Репортажи

Спустить паруса. Яхты на Петровской косе в ожидании закрытия клуба, реконструкции, чуда…

Спустить паруса. Яхты на Петровской косе в ожидании закрытия клуба, реконструкции, чуда…

Фото: Павел Борисенко / MR7

Городские власти затеяли большую перестройку на Петровской косе. Территорию, где сейчас швартуются около полутора сотен яхт и работают парусные школы, хотят превратить в новый спортивный кластер. Кто в нём останется, а кому придётся искать новую пристань — не понятно.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Яхтсмены, юнги и капитаны, ученики школ и просто владельцы плавсредств в замешательстве. В конце апреля от города пришло предписание: освободить территорию на западной оконечности Петровской косы до 1 июня. А в мае на сайте Смольного в разделе антикоррупционной экспертизы обнаружился проект постановления, в котором описаны планы реконструкции этой местности. На 53,15 тысячи квадратных метров готовятся создать учебно-тренировочную базу межвузовского яхтенного клуба Морского технического университета, базу спортивной подготовки школы «Олимпийские надежды», музей и сопутствующие службы и заведения. Цена вопроса: 21,2 миллиарда рублей.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

Осуществить перестройку планируется в 2026-2029 года. Яхтсмены обращались к губернатору с просьбой проводить работы поэтапно и без выселениях нынешних арендаторов. Об ответе ничего не известно. Но и с бульдозерами на пирсы пока никто не пришёл.

В мастерских. Фото: Павел Борисенко / MR7

Яхт-клуб на Петровской косе существует с 1934 года. До этого он базировался на Крестовском острове, но там начали строить стадион, и пришлось переместиться. А сам клуб появился ещё в 1860-м. На Петровской косе до яхтсменов располагался нефтеперерабатывающий завод. На мало кому интересной окраине столицы в 1871 году обосновался выходец из США Вильм Ропс, открывший тут нефтеперегонный завод — производил смазочные и осветительные масла и керосин. После 1917 года завод пришёл в упадок, а в 1924-м его остатки смыло наводнением.

Яхтсмены на новой территории намыли берега, построили пирсы, эллинги, построили гавани.

Фото: Павел Борисенко / MR7

При Советах яхт-клубом владели и управляли профсоюзы. В 1990-е Смольный и Ленинградская федерация профсоюзов поделили активы: земля (12,9 га), оставшись в городской собственности, перешла клубу в бессрочное пользование. К началу 2020-х яхт-клубом управляло уже частное учреждение «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов».

Главное здание Центрального ленинградского яхт-клуба. Построено в 1969–1980 годах. Объект культурного наследия. Фото: Павел Борисенко / MR7

В 2021-м, на горизонте уже обозначились перестройки и реконструкции, «яхт-клуб профсоюзов» продал, что имел — здания на косе — инвестору, компании «Аврора». Но в 2023-м через суд по иску городской прокуратуры здания были изъяты в пользу государства. Одним из аргументов было то, что строения возводились к Олимпиаде-80 за счёт бюджетных денежных средств, а далее профсоюзы владели ими незаконно.

Меньше чем за век город обступил яхт-клуб со всех сторон. Стадион имени Кирова, из-за строительства которого когда-то пришлось переехать, уже давно перестроен в «Газпром Арену». Фото: Павел Борисенко / MR7

Место «Авроры» заняло Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Олимпийские надежды».

При этом, как писал ДП, в процессе суда стало известно, что ещё в конце 2019 года «Совет безопасности РФ поручал губернатору Петербурга, Минспорту и Миннауки подготовить предложения о создании на Петровской косе межвузовского студенческого яхтенного клуба при Санкт-Петербургском морском техническом университете».

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

К середине июня яхтсменов и лодочников принудительно никто не выселил. Но как долго продлится такой режим — не понятно. Арендаторам было предложено перебраться в Горскую. Но там не лучше. Берега готовят к реконструкции под туристический кластер. «С глубоким сожалением сообщаем, что в связи с форс-мажорными обстоятельствами яхт-клуб вынужден прекратить свою деятельность с 1 июня 2025 года», — написали в соцсетях клуба.

Владельцы пытаются объяснить чиновникам, что просто забрать яхты и лодки не так-то просто — их нужно где-то хранить, обслуживать, должны быть места для их подъёма из воды и спуска. И речь не только о чьих-то увлечениях и прогулках по воде, но и о взрослых и юных спортсменах, целой отрасли «морского города», наконец, о сложившемся сообществе.

Фото: Павел Борисенко / MR7

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности