Новости

«Семейный альбом» Владимира Куприянова показывают на Левашовском хлебозаводе: от частных архивов к общечеловеческой памяти

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

На Левашовском хлебозаводе открылась фотовыставка «Семейный альбом» — экспозиция работ известного советского и российского фотохудожника Владимира Куприянова. Его творчество нам ещё только предстоит в полной мере узнать и признать. Новатор для своего времени, он стал классиком для потомков.

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Это уже третья персональная, ретроспективная выставка работ Владимира Куприянова. Первая была прошлой осенью в Музее современного искусства в Москве, вторая только недавно закончилась в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге. Но экспозиция — не повтор. Все выставки частично отличались друг от друга. Вот и в Петербург привезли два экспоната, которые прежде не показывались, — по крайней мере в современной истории — триптихи «1950-е» (с портретами послевоенных детей) и «1956-й» (с зарисовками с пляжа). Возможно, они экспонировались при жизни автора. Хотя разобраться, что, как и когда показывалось, было непросто.

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Художник был достаточно известным при жизни, не только и даже не столько в России, скорее, в Европе и в США, где у него также было несколько выставок, а работы ушли в галереи и частные коллекции.

В СССР, затем в России Владимир Куприянов активно занимался преподавательской деятельностью. Он был одним из создателей и первых преподавателей школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, появившейся в 2006 году. Там он руководил курсом «Проектная фотография». Но после смерти художника случилась пауза почти в десять лет.

Серии работ с использованием цветной папиросной бумаги. Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Серии работ с использованием цветной папиросной бумаги. Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Владимир Куприянов умер в 2011 году, когда ему было только 57 лет. То, что осталось из его работы в России, хранилось в семье. Его наследие, по сути, оказалось «заморожено» и никак не исследовалось. Только в 2021-м в столичной галерее pop/off/art взялись за обработку архива.

Основатель и владелец галереи Сергей Попов был лично знаком с Владимиром (хотя и не как галерист на тот момент), общался с ним, и они уже даже обсуждали выставку, но не успели её провести. А затем браться за работы мастера галеристам казалось слишком сложным.

— Это было большое научное исследование, мы реставрировали часть вещей, местами, как видите, ещё нужно немного доделать. А по многим работам нужно было выяснить, как они устроены. Куприянов продумывал свои инсталляции, сам собирал их — готовил рамы, подвесы, столы, — рассказывает куратор выставки Анастасия Котельникова.

К 2021 году архив был в беспорядочном состоянии, слои инсталляций перемешаны, не было описаний, дат, названий. Это всё предстояло пересобрать, восстановить.

В Петербурге представлена примерно пятая часть сохранившегося в семье Владимира Куприянова архива.

— Десять лет его работ не видели, но не забыли, и нам нужно было возрождать интерес к Куприянову художников, фотографов и исследователей, — добавляет Анастасия.

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Создатели экспозиции говорят о Куприянове именно как о художнике. Те методы представления фотографии, которые он придумывал и представлял в конце XX — начале XXI века, сейчас часто используются в художественных практиках — уже другие авторы по наитию пришли к ним.

— Хоть мы и находимся на выставке фотографий, но Куприянов именно художник, который работает с фотографиями как с отдельным медиа для своих сложносочинённых произведений, — отмечает куратор,.— Здесь мы видим фотообъекты, фотоинсталляции, фотоскульптуры.

Для Владимира Куприянова фотография — составляющая произведения, а не итог. Он использовал в работе как собственные снимки, так и апроприированные — фотографии из семейного архива или вовсе найденные. Кто их сделал, уже не узнать — фотографы в ателье, любители?

Серия «1950-е». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Серия «1950-е». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Например, триптих «1950-е» (создан в 1990-е), в основе которого снимки детей послевоенной поры (эта серия экспонируется впервые). А снимки для серии «Жизнь солдата» (она была создана в 1996 году) автор нашёл в развалинах заброшенного дома. На них портреты советского офицера и других людей. Кем они приходились друг другу — неизвестно. Кто они — тоже. Но наложенные друг на друга, эти фотографии складываются в года и десятилетия жизни страны.

Серия «Жизнь солдата». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

А открывает выставку большое панно «Поминки» (1991 год). В основе снимок самого Владимира Куприянова, сделанный на деревенских поминках. Он разбит на несколько фрагментов и «пересобран» — будто в иконостас. Кроме того, он отражает одну из любимых авторских тем художника. Отталкиваясь от неё, и всю выставку назвали «Семейный альбом».

«Поминки». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Это действительно то, что Куприянов исследовал в своём творчестве. Через снимки обычных людей, семей, поколений и их интерпретацию он будто ведёт антропологическое изучение своего времени.

Для своего времени Владимир Куприянов был новатором. Он позволял себе эксперименты, вставая в один ряд с художниками в Европе и США.

Фотоскульптура из диптиха «Родионовы» (1991 год). Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Фотоскульптура из диптиха «Родионовы» (1991 год). Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Как рассказывают авторы выставки, однажды Владимиру заказали совершенно обыденную съёмку — портреты сотрудниц телефонной станции. Такие вешали на доски почёта. Работа была выполнена. Но для себя Владимир превратил эти фото в произведение искусства, дополнив портреты строчками стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило…».

«Памяти Пушкина». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

«Памяти Пушкина». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

— В своё время, во второй половине XX века, Куприянов был самым «дорогостоящим» фотохудожником за одну работу. Потом его «перебил» Родченко, но это уже позже, — рассказывает Сергей Попов, — Работы Куприянова уже тогда, при его жизни, были предметом коллекционирования, в том числе музейного. Недавно нам написали из музея современного искусства Сан-Франциско. Они благодарили за дар — несколько тиражных снимков из цикла «Памяти Пушкина».

Ещё одна обращающая на себя внимание инсталляция — «Юлия». Она посвящена матери художника. Через снимки из её молодости, пришедшейся на «оттепель», художник вновь показывает срез времени, который можно разглядывать в прямом и переносном смысле с разных сторон и под разным углом.

Серия «Юлия». Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Это особенность некоторых работ Куприянова — они многослойны. Собранные из отпечатков на полиэфирной плёнке, они становятся объёмными. Образы дополняет игра теней от освещения на выставке. Создатели экспозиции советуют присматриваться к ним с разных сторон, можно даже посветить фонариком телефона и увидеть, как снимки начнут оживать, меняться.

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

— Я уверен, что на протяжении нескольких лет эти работы разойдутся по крупнейшим коллекциям — как частным, так и музейным. И выставку, подобную этой, собрать будет уже очень-очень сложно.

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Фото с выставки: Павел Борисенко / MR7

Где: Левашовский хлебозавод, Барочная улица, 4а, строение 1

Когда: до 7 сентября

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности