Репортажи

О «Весне»* не знали, политику не обсуждали — свидетелей стороны защиты начали допрашивать по делу молодёжно-демократического движения

О «Весне»* не знали, политику не обсуждали — свидетелей стороны защиты начали допрашивать по делу молодёжно-демократического движения

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В горсуде Петербурга 16 июля на заседании по делу «Весны»* допросили свидетелей защиты — одного от Анны Архиповой** и шестерых от Валентина Хорошенина**. Молодой человек полностью признал вину на прошлом заседании, рассказал об участии в деятельности движения — своём и других фигурантов. Его свидетели сегодня давали характеристики по личности Валентина**. Что касается Анны** — в суде выступила её мама, которая рассказала, что обвиняемая, незадолго до ареста, планировала выйти замуж и уехать из России.

СПРАВКА

Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыве к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Затеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для проведения следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО.

Учёный, добрый человек, хороший друг и даже сваха

Свидетелями, приглашёнными в суд адвокатом Валентина Хорошенина**, были шесть человек. Все они познакомились с ним в 2018-2019 годах на исторических лекциях и мероприятиях. Первый вопрос свидетелям задавала адвокат Валентина** по назначению Елена Калганова — она попросила охарактеризовать обвиняемого. Защитники других фигурантов не особо проявляли интерес к друзьям Валентина**, судья задавала лишь уточняющие вопросы, а прокуроры — и вовсе ни одного.

Первым выступил студент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Колесов — он учился вместе с Валентином**. По его словам, они познакомились на исторической лекции в 2019 году.

— Мы с Валентином** ходили вместе на экскурсии, посещали научные мероприятия, прогуливались, иногда играли в шахматы. В личности Валентина** меня больше всего привлекли искренность, доброта и честность… Я не помню ситуаций, когда он говорил мне неправду или нарушал данные обещания…

Ещё одна особенность, которая меня привлекала — это терпимость к чужим взглядам. Благодаря этому Валентину** удалось собрать вокруг себя людей с разными позициями, — выступил Колесов. 

В 2019 году Валентин** как раз перевёлся из Высшей школы экономики на факультет международных отношений СПбГУ, и они стали учиться вместе. По словам Владимира, после ареста друга в 2022 году он перестал интересоваться «практической политикой» — по мнению Колесова, Валентин** на тот момент вообще больше задумывался о создании семьи. Напомним, весной 2022 года на Хорошенина** возбудили уголовное дело за «создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (статья 239 УК РФ) — речь идёт как раз о «Весне»*. В рамках этого дела Валентину** избрали меру пресечения в виде запрета определённых действий — ему разрешили выходить из дома с 08:00 до 20:00, при этом нельзя было контактировать со свидетелями по делу и пользоваться интернетом. Тогда он жил в Петербурге, посещал лекции в СПбГУ, развивал бар-лекторий «Фогель», сооснователем которого он является. Заведение было (и остаётся) популярно у российской оппозиции.

— Что вам известно об участии Валентина** в движении «Весна»*? — поинтересовался у свидетеля защитник Павла Синельникова** Андрей Чертков.

— Ничего не известно, мы это не обсуждали, — ответил Колесов.

Следующим давать показания вызвали Родиона Лунина, который также познакомился с Валентином** в 2019 году.

— Валентин** — человек миролюбивый, ответственный, — начал рассказывать о друге Лунин.

Ответы Родиона были краткими — ни суд, ни другие защитники, ни сами фигуранты вопросов ему не задавали.

Зато нашёл что рассказать ещё один приятель Хорошенина** — второкурсник Архитектурно-строительного университета Андрей Воронник.

— Валентин** крайне негативно относится к любым проявлениям радикализма в политике, — заявил Воронник.

Позже, отвечая на вопрос адвоката Евгения Затеева** Анастасии Пилипенко, он пояснил, что под «радикализмом в политике» имел ввиду «экстремизм, терроризм и насилие». При этом, по его словам, друзья по большей части обсуждали политику только в теоретическом ключе и занимались наукой.

Адвокат самого Валентина** уточнила: знает ли Андрей, в чём обвиняют его знакомого? Тот ответил, что да, но в «детали не вдавался».

Судья Ирина Фурманова решила узнать у Воронника, не предавал ли Валентин** никого из друзей. Родион заявил, что нет.

Послушать свидетелей на заседание пришло более 30 человек. Фото: MR7

Послушать свидетелей на заседание пришло более 30 человек. Фото: MR7

Ещё одним свидетелем со стороны защиты Хорошенина** стал Никита Мотыгулин.

Молодой человек в этом году закончил юрфак СПбГУ — чем и похвастался на заседании. По его словам, с обвиняемым они познакомились в 2018 году через общего друга — именно Валентин**, по мнению выпускника юрфака, вдохновил его выучить английский и немецкий языки.

— Валентин** всегда выступал за распространение научных взглядов. Он был крайне доброжелателен, был готов помочь всем своим друзьям, — уточнил Мотыгулин.

Мечтал Валентин**, по словам Никиты, о том, чтобы стать учёным.

Также на допрос вызвали девушку Никиты Анастасию Льянку — они познакомились благодаря Валентину**.

— Он является уникальным человеком, эрудированным, интересным… У меня впечатление о Валентине** как о крайне образованной личности. Он меня вдохновлял, — рассказал Анастасия.

— Не являясь богатым человеком, он проводил в баре «Форель» бесплатные лекции для всех желающих. Помню, как он позволял сидеть в баре и играть в настольные игры без покупки еды или напитков.

Также девушка отметила, что фигурант «придерживался демократических взглядов».

— Что это значит? — уточнила Фурманова.

— Я ничего не понимаю в политике, — ответила Анастасия.

Девушка также пыталась сказать, что Валентин** не выражал никаких радикальных взглядов на политику — однако Фурманова прервала её, заявив, что та сама ранее призналась, что «ничего не знает про это». Судье было интереснее узнать у Льянки о личной жизни Валентина** — она попросила «охарактеризовать личность Валентина** как девочка». Анастасия замешкалась — упомянула лишь, что, были ли у Валентина** отношения, она не знает, но благодарна ему за знакомство со своим парнем.

Последним свидетелем со стороны защиты Хорошенина** стал экс-муниципальный депутат МО «Гражданка» и помощник депутата петербургского ЗакСа Михаила Амосова Вадим Сафонов. Несмотря на разницу в возрасте — Сафонов сильно старше Валентина**, чему и удивлялась судья — активисты познакомились лет пять назад в «Фогеле». Обсуждали они, по словам Сафонова, по большей части вопросы, связанные с муниципальными проблемами — например, где и какие скамейки поставить.

— Валентин** — человек отзывчивый. При мне он не допускал высказываний, которые для меня являются неприемлемыми. Я никогда не стесняюсь высказываться, если вижу малейшие признаки нацизма, какой-то экстремистской деятельности, — заявил Сафонов.

— А вы осведомлены об обвинении или почему вы об этом сейчас сказали? — удивилась судья.

— Нет, для меня это просто важно. Если бы он допускал подобные высказывания, я бы с ним просто не общался, — ответил Сафонов.

В целом он охарактеризовал Валентина** как «достойного человека».

Также сторона защиты Хорошенина** представила ещё две характеристики на него от соседей Валентина** по лестничной клетке. Правда, приобщить их к делу не смогли — судье Фурмановой не понравилось, что они дополнительно не заверены. А значит, убедиться, что это писали действительно соседи Валентина**, невозможно.

Зато к делу приобщили справки из мед- и других учреждений Адмиралтейского района (там жил Хорошенин** до ареста). На учёте в психдиспансере не стоит, на воинском учете — состоит. На этом сторона защиты фигуранта закончила представлять свои доказательства.

Должна была выйти замуж, но попала в СИЗО

После перерыва приступили к допросу свидетелей других фигурантов: адвокат Анны Архиповой** Елена Шереметьева заявила о допросе матери её подзащитной — Анастасии Архиповой. Та специально приехала в Петербург из Барнаула, чтобы выступить на заседании.

Отвечая на вопрос Шереметьевой о личности дочери, Анастасия рассказала, что в 2021 году Анна** переехала из Барнаула в Новосибирск. При этом отношения в семье остались доверительные и хорошие, с дочерью родители регулярно созванивались и встречались. На вопрос о работе Анны** её мама отметила, что та долгое время была баристой и репетитором по английскому языку.

Что касается деятельности Анны** в «Весне»*, по словам её мамы, та начала участвовать в движении в 2021 году — редактировала тексты.

— Я понимала, что это политическая история, но, так как мы с мужем совсем вне политики, мы не вникали, — заявила мама обвиняемой. 

— А какие именно тексты она редактировала — вы читали? Дочь вам рассказывала? — уточнила адвокат Хорошенина**.

— Нет, — ответила мама Анны**.

По словам женщины, уже в декабре 2021 года Анна** поделилась с ней, что хочет выйти из «Весны»*.

— Но там были долги по зарплате, и ей важно было забрать заработанные деньги, — отметила Анастасия.

Второй раз о желании выйти из «Весны»* Анна** заявила матери, по её словам, в мае 2022 года. Тогда же девушка и покинула движение, рассказала Анастасия. Связывать свою жизнь с политикой Анна**, как утверждает её мама, не хотела — девушка думала уйти в маркетинг.

Также мама обвиняемой рассказал, что молодой человек Анны** — некий Валентин — жил в Швеции. Дочь ездила к нему в гости, речь шла уже о свадьбе и переезде Анны** в Европу. Что касается других фигурантов, по словам мамы, от Анны** она слышала только о Яне Ксенжепольском** — как «об очень хорошем человеке».

Показания по делу должны дать ещё как минимум 14 человек

На этом допрос свидетелей на сегодня закончили. Но не представление доказательств — защитники пятерых фигурантов (всех, кроме Хорошенина**) заявили ходатайство об исключении из дела психолого-лингвистических экспертиз, на которые опиралась сторона обвинения. Адвокаты считают, что эти исследования, которые проводились в рамках предварительного следствия, проведены с нарушением законодательства. По мнению защиты, эксперты не обладали всеми необходимыми знаниями — у специалистов отсутствует психологическое образование.

Разрешить это ходатайство не смогли — прокурорам понадобилось время, чтобы обсудить свою позицию по этому вопросу. Поэтому заседание решили отложить до 23 июля. В этот же день должны допросить ещё 14 человек — им адвокат Евгения Затеева** Анастасия Пилипенко попросила направить повестки.

* движение внесено в реестр иноагентов, признано экстремистским и запрещено в РФ

** внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности