Интервью

Главная цель НКО — закрыться: как её достичь и не сгореть в интервью с «аудитором» третьего сектора

Главная цель НКО — закрыться: как её достичь и не сгореть в интервью с «аудитором» третьего сектора

Иллюстрация: нейросеть

Отмывают ли деньги некоммерческие организации? Кто и для чего их создаёт? Можно ли, работая в НКО, прилично зарабатывать и стать профессионалом в своей области? На эти и другие вопросы отвечает эксперт в работе некоммерческого — «третьего» — сектора Катерина Завершинская.

Это текстовая версия разговора, состоявшегося на радио «ШОК» в авторской программе Регины Притула «оРЕГИНАльный мир».

***

Наша героиня говорит о себе, что она — сумасшедший оптимист, человек, который, несмотря ни на какие обстоятельства, даже если всё станет очень плохо, будет продолжать верить в лучшее.

Катерина всю жизнь в социалке: подростком была волонтёром в приюте для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работала с глухими и слабослышащими студентами, потом стала чиновником в Новосибирске, где как раз начала работать с некоммерческими организациями.

Важным этапом стала работа в одном из крупнейших инфраструктурных фондов страны. Катерина работала с 787 некоммерческими организациями.

Когда набралась достаточно опыта, ушла в частную практику, и сегодня она работает с некоммерческими организациями от Волги до Енисея, от Калининграда до Дальнего Востока.

Катерина Завершинская. Фото предоставлено спикером

Катерина Завершинская. Фото предоставлено спикером

Что такое некоммерческие организации и для чего они нужны?

— Катя, я предлагаю сначала поговорить о том, что такое некоммерческие организации. Почему они называются «некоммерческие», хотя там есть деньги?

— Во-первых, некоммерческие организации — это изначально организации, которые созданы не для привлечения прибыли, а для решения социальных проблем. Вот навскидку, можешь ли ты себе представить, сколько сейчас в России зарегистрировано некоммерческих организаций?

— Я думаю, что где-нибудь тысяч сто на страну.

— Барабанная дробь: в Российской Федерации зарегистрировано и работает, то есть они действующие, около 220 000 некоммерческих организаций. Есть ещё, не побоюсь этого слова, «мёртвые» организации. Они завершили свою работу, но не завершили её юридически, и поэтому они числятся, может быть, даже сдают отчеты, но деятельность не ведут.

Каждый год прирост некоммерческих организаций составляет примерно 10 000.

Когда социально активный человек видит какую-то боль — например, невозможно получить образование детям с расстройствами аутистического спектра или недоступна паллиативная помощь, он может создать НКО и работать с этой проблемой.

Некоммерческая организация изначально нацелена не на получение прибыли, а на решение конкретных задач и целей региона.

Количество благополучателей только растёт с каждым годом. Это мы видим в исследованиях, видим, как растёт количество подопечных практически у всех некоммерческих организаций — значит, они нужны.

— Я всё-таки человек из бизнеса. Несмотря даже на то, что у меня 14 лет опыта организации и проведения некоммерческих проектов и привлечения средств на них, у меня всё ещё есть вопрос, зачем может быть нужно НКО? Почему эти проблемы нельзя решить без них?

— Я всегда говорю, что государство, НКО и бизнес должны работать вместе. Те задачи, на которые у государства может не хватать временных, человеческих и прочих ресурсов, закрывают некоммерческие организации, и для этого у них есть возможность привлечения различных вариантов помощи, в том числе и финансовой. Это могут быть субсидии, гранты, ресурсы из частных пожертвований и сотрудничество с социально ответственным бизнесом. Бюджет у некоммерческой организации может быть достаточно дифференцированный.

— Зачем открывать некоммерческую организацию, если сейчас есть социальное предпринимательство — возможность для бизнеса, который решает ряд социально-значимых задач, расти, развиваться и при этом иметь минимальную налоговую ставку?

— К сожалению, социальное предпринимательство — это очень крутая, но не частая история. Когда мы едем от Центрального федерального округа в сторону Дальнего Востока, за Уралом всё заканчивается. Социальное предпринимательство становится редким, практически таким же уникальным, как какое-нибудь животное из Красной книги. На самом деле люди не знают, что это можно делать, не оформляют или не оказывают услуги, которые могут подходить под социальное предпринимательство.

Я знаю одну некоммерческую организацию, сотрудники которой даже обучались на социальное предпринимательство, но так и не смогли ни придумать, ни организовать себе, что же они там будут социально предпринимать, и так и остались НКО.

— Получается, что некоммерческая организация создаётся для решения конкретной узконаправленной проблемы? Очень часто НКО открываются в паре с ИП или ООО. Для чего это делается?

— Такое бывает из-за необходимости принимать разные финансовые потоки. Например, для финансирования своей деятельности НКО имеют право создавать дочерние компании, которые могут иметь статус социально ответственных. Прибыль таких компаний рассчитана на покрытие расходов по основному виду деятельности НКО.

После того, как открылась некоммерческая организация, в течение полугода она в грантах участвовать не может, но деньги же нужны. Поэтому обычно говорят: имейте ИП на такой случай, чтобы рассчитываться.

Кстати, получить личную прибыль через гранты невозможно. Грант расписан чётко по смете, и тебя будут проверять и в промежуточных отчётах, и по окончанию.

Очень часто я слышу такую историю: ребята, вы же некоммерческая организация, приходите и оказывайте свои услуги бесплатно! На это я всегда говорю, когда идем к врачу, к учителю, к юристу, мы хотим профессионала, значит он должен, в том числе, получать хорошую зарплату за свою деятельность. Поэтому некоммерческим организациям так же нужно финансирование.

Выгодно ли работать в НКО?

— Здесь я тебя прерву. Насколько я знаю, в НКО очень низкие зарплаты, если сравнивать с аналогичным должностями в бизнесе. Многие это объясняют тем, что это не коммерческий сектор, сюда люди приходят из любови, а не за деньги. А если вам нужны деньги, вы людей не любите, идите в коммерцию.

— Я очень стараюсь мух от котлет отделять. Профессиональный некоммерческий сектор на самом деле не только про любовь. Он ещё и про хорошо построенные бизнес-процессы, которые очень сходны с бизнесом на самом деле. Я видела очень разные зарплаты. Я сама люблю деньги, но я почему-то тоже работаю в некоммерческом секторе.

Я проводила у организации аудит организационно-профессионального развития. И у каждого члена команды спрашивала в том числе, какая у него зарплата. «Как тебе кажется: она маленькая, высокая, средняя, в рынке?» Доволен, недоволен ли он ей? В последней организации 100% респондентов ответили, что их уровень зарплаты соответствует их уровню занятости и компетенции.

— Это какой регион был?

— Нижневартовск. Югра (ХМАО).

— Ты общаешься со всей Россией и видишь срезы по всей стране. Зарплаты в регионах в НКО отличаются от зарплат в НКО в Москве и Петербурге?

— Коварный вопрос. Средняя зарплата по регионам сильно отличается в целом. Не только в НКО.

— Насколько часто НКО предлагают удалённую работу со свободным графиком?

— Сейчас все снова стали возвращаться больше в формат офлайн.

Но я работаю в основном удалённо и, честно, конечно, ни на что это не променяю. Я из-за этого и ушла в своё время с чиновничьей службы, чтобы только иметь возможность работать удалённо. Это же определённая свобода.

Немногие НКО, в том числе и региональные, могут себе позволить удалённых специалистов, потому что в НКО больше специалистов, работающих «в поле»: педагоги, психологи, дефектологи, юристы. Они все работают с конкретными людьми, то есть для них удалённые работы невозможны.

Но есть и те, кто имеет возможность работать удалённо — фандрайзеры, например.

Но немногие организации могут себе позволить таких специалистов, поэтому обычно всем занимается руководитель.

Один человек занимается всем и частенько считает, если он находит ресурсы, в том числе и финансовые, то лучше заплатить педагогу и юристу, чем потратить деньги на фандрайзера.

— Вернёмся всё-таки к вопросу, зачем вообще создавать НКО? Хочется тебе помогать бабушкам, кошечкам, деревьям, чему угодно, так помогай! Зачем нужно юридически всё оформлять?

— Это хороший вопрос, потому что очень хочется на него ответить: понятия не имею.

Если бы мне сегодня предложили создать НКО, с точки зрения своих знаний и опыта, я бы отказалась. Слишком много трудностей и проблем, которые сложно будет решать. Но, тем не менее, мы видим плюс 10 000 каждый год.

Очень много людей выбирают этот путь, начинающийся с боли, которую есть желание решить. Когда приходит понимание, что никак иначе получить ресурсы на решение этой проблемы невозможно.

— Ты работала на государство и знаешь, как работает система. Почему государство в принципе даёт гораздо больше грантов под НКО, чем для ИП? Если мы хотим, к примеру, лечить кошечек, какая разница, кому мы (как государство) передадим средства на реализацию проблемы? Зачем потребовалось создавать ещё один вид юридических лиц?

— В НКО гораздо легче отследить финансовые потоки. Сразу становится понятно, действительно ли они пошли на дело или куда-то налево.

— Но ведь, получая грант, ИП или ООО попадает под ровно такую же систему финансовой отчетности.

— Это, пожалуй, надо пойти спросить у государства.

Когда очень хочется, чтобы качественно изменился мир вокруг

— Поговорим про любовь. Руководитель НКО имеет огромную нагрузку, часто совмещая несколько вакансий сразу. Это и реклама, и привлечение денег, и отчетности управления персоналом, как всегда, директор решает всё и гасит все пожары с собой. Неужели любовь к условным кошечкам стоит того, чтобы столько на себя брать?

— Получается, что стоит. Я со многими разговаривала. У людей велико желание что-то изменить не в конкретно взятой семье, не просто для того, чтобы только их ребёнок, например, учился в ресурсном классе, а, чтобы там учились еще сто детей. Чтобы иметь возможность спасти не одну-двух кошек, которых я могу поселить у себя дома, а спасти 40 кошек.

Создать НКО — значит влиять на социальные изменения, качественно влиять на сферу жизни вокруг. Поэтому примерно в 70% случаев всё начинается с личной боли, с желания, чтобы у других её было меньше, чтобы они сразу получили помощь, поддержку, ответы на все вопросы, а не так, «как я бегала, билась головой во все стенки и не могла найти ответ».

Когда очень хочется, чтобы качественно изменился мир вокруг, такие по-хорошему очень оголтелые люди, как я их называю, абсолютно по любви создают некоммерческие организации. Но я напоминаю, я — оптимист, и мне очень нравится, как они вращают землю. 

— Я всё равно всё время сегодня буду сравнивать некоммерческий сектор с коммерческим. Когда мы говорим про коммерческий сектор, мы говорим про масштабирование через определенное время. К примеру, сегодня это частная школа на три класса, через год — на пять и так далее. Это и увеличение прибыли, и, естественно, увеличение нагрузки. Если мы говорим про НКО, о каком масштабировании в этом случае может идти речь?

— Точно так же. Сегодня это один приют, через год — три. Потом откроем 10 приютов во всех районах. Получим определённое влияние на уровне региона. Сможем уже задавать власти вопросы. И, быть может, будет принят закон какой-нибудь в нужном нам направлении.

Два года назад в Петербурга на ПМЭФ впервые была секция, где государство, НКО и бизнес говорили, что же нам делать с бездомными животными. Это, на мой взгляд, хороший маркер того, как влияние социальных изменений и работа НКО разных регионов привело к выходу проблемы на обсуждение на государственном уровне.

Вообще, если говорить о глобальной цели каждой некоммерческой организации, то её основная цель (спойлер) — сейчас, к сожалению, недостижимая — закрыться. Однажды решить проблему, ради которой создавалась, и закончить своё существование.

— У многих НКО в уставе прописано большое количество проблем. Вероятность того, что они все будут решены в обозримом будущем, не очень велика.

— Уставы стандартны. Они пишутся для того, чтобы мы имели возможность решать разный спектр задач. Потому что, если в уставе организации прописано, что мы решаем проблемы только детства, то мы уже даже в материнство залезть не сможем. Для того, чтобы НКО могли помогать большему количеству целевых аудиторий, и пишется расширенный список задач.

Иллюстрация: нейросеть

Иллюстрация: нейросеть

Профессиональное выгорание сотрудников НКО

— Профессиональное выгорание. В рамках своей работы я часто сталкиваюсь с тем, что по истечении пяти — семи лет люди выгорают и приходят к необходимости менять сферу деятельности. Как обстоят дела с этим в «третьем секторе»?

— Вопрос выгорания для сектора очень актуален. Мы проводили исследования, когда случилась пандемия, и все сели дома, у очень многих некоммерческих организаций свернулась их деятельность, потому что она настроена вся на офлайн. Это привело к выгоранию большого числа сотрудников.

Сейчас мы видим, что выгорание немного уменьшается. Уже меньшее количество организаций озвучивают такую проблему.

Хорошая организация, даже если она состоит из небольшого количества сотрудников, конечно, старается отслеживать, в ней разговаривают с сотрудниками, организуют совместные выезды, где можно расслабиться и выплеснуть эмоции. Отчасти это спасает от выгорания.

Я знаю, что есть организации, которые свободно дают своим сотрудникам брать день выходного без ущерба для заработной платы для того, чтобы он эмоционально не выгорал.

Качественно настроенные отношения руководителя с каждым из сотрудников приводят к тому, что ты свободно можешь высказать, какая проблема у тебя сейчас и как бы ты хотел её исправить. Это очень помогает и в развитии организации, и в борьбе с выгоранием.

Если в организации нет выстроенных процессов и каждый раз решение одной и той же задачи даётся по-разному, это тоже приводит к проблеме выгорания.

— Когда мы говорим о наёмном сотруднике и о его возможности взять выходной и отпуск, всё более менее понятно. Но как может уберечься от выгорания руководитель, который, как мы обсудили чуть раньше совмещает две — три ставки? Как ему уйти в отпуск и отпустить ситуацию для сохранения себя?

— Ох, есть у меня такие организации. До разрешения себе отпустить ситуацию и расслабиться тоже надо мозгом дорасти. Когда ты просто «стоп» говоришь и всё. Сообщаешь всем, что ты в отпуске и без телефона, не отвечаешь на вопросы.

Есть одна старинная история с Генри Фордом. Он увёз на теплоходе всех руководителей отделов, и у кого не сломался за это время процесс работы подразделений, он похвалил. Если ты приехал к руинам, значит, какой-то бардак творился в «датском государстве».

Но интереснее всего третье: если ты приехал, а твой отдел работал лучше, чем с тобой, то тебя надо уволить.

Поэтому я уверена, что хороший руководитель обязательно дорастёт до такого момента, когда начнёт делегировать, отпускать себя в отпуск, позволять себе отдыхать и находить себе на это время замену. Но для этого должно быть желание расти организационно и профессионально, а не только работать бесконечно в полях.

— Очень многие НКО созданы, как ты правильно сказала, по личной истории. Далеко не всегда при этом их создатели имеют бизнес-опыт и опыт управления организацией. В итоге получается, что мы хотим налаженные бизнес-процессы от людей, которые никогда в жизни этого не делали. То есть изначально создан целый сектор юридических лиц, в котором работают люди, не имея теоретической базы управления.

— На мой взгляд — это нормально, начинать без базы. Сейчас достаточно доступных, в том числе и бесплатных обучений, как развивать некоммерческую организацию, именно с точки зрения внутреннего развития, внутренней организации.

Поэтому тут всё в руках человека. Нужно не только желание обучаться, но и желание внедрить всё, чему учился.

— Не утонет ли та любовь, ради которой человек приходит в некоммерческий сектор, в мире бюрократии, обучения, отчётов и бумаг?

— Я всегда говорю: хорошо бы, чтобы в НКО было два человека в руководстве. Один непосредственно погружён в целевую аудиторию, профессионал в этом деле. И второй, который должен быть исключительно управленцем, заниматься внутренним организационно-профессиональным развитием, постоянно считывать новые векторы, веяния, учиться. В бизнесе для этого есть человек, который носит замечательное название операционный директор, он берёт на себя рутину про деньги, про отслеживание процессов, про продвижение и прочее.

— А если нет денег нанять директора — как быть?

— Это не расставленные приоритеты. Если я хочу остаться учителем (психологом, зоологом и т. п.), значит, я должна найти ресурс себе на операционного директора, хоть на полставки. Если я не нашла такого человека, значит, я хочу продолжать сидеть на двух стульях. Я хочу продолжать рассказывать, как мне тяжело живется.

Есть в стране примеры, где руководитель продолжает заниматься любимым делом, передав всю операционку. Если пробежаться по всей России, то таких, конечно, будет немного и это, как правило, достаточно неплохо развитые организации с достаточно неплохим уровнем бюджета.

Катерина Завершинская. Фото предоставлено спикером

Катерина Завершинская. Фото предоставлено спикером

Зачем НКО нужны сторонние эксперты?

— Катя, давай поговорим о том, чем ты помогаешь? В чём заключается твоя экспертиза, с каким вопросом и на каком этапе к тебе приходят люди?

— В большей степени я занимаюсь внутренней работой НКО, чтобы им жилось легче. Мне очень нравится, когда организации приходят ко мне в самом начале или даже ещё до регистрации, или в первый год существования. Тогда я беру организацию просто на менторское сопровождение, и мы начинаем прорабатывать с ними непосредственно смыслы. Это миссия. Это видение. Это стратегия развития. Это календарные планы развития, фандрайзинг, коммуникационная стратегия. Так у организации есть возможность построить свою деятельность изначально правильно.

Иногда приходят с вопросом: мы не знаем, что дальше делать? Я говорю: возвращаемся в самое начало, начинаем про смыслы говорить и проработку системы изнутри. Ещё я профессионально работаю с темой информационной открытости и прозрачности.

— Насколько я поняла у НКО всё достаточно жёстко регламентировано по тратам. Каким образом они находят финансирование на оплату твоих услуг?

— Есть грантовые возможности, которые позволяют тратить деньги на организационное развитие, и в том числе на экспертов. Бывает, запрашиваются гранты под работу со мной и под экспертизу. Кроме того, организация свой бюджет имеет право частично потратить на административно- управленческие расходы, в том числе и на организационное развитие организации.

Воруют ли НКО деньги?

— Поговорим про информационную открытость НКО. В чём сложности и почему об НКО так мало знают?

— В своей жизни я видела, наверное, больше двух тысяч сайтов и социальных сетей организаций. У меня большая насмотренность в вопросе информационной открытости и прозрачности. Насколько организация понятна и доступна аудитории своих подопечных, своих потенциальных доноров, своих потенциальных бизнес партнеров, СМИ. Для всех этих категорий очень важно видеть полную картину того, что происходит. Как пример: когда я иду в ресторан, я же хочу понимать, из чего состоит блюдо, которое мне принесут, сколько там калорий. С НКО такая же история. К сожалению, из двух тысяч сайтов, что я видела, 90% не были информационно открыты и прозрачны.

— Как ты думаешь, почему это происходит? Потому что люди не умеют, не понимают важности информирования или в принципе не относятся серьезно к этому направлению деятельности?

— Ключевое, им непонятно, какая от информационной прозрачности может быть выгода. У многих сайт для галочки. А то, что на этом сайте ничего не понятно, ну и ладно. Кнопку поставили для пожертвований, она денег приносит, а то, что нигде не написали и не пишут, на что нужны пожертвования и как их тратят, это уже не входит в поле зрения руководителей большинства НКО.

Очень не хватает такой открытости и отчётов: здесь мы отчитались за ваши частные пожертвования, смотрите, копейка к копейке.

Именно поэтому 90% населения России убеждены, что некоммерческие организации созданы для отмывания денег. И слово «фонд» имеет очень негативную окраску именно поэтому. И непрозрачность большинства НКО только усиливает эту убежденность.

Откуда они деньги берут? На что они их потратили? Это всё увязывается в комок недоверия. В итоге все не доверяют всем. Не доверяют некоммерческим организациям ни свои деньги, как доноры, ни свои силы, как волонтёры и сотрудники. И некоммерческий сектор теряет огромные потенциальные ресурсы из-за своей непрозрачности.

— Как ты считаешь, люди жертвуют, потому что им жалко конкретно этого котёнка, ребёнка, бабушку, которых показали на фотографии, потому что они доверяют этой организации и им всё равно, на каких котят они тратят деньги, или потому что они лично знают руководителя и ему доверяют, или у НКО хороший прокачанный личный бренд? Что из этого больше срабатывает, а, следовательно, нуждается в большей прокачке?

— Я бы разделила на самом деле все эти четыре пункта примерно на равные доли. Топ-3 темы для пожертвований — это дети, тяжелобольные и бездомные животные.

— Я читала информацию, что огромное количество денег собирают на онкобольных любого возраста и на пожилых людей, потому что мы боимся онкологии и немощной старости. Это так?

— Не могу так сказать. Достаточно тяжело всегда идут сборы на взрослых. Есть ощущение, что взрослый человек должен сам справляться. Да, и сборы на пожилых, на мой взгляд, идут тоже не очень хорошо, потому что у людей как раз есть желание отстраниться от этой темы, вроде как, это не с тобой происходит и никогда не произойдёт. Как будто они будут вечно молодыми.

Но вообще я уверена, что любая НКО может так развить уровень доверия, что жертвовать будут на любые темы. Я думаю, что каждый сейчас может вспомнить хотя бы парочку топовых НКО с мировым именем, которые они знают и на которые они готовы были пожертвовать. Обычно это организация очень высокого уровня развития с хорошим бюджетом, которая как раз в своё время вложилась в свою информационную открытость и прозрачность, в том числе в прокачку личного бренда организации и/или руководителя.

— Назови три рекомендации по развитию НКО.

— Первое. Начинайте правильно. Начинайте не с регистрации устава и не с регистрации юридического лица. Начинайте с проработки смыслов проектов и деятельности вашей организации. Думайте, откуда вы сразу возьмете деньги на развитие.

Второе. Всегда ищите человека, который посмотрит со стороны, насколько вы понятны и доступны.

И третье. Берегите себя. Думайте о себе, берите выходные, ходите в отпуск. Выстраивайте работу так, чтобы была возможность это сделать.

share
print