
Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Заседания по делу шестерых фигурантов молодёжно-демократического движения «Весна»*, которое продолжили рассматривать сегодня в Горсуде, сторона обвинения вновь решила закрыть. У пришедших слушателей была надежда, что спустя два месяца (в прошлый раз слушания закрыли в конце января) заседания снова станут открытыми. Однако прокуроры заявили, что будут представлять доказательствах, в которых фигурирует личная информация об обвиняемых: пускать на такое слушателей — нельзя.
Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыве к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Зетеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для проведения следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО.
«Весну»* слушают в Петербурге с лета 2024 года, после того как из Москвы дело передали по заявлению Хорошенина** . Заседания в Горсуде проходили почти каждую среду. Однако 22 января этого года процесс закрыли по ходатайству прокуроров. Обещали, что на время, пока обвинение зачитывает «материалы оперативно-розыскных мероприятий» — всего порядка пяти томов.
Однако рассмотрение затянулось — судья Ирина Фурманова уходила на другие приговоры. В итоге сегодняшнее заседание должно было стать первым открытым за два месяца (не считая продления меры пресечения в конце февраля).
Возможность снова увидеться с обвиняемыми очень обрадовала их родственников и друзей — сегодня в суд пришли около 30 человек слушателей. Кроме того, заседание решили посетить юрист и экс-член партии «Яблоко» Юрий Багров, а также обвиняемая в «дискредитации армии» Дарья Козырева — с февраля этого года ей смягчили меру пресечения и назначили запрет определённых действий вместо содержания в СИЗО. Девушка может выходить из дома, но ей нельзя давать комментарии и даже фотографироваться для СМИ. Её дело недавно вновь вернули в суд для рассмотрения.

Группа поддержки обвиняемых. Фото: Дарья Дмитриева / MR7
Однако, вопреки надеждам слушателей на открытый процесс, почти сразу прокурор заявила новое ходатайство о закрытии.
— Будут озвучены сведения, которые относятся к личной жизни участников дела, — отметила прокурор.
— Там какая-то интимная жизнь? — попыталась уточить судья Ирина Фурманова.
— Такой интересный процесс вы решили закрыть!
Адвокаты обвиняемых выступили против очередного закрытия части заседаний по делу — но не единогласно. Со стороной обвинения согласилась защита Анны Архиповой** и она сама — они не хотели, чтобы оглашались сведения из личной жизни обвиняемой. Отдельно с репликой выступил Валентин Хорошенин**, который просил оставить заседания открытыми для того, чтобы «полюбоваться на зрителей».
В итоге Фурманова удовлетворила ходатайство. Как долго слушатели не смогут посещать зал суда, пока не ясно, однако в отличие от предыдущего закрытия для чтения пяти томов на этот раз речь идёт более чем о двадцати томах.
* движение внесено в реестр иноагентов, признано экстремистским и запрещено в РФ
** внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ