
Фото: MR7
К юбилею Победы в Великой Отечественной войне у Левашовского хлебозавода появилась техника военных лет — два легендарных автомобиля: ГАЗ-АА («полуторка») и ЗИС-5 («трехтонка»). Обе машины — из «гаража» «Ленфильма». Это восстановленные после войны, тяжёлой работы и не менее тяжёлых съёмок раритеты.

Фото: MR7
— Они попали на киностудию ещё в советские времена, видимо, после того, как их списали с производств, — рассказывает слесарь, механик «Ленфильма» Сергей Кузнецов. — И обе машины сильно пострадали при съёмках фильма «Блокада» в 1970-х.
Советская киноэпопея «Блокада» режиссёра Михаила Ершова по роману Александра Чаковского состоит из четырёх серий, рассказывающих о жизни в осаждённом городе и о его обороне. При создании ленты использовалось много техники. И в то время её не щадили. Остатки — обгоревшие остовы — машин в дальнейшем использовали как декорации уже для других съёмок.
Фото: MR7
Но в 2011 — 2012 годах две машины были восстановлены в мастерских «Ленфильма». После этого они снова активно снимались — в сериалах «Ладога», «Ленинград 46», «Цыпленок жареный», «Отец», кинокартине «Воздух» и других.
— Собирали из деталей других машин, из новых запчастей, — говорит Сергей Кузнецов.
Мастера старались максимально восстановить внешний вид машин. Где-то помогли современные технологии, позволяющие воспроизводить детали из новых материалов.
— Тут всё очень скромно, по-спартански, — показывает механик кабины машин.
Под капотом у них теперь новые двигатели. И в целом техника на ходу. Но к хлебозаводу всё же была доставлена и аккуратно сгружена на площадку для осмотра.
Фото: MR7
Выставленные у хлебозавода машины, как удалось установить, были произведены ещё до войны. А во время блокады работали в городе. Доподлинно не известно, участвовали ли они в перевозках по Дороге Жизни, но наверняка развозили грузы по Ленинграду.
— Именно такие машины доставляли муку, хлеб, эвакуировали людей, везли материалы для восстановления города. Их силуэты на улицах Ленинграда были частью повседневной жизни тех лет, как в годы войны, так и до нее, и долгие годы после, — говорит вице-президент по корпоративному развитию Группы RBI, организовавшей выставку, Павел Филиппов.

Фары «полуторки», прикрытые специальными чехлами для светомаскировки. Фото: MR7
ГАЗ-АА — «Полуторка» — выпускался с 1932 по 1950 годы в основном на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в Горьком (ныне Нижний Новгород). Это была лицензионная копия американского Ford Model AA, адаптированная под условия СССР. ГАЗ-АА стал первым массовым грузовиком в Союзе, активно использовался на стройках, в сельском хозяйстве, на заводах и фабриках и в армии. Количество выпущенных «полуторок» лишь немного не дотянуло до миллиона.
ЗИС-5 — «Трёхтонка» — выпускался с 1933 по 1948 годы в основном на заводе имени Сталина (ЗИС, позже ЗИЛ) в Москве. Основан на американском грузовике Autocar. ЗИС-5 был основным трёхтонным грузовиком СССР в 1930—1940-е годы, массово применялся в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Стал одним из главных грузовиков армии в ВОВ, активно использовался при вывозе оборудования на восток в 1941-м. Помимо «трехтонки» получил также ласковые прозвища «Захар» или «Захар Иванович».
В годы войны конструкции обеих машин были упрощены для ускорения производства и простоты ремонта.
Сам Левашовский хлебозавод, у которого выставлены блокадные машины, также важная для города точка памяти о войне. Построенный в 1933 году по системе инженера Георгия Марсакова, он проработал всю блокаду. Предприятие-автомат требовало мало персонала, большинство процессов уже в то время было автоматизировано. Продолжал функционировать непрерывно в течение всех 872 дней осады города, невзирая на бомбёжки, обстрелы, а иногда даже в отсутствие электроэнергии и водоснабжения. В таких случаях производство поддерживалось в «ручном» режиме сотрудниками завода. При этом сами пекари, как и другие жители города, недоедали, один из них, Даниил Кютинен, умер на рабочем месте. А главный механик Николай Лобода провёл несколько минут внутри печи, раскаленной до 250 градусов, устраняя поломку, чтобы возобновить производство хлеба.
Фото: MR7
О работе хлебозавода во время войны, а также о жизни на соседних улицах сейчас можно узнать на экспозиции «Блокадный мемориал» в здании, которое теперь стало арт-центром.