
Дмитрий Витушкин после приговора. Фото: Павел Борисенко / MR7
К году лишения свободы в колонии-поселении приговорил горсуд петербургского журналиста и краеведа Дмитрия Витушкина по делу о «реабилитации нацизма» за комментарий в ВК о финском снайпере. Учитывая время, проведённое в СИЗО (день за два), ему осталось отбывать два дня. В колонию он должен будет явиться самостоятельно после вступления решения в силу. Из суда Дмитрий ушёл домой.
Дмитрию Витушкину 41 год. Он работал журналистом на «Модном радио», «Радио Балтика», телеканале «ВОТ», в издании ЗАКС.Ру, в «Санкт-Петербургских ведомостях» и других СМИ. В последнее время активно занимался краеведением, историей, писал о достопримечательностях Петербурга, хотя и не имел профильного образования. Дмитрий организовывал экскурсии по городу. Он также вёл в ВК паблик по истории Петербурга и Ленобласти «Ингерманландия».
Витушкина задержали 12 октября 2023 года у него дома. При обыске изъяли ноутбук, мобильный телефон, персональный компьютер и одну из ингерманландских сумок из бусин (такие были выставлены на продажу в сообществе в ВК).

Фото: Павел Борисенко / MR7
Поводом для уголовного дела стали комментарии под постом в группе в ВК, опубликованном 17 декабря 2022 года. В записи речь шла о финском снайпере Симо Хяюхя. Однако, как стало известно уже на суде, следствию не понравились комментарии под постом, касавшиеся как самого снайпера, так и истории взаимоотношений СССР и Германии. В них усматривали фальсификацию исторических фактов и дискредитацию освобождения Ленинграда от блокады.
В деле было два эпизода. Первый — по части 4 статьи 354.1 УК РФ (неуважения ко дням воинской славы России) — касался комментария о «Ленинградской земле» и терроре. Второй — по пункту «в» части 2 статьи 354.1 УК РФ (распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы войны с использованием интернета) — возник в связи с комментарием о снайпере.
На следующий день после задержания, 13 октября 2023 года, суд отправил Витушкина в СИЗО на время следствия. В изоляторе Дмитрий провёл без двух дней полгода. Только в апреле 2024-го ему смягчили меру пресечения. Хотя следствие ещё не было закончено, основные доказательства уже, очевидно, были собраны. Суд запретил фигуранту общаться со свидетелями по делу, за исключением членов семьи, а также покидать пределы Петербурга и Ленобласти и использовать средства связи. Витушкин исполнял эти ограничения. До приговора он не давал журналистам комментариев и никак не проявлял себя в соцсетях.

Фото: Павел Борисенко / MR7
Судебное разбирательство началось летом 2024-го. Часть заседаний прошла в закрытом режиме. Кроме того, более полугода слушания откладывались, так как ждали результаты назначенной судом экспертизы спорных высказываний.
После оглашения заключения экспертов (сотрудников РГПУ им. Герцена) прокурор отказалась от части обвинения — по эпизоду с комментарием, касавшимся «Ленинградской земли». Перед прениями в деле оставался только один эпизод, за который могло грозить до пяти лет лишения свободы.
Прения 17 июня прошли весьма нервно. До последнего слушатели, основываясь на словах самого Дмитрия в суде и позиции его адвокатов, полагали, что журналист и краевед не оспаривает факт публикации комментариев, но вину не признаёт. Однако в прениях судья и прокурор усмотрели разногласие в позициях подсудимого, просившего о наказании, не связанном с лишением свободы (что как будто бы подразумевало признание вины), и защиты, настаивавшей на невиновности Дмитрия. После возвращения к судебному следствию по инициативе судьи Анны Беличевой и нового раунда прений сторона защиты резюмировала, что позицию Дмитрия можно считать признанием вины.

Дмитрий Витушкин до приговора. Фото: Павел Борисенко / MR7
И если в начале прений прокурор просила полтора года лишения свободы для подсудимого, то в конце уже год и три месяца, а также два года запрета на администрирование сайтов, с зачётом времени, проведённого в СИЗО (почти полгода) из расчёта день в изоляторе за два в колонии. Защита просила о наказании в виде штрафа — по статье он возможен от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет.
В суд Дмитрий пришёл с небольшим запасом вещей, так как до последнего было непредсказуемо, какое решение может принять судья.
При оглашении решения судья указала, что дело по первому эпизоду прекращено с правом на реабилитацию. По второму назначено наказание в виде года лишения свободы в колонии-поселении. С учётом отбытого в СИЗО времени Дмитрию остался всего один день от срока. В колонию он должен будет явиться сам после вступления решения в силу (для подачи апелляционной жалобы есть 15 суток).