
Фото: Елена Михина / MR7
В Петроградском районном суде закончилось судебное следствие по делу Ильи Горбунова — бывшего медиаменеджера группы «Патриот», созданной бизнесменом Евгением Пригожиным. Фигуранту вменяют вымогательство средств у на тот момент претендента в депутаты на довыборах в ЗакС Александра Малькевича (первоначально 15–20 миллионов, в дальнейшем, по материалам дела, четырёх миллионов) за «блок на негатив». Также при обыске в квартире у Горбунова, как указано в протоколах, был обнаружен гриндер с наркотиками, что стало поводом для обвинения по статье о «хранении не в целях сбыта».
Илье Горбунову 37 лет. Начинал работать журналистам в СМИ Владивостока, где родился и вырос. В 2014 году устроился в петербургское РИА ФАН. С 2019 года он руководил медиапроектами группы «Патриот», пока она не распалась после смерти Евгения Пригожина. Об уголовном деле по статье о вымогательстве (пункт «б» части 3 статьи 163 УК РФ — «вымогательство… в целях получения имущества в особо крупном размере» — до 15 лет лишения свободы) стало известно в июне 2024-го.
Горбунов был задержан 21 июня на второй встрече с Александром Малькевичем в офисе на Чкаловском проспекте. Как полагает обвинение, через общего знакомого Горбунов требовал у потерпевшего 10–20 миллионов рублей под угрозой продолжения публикации негативных постов и материалов о нём. Позже требования сократились до четырёх миллионов (эту сумму подтверждают и потерпевший, и обвиняемый). К передаче дела в суд в обвинении появился ещё один эпизод — уже по части 1 статьи 228 УК РФ — «незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере» (до трёх лет лишения свободы), обнаруженных в квартире Горбунова при обыске.
Слушания по делу начались в декабре 2024 года. Часть заседаний прошла в закрытом для слушателей режиме, на них свои доказательства представляла сторона обвинения.
Отыскали проект договора
На последнем заседании по делу, 27 мая, адвокаты пытались просить о судебной психолого-лингвистической экспертизе записей переговоров Александра Малькевича и Ильи Горбунова или хотя бы приобщить уже готовое заключение специалистов на ту же тему.
— Вы сомневаетесь в моей способности осознать смысловую нагрузку документов? Зачем вы второе заседание подряд мне представляете исследование, в котором описывается, что значит слово «дружба»?— отреагировала судья Ирина Гречишко, в приобщении заключения и назначении экпертизы отказала.
Однако к материалам приобщили обнаруженный адвокатами в борсетке Горбунова проект договора между ним и Малькевичем на оказание услуг во время его предвыборной кампании.
Судья и прокурор пытались узнать у обвиняемого, почему, если у него был заготовлен договор, он не предложил Малькевичу его подписать. Илья настаивал, что не успел этого сделать: вся встреча 21-го продлилась минут восемь, из них по делу — минуты четыре, после чего Александр «кинул» (по версии Горбунова) ему полтора миллиона, а вскоре в офис ворвались силовики. После задержания Горбунова увезли в полицию, оттуда на обыск в квартиру, а затем снова в полицию. С 23 июня 2024-го он содержится в СИЗО.

Фото: Елена Михина / MR7
«Особо циничный характер»
В прениях прокурор отметила, что вину Горбунов не признал. Откуда у него в квартире наркотики, он не знает. По обвинению в вымогательстве средств у Малькевича, как указала прокурор, также считает, что это были исключительно рабочие встречи по договору о представлении интересов потенциального кандидата в депутаты в медиапространстве.
— Я так и не поняла только, в чём же была заинтересованность Малькевича оговорить Горбунова, — добавила прокурор.
Обвинение при этом считает вину Горбунова полностью доказанной. При этом прокурор напомнила, что преступление по статье о вымогательстве считается «особо тяжким», а также носит «особо циничный характер», так как связано с той деятельностью, которой занимался Горбунов. С учётом размера, который обвиняемый планировал причинить потерпевшему, прокурор просила назначить наказание за вымогательство на 10 лет и штрафом 5 миллионов 212 тысяч рублей, а за хранение наркотиков — полгода. По совокупности — 10 лет и 4 месяца строгого режима со штрафом.
«Приговор журналистскому сообществу»
Адвокаты в прениях просили о полном оправдании их подзащитного, продолжая доказывать, что Малькевич сам инициировал переговоры и встречи с Ильёй. Защита уверена, что сами переговоры велись в «дружеской обстановке», а речь шла об официальном оказании услуг медиаменеджера потенциальному кандидату в депутаты.
Кроме того, адвокаты указывали, что в переговорах не раз звучало, что некоторые из негативных публикаций были сделаны людьми, не имеющими отношения к Горбунову — и об этом говорит сам Малькевич, а ещё часть материалов вышла уже после задержания обвиняемого.

Фото: Елена Михина / MR7
Касательно обвинения в хранении наркотиков защита указывала, что гриндер, по мнению адвокатов, был изъят с нарушениями, дактилоскопическая экспертиза не проводилась, а обследование Горбунова показало, что он не употреблял наркотиков. При этом юристы уточняли, что квартира, в которой жил Илья, съёмная, доступ в неё был у владельца, туда же приходили гости — защита полагает, что гриндер мог принадлежать кому угодно.
— Меня судят за то, что я по просьбе потерпевшего согласился на него работать, — заявил сам Горбунов в последнем слове (в прениях он не участвовал). — Думаю, что Александр Малькевич затаил на меня злобу за что-то. Илья вновь повторил, что ни разу не угрожал Малькевичу, не публиковал о нём негативных материалов и не требовал денег за их удаление. — Воспринимаю суд как кошмар, где меня судят ни за что, — продолжал Горбунов. — Это обвинительный приговор всему журналистскому сообществу. В завершение последнего слова он напомнил, что «работает на свою страну» последние десять лет, а теперь лишился всего, а его дети живут «на остатки» его зарплаты. — Надеюсь, мне не придётся назвать приговор несправедливым, — закончил Горбунов. Судья назначила оглашение приговора на 2 июня.