В конце февраля стало известно о том, что асфальтобетонный завод, с которым более 20 лет боролись жители Коломяг, переедет в окрестности Белоострова. Только в Курортном районе новому «соседу» не рады — здесь местные опасаются, что их любимые леса могут быть отравлены канализацией от завода, а они сами будут дышать не еловым воздухом, а опасными газами. Дело дошло до массовой акции протеста, на которую вышли более ста белоостровцев. Как город выбирал новое место для завода и почему его снова встречают протестом — разобрался MR7.
Почему жители бьются за «СИЗ»?
— Представьте себе: асфальтобетонный завод в Курортном районе — даже звучит абсурдно! — возмущается местная жительница и председатель СНТ «СИЗ» Елена Стерхова.
«СИЗ» находится в Курортном районе Петербурга и примыкает к посёлку Белоостров. Садоводство существует с 1957 года. Елена переехала сюда в 2004 году, тогда же и стала председателем СНТ. Говорит, садоводство растёт — сюда активно переезжают и молодые семьи, и пенсионеры. Около половины владельцев участков живут в «СИЗ» круглогодично. А в прошлом году в садоводстве благоустроили большую зону с детскими площадками, скамейками и тропинками — местные ей очень гордятся.
Благоустроенная зона в «СИЗ». Фото: Виктория Арефьева / MR7
Но самый главный плюс — соседство «СИЗа» с «Сестрорецким болотом». Это заказник регионального значения, площадь которого составляет более 1800 гектаров. В советское время здесь добывали лечебную глину, а в 2019 году обустроили экологическую тропу длиной 3,5 километра.

Фото: Виктория Арефьева / MR7
Однако уже в скором времени и «СИЗ», и «Сестрорецкое болото» может ждать новое соседство — власти Петербурга намерены перенести на территорию между Новым шоссе и границей заказника «Сестрорецкое болото» асфальтобетонный завод № 1 (АБЗ-1) из Коломяг. Согласно документам, от садоводства и границ заказника до завода будет около километра.
— Мы ходим в те леса, гуляем, собираем ягоды и грибы. Там очень хорошо! Но если там появится этот «товарищ» — я вообще не знаю, что делать! — переживает Елена.

Председатель СНТ «СИЗ» Елена Стерхова. Фото: Виктория Арефьева / MR7
«Размещение вредного производства второго класса опасности будет экологической катастрофой для Белоострова и всего Курортного района. А также не стоит забывать, что в самом посёлке помимо домов постоянно проживающих граждан имеется много дач (с огородами и парниками), в том числе и социальных», — пишут авторы петиции против переноса завода в Белоостров.
Численность населения посёлка на 2025 год составляет более двух тысяч человек.

Улицы «СИЗа». Фото: Виктория Арефьева / MR7
Помимо асфальтобетонного завода строительная компания АБЗ-1 вместе с «Газпромбанком» создали ООО «Балтнедвижсервис», которая занимается строительством трамвайной линии «Славянка». Она пройдёт от Балканской площади через посёлок Шушары до микрорайона Славянка. В этом году компания обещает завершить первый этап линии от станции метро «Купчино» до посёлка Шушары. Изначально планировалось, что проект трамвайной линии будет реализован ещё в мае 2019-го.
Многострадальные Коломяги
Проблемы с заводом начались не в феврале. Ещё с 2008 года на него жаловались жители… Коломяг — микрорайона в другой части города. Там АБЗ открыли ещё в 1979 году. Завод имеет второй класс экологической опасности — вреднее только производства первого класса. Живущие в окрестностях (по данным за 2023 год, в Коломягах не менее 117 тысяч жителей) рассказывают, что не могут ночью открыть окна — настолько сильная вонь стоит от завода. Коломяжцы на протяжении нескольких десятилетий пытались доказать, что из-за выбросов с завода у них участились приступы астмы и удушья.
АБЗ-1 производит битуминозные смеси на основе природного асфальта или битума, а также минеральные смолы и нефтяной битум. Всего в группу компаний АБЗ-1 входит четыре предприятия, в том числе завод. Он является один из главных производителей на рынке дорожного строительства Петербурга.
Владелец АБЗ-1 Леонид Гиндин. По информации с сайта компании, общая выручка за 2023 год составила 24,6 миллиарда рублей. За первое полугодие 2024 года выручка достигла 2,37 миллиарда рублей, чистая прибыль из которых — 95,88 млн рублей.
В ответ на общественное недовольство ещё в 2015 году вице-губернатор Петербурга Игорь Албин пообещал жителям Коломяг вывести завод с этой территории. Тогда же в Смольном создали рабочую группу по этому вопросу и начали искать для завода новое место.
Спустя несколько лет, в 2019-м, партия «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» сообщила, что в городской администрации подобрали 63 земельных участка, потенциально пригодных для размещения производства, одним из них оказалась территория вблизи Белоострова.
И вот, казалось бы, — жителей Приморского района услышали. Правда, есть и другая версия о причинах переезда завода. В 2020 году генеральный директор «Радар ммс» Георгий Анцев рассказал журналистам «Коммерсанта», что у его предприятия есть проект создания на территории АБЗ-1 в Коломягах парка науки, техники, культуры и спорта. Асфальтобетонный завод и «Радар ммс» расположены по соседству. Кроме того он отметил, что на выбросы с асфальтобетонного завода жалуются и сотрудники его предприятия.
В феврале этого года президент Владимир Путин посетил «Радар ммс». Там он провёл совещание о развитии предприятия.
Решение о переезде
К 2020 году из 63 изначально предполагаемых для переезда завода участков оставили два — Белоостров и Конную Лахту.
Новости о переезде АБЗ-1 в промзону Конная Лахта тогда вызвали бурное общественное возмущение. Местные жители выступили категорически против этого, указав, что отводимый для переноса завода участок относится к охраняемой санитарной зоне Финского залива. Их поддержал и комитет по инвестициям Петербурга, где отметили, что территория не подходит для размещения предприятия из-за отсутствия транспортных путей. В итоге от идеи строить в Лахте решили отказаться. А жители Белоострова и «СИЗа» поняли, что «АБЗ-1» идёт к ним.
Садоводство «СИЗ». Фото: Виктория Арефьева / MR7
— Тут подходящая инфраструктура — завод сможет поставлять производимые смеси в течение часа для потребителей, — отмечает Елена.
В 2022 году правительство Петербурга присвоило проекту переноса завода статус «стратегического инвестиционного проекта». Правда, больше новостей не было, а местным отвечали, что информации нет — вопрос о переносе завода на тот момент не рассматривался.

Елена показывает, где может появиться завод относительно болота. Фото: Виктория Арефьева / MR7
Только в конце 2024 года Смольный заказал разработку архитектурно-градостроительной концепции под размещение в Белоострове асфальтобетонного завода. И вот 21 февраля 2025 года правительство Петербурга постановило передать АБЗ-1 два земельных участка в Курортном районе общей площадью около 35,5 гектар. В документах также указано, что АБЗ-1 обязан ежегодно перечислять в городской бюджет 5,2 миллиона рублей арендной платы. Срок строительства объекта — 2025-2032 годы.

Территория, где может появиться завод. Скришот «Яндекс.Карты»
«Сестрорецкое болото» под угрозой
Ещё в 2021 году белоостровцы за собственные деньги заказали экологическую экспертизу — а именно: обследование территории, отводимой для переноса завода. Её провёл центр ЭКОМ — они же делали и экспертизу для василеостровцев, выступающих против северного намыва.
Согласно выводам экспертизы ЭКОМа по территории Белоострова, рассматриваемый для завода участок имеет ряд существенных особенностей и потенциальных проблем. Во-первых, территория характеризуется рельефом с уклоном в сторону «Сестрорецкого болота», при этом грунтовые воды располагаются близко к поверхности. Это создает высокий риск загрязнения охраняемого объекта — отходы с завода могут быть смыты в направлении болота. Дополнительную опасность представляет безымянный ручей, который протекает в том же направлении. Во-вторых, часть планируемой промышленной зоны располагается на территории бывшего Карельского укрепрайона. Здесь находятся остатки защитных рвов, а также два охраняемых ДОТа, построенные в 1928-1932 годах. Один из них, ДОТ № 223 признан объектом культурного наследия регионального значения.

Окресности Белоострова. Фото: Виктория Арефьева / MR7
Кроме того, жители «СИЗа» и Белоострова обратились к председателю петербургского совета регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Надежде Тихоновой. После разговора с белоостровцами, она также обратила внимание, что может пострадать экология в Курортном районе.
«Есть серьёзные сомнения в том, что предполагаемый завод будет экологически безопасным… Курортный район — это здравница города (здесь расположено огромное количество государственных и частных санаториев, баз отдыха и других рекреационных объектов) и лёгкие Санкт-Петербурга. Это место, куда стремятся петербуржцы в любое время года — как зимой, так и летом, и будет большой ошибкой если их будет встречать отравленный запахами воздух вредного производства», — написала Тихонова в своих соцсетях.
Предприятие XХl века — чиновники утверждают, что проблем от завода не будет
Решение правительства города о выделении участка взволновало жителей — 3 марта более ста жителей вышли на массовую акцию с плакатами против строительства завода.
Акция протеста, которую устроили местные. Фото: Анна Шушпанова
Кроме того, местные 6 марта отправили вопрос на прямую линию вице-губернатору Петербурга Николаю Линченко — они попросили его прокомментировать ситуацию с переносом завода. В ответ на возмущения жителей Линченко заявил, что территория промышленной зоны «Белоостров» существует в материалах Генплана развития Ленинграда с 1965 года.
«Самое важное — все ранее существовавшие производства в нашем городе — они идеологически, тематически, технологически уже в XX веке остались. То, что мы согласовали и подписали договор на новое строительство, это уже технология XХI века. Пример у АБЗ — на юге. Практически примыкающий к Пушкину АБЗ, который никак по своей технологии не воздействует на окружающую существующую застройку, никак не ограничивает ни развитие, ни рекреационную функцию. Там нет старых технологий — открытых камнедробилок, ещё чего-то. Это технология, которая будет внедрена с соблюдением всех требований экологического законодательства, градостроительного законодательства, которая должна будет предварительно пройти необходимые экспертизы», — заявил Линченко в прямом эфире.
Ответ вице-губернатора не стал большой новостью для жителей садоводства и Белоострова — похожие комментарии они получают с 2020 года. Главным аргументом комитетов и чиновников (ответы есть в распоряжении редакции) является то, что завод будет построен по новым безопасным технологиям, а его перенос необходим городу.
Дело может дойти до суда
Проект строительства АБЗ-1 в Белоострове должен получить ещё положительное заключение от Росприроднадзора и других ведомств. Ну а пока жители продолжают писать в комитеты и обращаться в приёмные депутатов ЗакСа, а также намерены запустить новую петицию против этого строительства — предыдущая была создана ещё в 2020 году и собрала более 27 тысяч подписей. Если понадобится, жители Белоострова готовы дойти и до суда.

Фото: Виктория Арефьева / MR7
— Мы верим, что от этого проекта откажутся. Мы не думаем о переездах, но жить с опасными отходами рядом — не намерены, — заключает Елена.