Новости

Законопроект о штрафах за поиск экстремистского контента в интернете: за и против. Обзор мнений

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

Госдума 17 июля уже во втором чтении приняла законопроект о штрафах, предусмотренных за «поиск и доступ к заведомо экстремистским материалам» в интернете, рекламу VPN-сервисов и передачу SIM-карты или аккаунта другому лицу. Мнения депутатов и общественных деятелей по поводу поправок разделились.

Изначально документ, принятый в первом чтении в январе 2025 года, был посвящён экспедиторской деятельности. Однако к моменту второго чтения он был дополнен поправками, в том числе от правительства РФ. На них 15 июля обратили внимание несколько СМИ, тему быстро подхватили остальные.

Акцент нового текста сделан на штрафах за поиск экстремистских материалов в интернете. К экстремистским авторы относят материалы из федерального реестра Минюста или указанные в пункте 3 статьи 1 федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Сейчас в списке 5473 записи, некоторые с довольно пространным описанием.

Помимо штрафов за поиск экстремистских материалов в интернете новая версия документа предполагает и санкции за отказ выполнять распоряжения Роскомнадзора по поводу ограничения доступа к заблокированным сайтам со стороны владельцев VPN-сервисов и нарушение правил взаимодействия с госорганами со стороны операторов связи, хостеров и администраторов интернет-сервисов.

Заседание Госдумы 17 июля. Фото: duma.gov.ru

Заседание Госдумы 17 июля. Фото: duma.gov.ru

Среди авторов проекта — депутаты «Единой России» Василий Пискарев, Евгений Москвичев, Рахим Азимов, Эрнест Валеев, Анатолий Выборный; экс-депутат, ныне врио главы Курской области Александр Хинштейн; представитель «Справедливой России» Александр Терентьев. Принять поправки, вызвавшие волнения, рекомендовал комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству.

Инициаторы поправок предлагают дополнить КоАП новой статьей — 13.53 (поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен). Штраф за поиск экстремистских материалов и получение доступа к ним для физических лиц может составить от трех до пяти тысяч рублей. Под определение «ресурсов» подпадают и VPN-сервисы.

Поправки предусматривают и взыскания за нарушение закона о рекламе. Согласно добавлениям к статье 14.3 КоАП РФ, распространение рекламы VPN-сервисов, доступ к которым ограничен, может повлечь за собой наложение штрафа от 50 до 80 тысяч рублей для граждан. Для должностных лиц санкции варьируются от 80 до 100 тысяч рублей, для юридических — от 200 до 500 тысяч рублей.

Принята была и поправка о введении административных наказаний за передачу другим лицам абонентских номеров и информации для входа в личные аккаунты. Так, штраф для физических лиц составит от 30 до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.

17 июля за поправки проголосовали 285 депутатов, 19 — против, 20 человек воздержались.

Проект вызвал широкий общественный резонанс и неоднозначные оценки и накануне вторых чтений, и при обсуждении изменений непосредственно на заседании Госдумы.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

Реакции на законопроект

Критика

На заседании сегодня против поправок высказался депутат от КПРФ Алексей Куринный. Он подчеркнул, что VPN пользуются 40% граждан, которых бы неверно «записывать во враги». Предлагаемое наказание он счёл примером реализации «самых нелепых вариантов антиутопий».

Артём Прокофьев — другой депутат от КПРФ — обеспокоен тем, что закон вынудит граждан исследовать список запрещенных материалов Минюста, что в свою очередь является «популяризацией» незаконного контента.

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Новых людей» Владислав Даванков, с которым накануне беседовал РБК, подчеркнул, что поправки расходятся с первоначальной идеей законопроекта и это

«первый прецедент в России, когда будут взимать штраф даже не за распространение контента, а просто за то, что вы по той или иной причине им воспользовались, зачастую совершенно случайно».

Не поддержали законопроект во втором чтении и представители «Справедливой России»: «Вряд ли наши граждане, особенно пожилые, при каждом поиске будут сверяться с перечнем запрещенных материалов Минюста, их там более 5,5 тысяч, и список растёт», — полагает руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Кроме того, поправки усложнят работу специалистов: «Студент пишет курсовую по проблемам экстремизма, ищет материалы, его тоже будут штрафовать? Как на счет журналистов, экспертов, которые занимаются этой тематикой? Или общественников, которые отслеживают экстремистские материалы?»

Похожими вопросами задаётся и правозащитник, член СПЧ Ева Меркачёва:

«Россияне должны будут каждое утро изучать список экстремистских материалов (наизусть), чтобы не дай Бог в течение дня не прочитать?

А если человеку по роду его деятельности нужно (ученый, адвокат, журналист, блогер и т.д.) знакомиться с какой-то информацией? А если он нечаянно кликнет и материал откроется?»

С критикой текста законопроекта в своем Telegram-канале выступила глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. Новые правила, считает Мизулина, осложнят работу организации. «Лига» будет не вправе передавать правоохранительным органам информацию о ряде экстремистских сообществ, что сегодня составляет 30% деятельности. В законопроекте, по мнению Мизулиной, содержится парадокс: «И деятельность сотрудников МВД по мониторингу такой информации также может быть признана незаконной. А любой человек, который сообщил в правоохранительные органы об обнаружении материалов, например, о группах колумбайн*, также рискует получить штраф».

Против закона высказалась и главный редактор международной медиагруппы «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян. В Telegram-канале она отметила, что станет невозможно «расследовать деятельность» тех организаций, которые «запрещено […] даже читать». И в целом высказалась против принятия поправок в нынешнем их виде.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

Ответ на критику и разъяснения

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал журналистам, что не «знаком с этой инициативой депутатов», добавив, что, «по всей видимости, нужны просто более подробные объяснения, чтобы ответить на вопросы людей». Объяснения приводят и депутаты, и политологи.

Представитель «Единой России» Александр Тетердинко, представлявший поправки в Госдуме на заседании 17 июля, отметил, что наказанию подлежит лишь намеренный поиск материалов из реестра Минюста, а не само пользование VPN или заход в Instagram**, который, напомнил он, не включён в перечень Минюста. По мнению Тетердинко, «невозможно случайно наткнуться на экстремистский материал».

Ещё один депутат от «Единой России», соавтор поправок, сенатор Артём Шейкин в комментарии «РИА Новости» уточнил, что нововведения направлены на регулирование деятельности платформ и провайдеров, которые пытаются обойти блокировки, целью не является «массовое наказание рядовых пользователей».

В ответ на претензии к нововведениям первый зампред комитета по информационной политике Антон Ткачёв, слова которого приводит RTVI, настаивал на том, что необходимо, чтобы был «доказан умысел, что пользователь прошел все преграды» на пути к запретному контенту.

По мнению Ткачёва, основной вопрос состоит в том, «как будет работать правоприменительная практика и как будет доказываться силовыми структурами умысел».

Первый замглавы комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев в свою очередь растолковал представителям Telegram-канала «Осторожно, новости», что в поправках имеются в виду экстремистские материалы, а «любой заход в интернет с поиском какой-то информации сам по себе ответственности не влечет».

Комитет по госстроительству, на который ссылается РБК, добавил, что в данный момент введена ответственность за экстремистские действия, тогда как за поиск информации о ней — нет. В качестве примеров запросов в поисковых системах, за которые человек понесёт наказание, он назвал «Как создать бомбу» или «Как вступить в ВСУ».

Глава IT-комитета нижней палаты Сергей Боярский в своём Telegram-канале разъяснял, что наказаний за просмотр интервью с иноагентами, как и создание мемов с иноагентами или экстремистами, не предусмотрено до того момента, пока мем не будет включён в реестр Минюста,

то есть «обычный, добропорядочный пользователь сети не почувствует на себе» действие нововведений. 

Пределы добросовестного использования обозначил первый зампред IT-комитета Госдумы Антон Горелкин. В своём Telegram-канале он заявил, что использование сервисов VPN при совершении преступлений станет рассматриваться как отягчающее обстоятельство.

Политолог Георгий Бовт отмечает, что понятие «экстремистский материал» обладает «размытостью», но «ограничивает возможности силовиков массово штрафовать граждан». Так, «если гражданин пользуется надежным VPN-сервисом и нероссийским браузером, то получить удалённо доступ к истории его поиска российским силовикам сложно». Однако, предупреждает политолог, «риск получить штраф сильно возрастает, если ваш смартфон, ноутбук или компьютер оказались в руках силовиков и они ознакомились с историей поиска в браузере/сервисе».

***

17 июля на фоне поправок о штрафах за поиск экстремистских материалов сайт Минюста, содержащий список данных материалов, перестал работать.

Ожидается, что в третьем окончательном чтении законопроект будет принят уже на следующей неделе. Поправки в КоАП РФ могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года.

Напомним, в декабре Роскомнадзор заявлял, что в стране не собираются вводить штрафы за использование VPN и собирать информацию о личных устройствах пользователей VPN.

* движение «Колумбайн» признано террористическим, его деятельность запрещена в России

** Принадлежит организации Meta, признанной экстремистской, деятельность которой запрещена в России.

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности