Репортажи

Ещё нельзя мыться, но уже можно увидеть: Ушаковские бани перед большой реставрацией

Ещё нельзя мыться, но уже можно увидеть: Ушаковские бани перед большой реставрацией

Фото: Павел Борисенко / MR7

Год-два — и в парных снова станет жарко, на крышах откроются солярии, а во дворе — бассейн. После офисного периода в биографии Ушаковские бани снова превращаются в помывочные. Для этого придётся снести лишние этажи, вернуть всё к советскому оригиналу и дополнить тем, что не было реализовано в конце 1920-х. Что можно увидеть в «Гиганте» сейчас — в репортаже MR7.

Архитектор Александр Никольский. Предоставлено Марией Шапченко

Архитектор Александр Никольский. Предоставлено Марией Шапченко

Главное, что волновало жителей Нарвской заставы, переживших борьбу против реновации, не превратят ли бывшие бани в очередной ТЦ или БЦ. Но нет — собственник заверяет: только бани и ничего больше.

Они были построены в 1928-1930 годах по проекту одного из известнейших архитекторов того времени Александра Никольского. Он много строил на Нарвской заставе для «Красного путиловца», как тогда назывался Кировский завод, — возводил целые жилые комплексы, школу, стадион. Он же спроектировал стадион и парк на Крестовском острове. Помимо бань на Ушаковской улице (с 1952 она стала улицей Зои Космодемьянской), Никольский создал и «Круглые бани» на Лесном.

Бани «Гигант» к завершению строительства. Предоставлено Марией Шапченко

Бани «Гигант» к завершению строительства. Предоставлено Марией Шапченко

Бани «Гигант» появились на месте стройматериалов Алафузовской больницы, под которую ранее перестроили Михайловскую клеенчатую мануфактуру. Кирпичи со старинными клеймами сейчас попадаются повсюду.

Справка

Название «Гигант» бани получили, так как на момент постройки были действительно самыми большими в городе — рассчитаны на 4000 посещений в день.

Ещё из интересных материалов — соломобетон — в прямом смысле смесь соломы и бетона, которую использовали в некоторых частях фасада. А на лестнице ещё местами осталась «родная» для бань плитка — 1920-х годов.

Фото: Павел Борисенко / MR7

В бывших мыльных, парилках и раздевалках, к сожалению, от истории уже ничего не осталось. Плитку явно перебирали по мере необходимости в советские годы. А остатки, если и имелись, были уничтожены уже после «консервации» здания. Тогда же разграбили и всё остальное — спилили весь металл.

Даже за годы блокады, когда бани продолжали выполнять свою прямую функцию и проработали всю войну, они пострадали как будто меньше, чем за последние 20 лет. В 1990-е их переделали под офисы и мастерские, но в 2006-м закрыли. За годы запустения в помещениях не раз возникали пожары, то дело бывшие бани попадали в криминальные сводки. В 2016-м здание было внесено в реестр памятников регионального значения как образец конструктивизма.

Фото: Павел Борисенко / MR7

В 2018-м его выставили на торги. Но найти нового собственника город не мог несколько лет. Потенциальных инвесторов отпугивало и состояние бань, и охранный статус.

Только в 2021-м здание приобрела компания «Тэрос». Лот обошёлся ей в 38 миллионов рублей. В городе многие квартиры стоят дороже. Но сколько миллионов придётся вложить в реставрацию — не счесть. В «Тэросе» сразу планировали именно восстанавливать бани. Компания занимается спа-бизнесом в регионах, и интерес заключался в сохранении «помывочно-погревочного» профиля.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Проект реставрации выполнил НИиПИ «Спецреставрация», его завершили ещё в прошлом году. Недавно КГИОП согласовал эти планы. Работы на объекту могут начаться уже летом 2025-го. Проект приближен к тому, что задумывал архитектор Никольский.

Мария Шапченко. Фото: Павел Борисенко / MR7

— Мы с вами зашли через вход для второго класса. На первом этаже были раздевалки, а выше уже парные. Первый класс заходил с противоположной стороны, с другого торца здания, — рассказывает руководитель ООО «НИиПИ Спецреставрация», архитектор-реставратор Мария Шапченко.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Фото: Павел Борисенко / MR7

Помимо приметной круглой части (в ней исторически располагались раздевалки первого класса), которая выходит на Турбинную улицу, у здания ещё два перпендикулярных корпуса.

По новому проекту вход будет один, а дальше посетители будут расходиться — в мужской и женский классы. Рядом сделают кафе.

Исторически бани были двухэтажными, уже позже их надстроили третьим этажом. Его решено демонтировать. И заодно получится реализовать задумку Никольского — сделать солярий на крыше. Он появится над круглой частью.

Фото: Павел Борисенко / MR7

А во дворе хотят устроить открытый бассейн. Это тоже из задумок архитектора.

— Видите окна на втором этаже? Они задумывались как ленточные, но тогда это было сложно сделать. Заполнения между ними были выкрашены коричневой краской. Так делали и в других зданиях. Мы нашли следы этой краски, — поясняет Мария.

Часть поздних пристроек снесут, оставив только объёмы «объекта культурного наследия» — то есть исконную историческую часть. Сохранят и трубы котельной.

Прошлое, настоящее, будущее. Предоставлено: «НИиПИ Спецреставрация»

Прошлое, настоящее, будущее. Предоставлено: «НИиПИ Спецреставрация»

— Всё не так плохо, как мы думали, — подводит итоги Мария.

«Спецреставрация» провела исследования здания. Главное, что удалось выяснить, — его можно восстановить, заменить часть конструкций, но точно не сносить и не возводить новодел.

Рендер: «НИиПИ Спецреставрация»

На реставрацию может уйти около года.

share
print