Истории

Экс-кандидат в мундепы из Петербурга едва не сел по «наркотической статье», ушёл на СВО и погиб

Экс-кандидат в мундепы из Петербурга едва не сел по «наркотической статье», ушёл на СВО и погиб

Иван Дёмин. Скришот с видео, которое опубликовал в соцсетях пользователь Гераклит Лисийский

Учился в СПбГУ, занимался историческими реконструкциями, участвовал в муниципальных выборах в Петербурге — всё закончилось весной этого года, когда Иван Дёмин ушёл служить в зону СВО. Контракт он подписал в СИЗО. В конце мая родные написали в соцсетях, что молодой человек погиб. Ивану был 21 год.

Кутил, писал научные работы, носил историческую форму

Иван успел отучиться три курса в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) — там молодой человек вместе с другом основали Университетское военно-историческое общество.

— Это была довольно интересная инициатива — они договорились со студсоветом, общались с преподавателями, добились, чтобы им выделили аудиторию. Там они собирались два раза в неделю, приглашали разных лекторов, — отмечает один из выпускников истфака СПбГУ.

В обществе молодые люди занимались и историческими реконструкциями — от наполеоновской эпохи и до Великой Отечественной войны.

— Мы с Иваном пересекались весной 2023 года на «Ночи музеев» в Артиллерийском музее. Тогда наш реконструкторский клуб располагался рядом с другим, во главе подразделения которого и был Дёмин. Он был одет в офицерскую форму, что нас забавляло — Иван совсем ещё «зелёный», студентик, а уже одевается в полноценную форму офицера, командующего… Это допустимо, но всех раздражает. Во время этой ночи Иван на «поле боя» не выходил, а сидел в лагере и посасывал шампанское — изображал кутёж, офицерскую интеллигенцию, — отмечает знакомый с Иваном студент СПбГУ.

На истфаке Дёмина запомнили ещё и по образу поручика с петлёй на шее — в таком костюме он пришёл однажды отмечать университетский хэллоуин. Также знакомые Ивана по университету вспоминают, как Дёмин с другом-основателем их общества пошили форму студентов начала ХIХ века и ходил в ней на занятия. Впрочем, судя по соцсетям самого Ивана, в шляпе, с пенсне и тростью он ходил и просто по Петербургу.

«В тебе были лихость, дерзость и особый неповторимый шарм, который никого не мог оставить равнодушным, и который навсегда останется в наших сердцах», — написал в своих соцсетях друг Ивана Михаил Ерунов.

С истфака в СИЗО

Помимо учёбы и истории, Иван запускал сборы средств на нужды российских бойцов в зоне СВО, а в 2024 году участвовал в муниципальных выборах. Он баллотировался в качестве муниципального депутата в «Финляндский округ» в Выборгском районе.

«Хочу служить России и стать мэром Петрограда, то есть губернатором Санкт-Петербурга. Мы с Ильёй Кирилловичем (друг Ивана — ред.,) — монархисты, но ведь в поздней империи были выборы и даже Дума», — писал Иван прошлым летом одному из своих знакомых (часть диалога знакомый опубликовал на днях).

Избраться Иван хотел как кандидат от партии «Новые Люди». Его также поддержало национально-демократическое политическое движение «Общество.Будущее», хотя ни до, ни после, как уточнили соратники, участие в работе движения он не принимал. Да и к самой избирательной кампании, пишут знакомые, Иван отнёсся легкомысленно. Его зарегистрировали, однако студент почти не вёл соцсети и не занимался агитацией. На выборах Дёмин проиграл.

«Дальнейшая судьба Ивана Витальевича сложилась трагически. После ряда событий он оказался в СИЗО, где, несмотря на уговоры близких, подписал контракт и отправился в зону СВО», — написали в telegram-канале «Общество.Будущее».

«Он был неформальным лидером кутежей на истфаке с околоправыми студентами, которые выпивали не хуже настоящих гусар. Это и сыграло роковую роль.

Иван попал в СИЗО с очень неприятным обвинением, а затем быстро подписал контракт и оказался на СВО. На фронт он так или иначе мечтал попасть после диплома, от чего его усиленно все отговаривали», — написал у себя в соцсетях знакомый Ивана.

Судя по карточке дела Ивана на сайте Горсуда Петербурга, где рассматривали апелляции на меру пресечения Дёмина, молодого человека обвинили по статье за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств с отягчающими обстоятельствами (часть 4 статьи 228.1 УК РФ). В начале февраля этого года Василеостровский районный суд отправил молодого человека в СИЗО. Там, вероятно, он и подписал контракт. А уже к 20 апреля отбыл в зону СВО, судя по информации от его соратников.

«Он много болел на фронте, не раз сообщал нам о больших потерях в своей роте, но всегда держался молодцом», — сообщил его знакомый.

Погиб Иван 26 мая, как написали его друзья, при «исполнении воинского долга».

share
print