Истории

Всё из-за одного: педагог работал в школе с открытой формой туберкулёза

Всё из-за одного: педагог работал в школе с открытой формой туберкулёза

Иллюстрация: нейросети

В школе №249 имени М.В. Маневича в Кировском районе Петербурга выявлен туберкулёз. Как стало известно MR7, это не просто случайность — с детьми работал сотрудник с открытой формой этого опасного заболевания. Теперь забот прибавилось у сотен детей и взрослых: год на учёте в тубдиспансере, анализы, проверки и самое страшное — вероятность новых диагнозов.

Детские страшилки или реальная угроза

Как рассказывают родители учеников, туберкулёз в открытой форме выявлен у одного из учителей начальной школы, который вёл уроки в группе продлённого дня. О диагнозе стало известно 7 марта, однако родителей в классных чатах начали информировать только 10 марта, видимо, не хотели портить праздник.

— Сначала сообщили, что 12 марта ученики всех классов отправляются на дистанционное обучение, так как будет производиться дезинфекция школы.

А уже 11 марта пришло новое сообщение о «внеплановой иммунодиагностике», а также постановке всех учеников и сотрудников школы на учёт в туберкулёзном диспансере на год, — рассказывает мама двоих детей, которые учатся в 249-й школе.

12 и 13 марта в классах состоялись запланированные ещё в начале учебного года родительские собрания. Также провели общешкольное, на котором вскрылся интересный факт: в прошлом году в школе уже выявляли случай туберкулёза, но в закрытой форме, и тогда у сотрудника не было контакта с детьми, поэтому на учёт в диспансере на год поставили только всех учителей. Теперь наблюдение за взрослыми будет продлено.

Официально, ни кто был болен год назад, ни кто работал с опасным диагнозом в этот, конечно, не сообщается — медицинская тайна. Родители в чатах вычисляли больного «методом исключения» — кто из учителей или других работников не появлялся в школе примерно с начала марта. Предположительно решили, что «источником болезни» мог быть учитель, который работает в этой школе больше пяти лет. Родители возмущены: ведь, если так, то за это время, во-первых, взрослый человек должен был или по крайней мере мог узнать о своём заболевании (туберкулёз проявляется не за день и даже не за неделю), но продолжал работать с детьми, а во-вторых, проходил ежегодные медицинские комиссии, которые обязательны для всех сотрудников образовательных учреждений и включают в себя обследование на туберкулёз.

Кроме того — родители вспоминают, что в начале учебного года школа набирала новых педагогов. Возможно, заболевший — и один из них. Тем не менее, так же не ясно, как у него могли не выявить туберкулёз полгода назад.

Ответа на вопрос, каким образом или медработники, проводившие медосмотр, или сотрудники школы, отвечающие за вопросы охраны труда, допустили сотрудника к работе, родители учеников так и не получили. При этом среди детей ходят страшилки, что кто-то видел, как один из учителей «кашлял кровью».

Родители теперь, конечно, боятся и за детей: туберкулез в скрытой форме может не проявлять себя очень долго, его непросто подхватить, но ещё сложнее вылечить без последствий.

Школа № 249. Фото: читатели MR7

Школа № 249. Фото: читатели MR7

Каникулы в диспансере

Первый этап обследований детей — постановка и проверка Диаскин-теста — производится в школе сотрудниками Противотуберкулезного диспансера №16 Кировского района. А затем в течение всей недели перед каникулами (они начнутся с 24 марта) для осмотров учеников на несколько часов будет закрываться детское отделение диспансера. Родители возмущены: им предстоит лично отвозить детей на осмотры фтизиатра в середине рабочего дня. Причём совершенно не по своей вине и инициативе: «Осмотры будут проводиться только в присутствии законных представителей несовершеннолетних, без присутствия родителей осмотр произведён не будет, учителя представителями не являются», — такого рода сообщения также были разосланы в чатах классов. А если не будет осмотра — ребёнок, как уже сообщали ранее, не сможет ходить в школу.

Также родители негодуют в этой ситуации и из-за того, что, во-первых, у многих под вопросом оказались поездки на каникулы — некоторые планировали как раз «прихватить» пару дней из предканикульной недели, чтобы уехать без толп в аэропорту и на вокзалах. А теперь придётся (а это не всегда возможно) менять билеты из-за назначенного визита в тубдиспансер (когда смогут принять ребёнка в другой день, даже в самом диспансере родителям ответить пока не могут), либо отказываться от поездки. Кто-то не сможет поехать в санаторий — санаторную карту при такой эпидобстановке просто не подписывают. Есть вопросы и к поездкам в весенние и летние детские лагеря. Пока все заверяют, что «ничего не сорвётся, пройдёте обследование и всё», но гарантировать, увы, никто не может.

— Во-вторых, получается, что когда ребёнок пропускает даже один день в школе, мы пишем заявление на имя директора: «ответственность за жизнь и здоровье ребёнка беру на себя», а при этом школа не несёт никакой ответственности? — рассуждает одна из мам.

В-третьих, некоторые родители не готовы соглашаться на не самые безопасные, по их мнению (в отдаленной, конечно, перспективе, и с небольшой долей вероятности, но тем не менее), обследования, а именно рентгенографию грудной клетки (после 15 лет — флюорографию). Доза радиации при рентгене примерно в 10 раз выше, чем при флюорографии, однако четкость изображения лучше, поэтому для младшего возраста используется именно этот вариант исследования.

«По-умному, если уж школа допустила такой прокол, то будьте добры — оплатите самый безопасный вариант — квантифероновый тест каждому ученику (стоимость примерно от 3500 до 6000 рублей — ред.), чтобы не проходить все остальные манипуляции», — предлагает в чате один из родителей.

«Хотя бы делают Диаскин, а не Реакцию Манту, как обычно, что уже неплохо, поскольку с Манту как минимум треть детей принесла бы ложноположительную реакцию», — пытается найти плюсы другая мама.

После весенних обследований, в случае, если признаков заболевания ни у кого из учеников выявлено не будет, аналогичные процедуры школьникам придётся пройти также через полгода, в сентябре. А затем ещё раз — в марте 2026 года. Далее будет решаться вопрос, продлевать ли диспансерный учет ещё на год или забыть о нём, как о страшном сне.

«Проблема в том, что »хвост« этого диспансерного наблюдения, даже если все, к счастью, закончится благополучно для всех, тоже может аукнуться в будущем дополнительными вопросами и сбором бумажек — при поступлении на учебу, приёме на работу. Выяснят случайно и начнут интересоваться», — говорят родители.

Справка из НИИ Минздрава не аргумент

Опасения родителей не только за здоровье детей, но и за адекватность охраны этого самого здоровья небезосновательны. В Петербурге уже был случай выявления туберкулёза в школе, закончившийся аж в суде.

В начале 2023-го туберкулёз в закрытой форме был обнаружен у ученика школы № 203 Красносельского района. Директор школы издал приказ, согласно которому всех школьников перевели на удалёнку. Допуск к очному обучению был через получение справки от фтизиатра районного противотуберкулёзного диспансера. И тоже часть обследования проводилась в школе, часть в диспансере. Некоторые родители, не доверяя методам районной медицины в НИИ фтизиопульмонологии. Там школьникам провели анализ T-спот (анализ крови, который считается самым современным методом обследования на туберкулёз, выявляет скрытые и открытые формы заболевания), заболевание не выявили, справки выдали. Но школа их не приняла, потребовав заключения только из районного диспансера. Родители обратились в суд. И как ни странно, суд оказался на стороне школы, в решении, вынесенном в октебяре прошлого года, говорится, что согласно СанПин 3.3686-21 обследование должно быть пройдено в противотуберкулёзной организации, каковыми являются противотуберкулёзный диспансер и противотуберкулёзная больница (в том числе, детская). А «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмологии» Минздрава России таковой не считается. Дети остались на домашнем обучении.

***

MR7 попросил прокомментировать ситуацию с выявлением туберкулёза в открытой форме в школе Кировского района комитет по образованию, по здравоохранению и управление Роспотребнадзора (главное санитарное ведомство города). Ни в одной организации оперативно ответить на наши запросы не смогли. Лишь из комитета по образованию рекомендовали обратиться в районную администрацию. Но и там пока не успели что-то сообщить.

UPD 17:00 В комитете по здравоохранению ответили на вопросы MR7.

«Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя», — уточнили в комитете. Решение о наказании работодателя или иных лиц будет приниматься надзорными органами по результатам проверки, если её решат проводить.

Кроме того, в комздраве рассказали о других подобных случаях. В 2024 году в Петербурге было зарегистрировано 37 случаев туберкулёза среди несовершеннолетних, из них 32 ребёнка посещали детские школьные и дошкольные учреждения. После выявления каждого случая районные тубдиспансеры совместно с территориальными отделами управления Роспотребнадзора проводили противоэпидемические мероприятия. «Случаев заболевания среди контактных лиц на сегодняшний день не зарегистрировано», — отметили в комитете.

share
print