часовню. Заходит, садится перед ящичком и достаёт большую книгу.
— Это вам, — протягивает мне.
Это книга формата А4, она большая, из плотной бумаги, и на её обложке — самолёт в облаках. Внизу подписано название: «Ушедший в вечность рейс 612». Книга издана организацией «Прерванный полёт» в 2011 году. Беру с благодарностью и прощаюсь: родственники уходят на поминки.
Идёт ливень. Добегаю до остановки, держа книгу, и всю дорогу от Малого Карлино до Пулково читаю о судьбах. В ней родные помнят об ушедших — о каждом человеке этого «семейного, детского» рейса. О каждом взрослом и ребёнке. Здесь также приведены свидетельства очевидцев и хронология жизни после авиакатастрофы. Вот на 40-й день в саду Аничкова дворца высаживают Аллею жизни — 50 молодых туй — в память о каждом погибшем ребёнке. А вот несколько лет спустя организацию «Прерванный полёт» награждают на фестивале МЧС «Созвездие Мужества» в номинации «Мужество жить». После этого представители орагнизации открывают центр психологической помощи — вневозрастной.
Уже позже организация «Прерванный полёт» издала и другую книгу — в ней приведены все авиакатастрофы с 1936 года, в которых погибли ленинградцы, петербуржцы и жители Ленинградской области.

Фото: Валерия Шимаковская / MR7
Расследование крушения судна проводила техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В заключении отчета указывалось на недостаточную подготовку экипажа: невозможность отработать навыки пилотирования самолета в штурвальном режиме на больших высотах и углах атаки «из-за отсутствия пригодных для этого тренажеров». В расследовании правительственной комиссии было установлено, что авиакатастрофа произошла из-за «некорректных действий экипажа». Следственное управление ответственным за катастрофу сочло командира судна Ивана Корогодина. Уголовное дело прекратили в июне 2009 года в связи со смертью членов экипажа.







