Новости

«Последний адрес» повесил две новые таблички на Доме специалистов на Лесном проспекте

Фото: Виктория Арефьева

Фото: Виктория Арефьева

В полдень на Доме специалистов на Лесном проспекте, 61, появились ещё две мемориальные таблички проекта «Последний адрес». Они посвящены жильцам дома — главе производственного сектора ЦКБ-19 Эдуарду Шульцу и инженеру Якобу Цыпкину, которые были репрессированы в 1937–1938 годах, но позже реабилитированы «за отсутствием состава преступления».

Эдуард Мартынович Шульц — родился в 1881 году в городе Венден Лифляндской губернии (сейчас — Латвия). До 21 года он трудился на фабриках и в мастерских, затем поступил слесарем на машиностроительный завод, а по вечерам учился в ремесленном училище.

В 1905 году Шульц переехал в Петербург, где поступил на завод акционерного общества «Лесснер», где работал в техническом отделе. В разных структурах этого предприятия он проработал до 1918 года. Дважды ездил в Крым в командировки и даже стал акционером общества.

В 1919–1920-е годы Эдуард Мартынович работал на различных должностях в Киеве и Одессе. Но спустя год вернулся в Петроград на свой завод, который был национализирован и стал Государственным механическим заводом им. Карла Маркса.

Первый раз его арестовали в 1930 году и приговорили к десяти годам лишения свободы за «контрреволюционную вредительскую деятельность». Однако уже в 1933 году досрочно освободили.

После этого Шульц вернулся в Ленинград и в 1935 году устроился в Центральное конструкторское бюро № 19 начальником производственного сектора. В эти годы он жил в квартире в Доме специалистов.

Во второй раз Шульца арестовали в июне 1938 года. В постановлении об аресте указывалось, что Шульц «достаточно изобличается в том, что занимается шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств, ведет контрреволюционную пропаганду».

Утверждалось, что на допросе Шульц признался во враждебности по отношению к советской власти и назвал себя «латвийским националистом». Он также рассказал, что «по заданию» его приятеля Александра Пейбо (главный инженер завода № 103), который якобы работал на германскую разведку, Шульц давал ему секретные сведения о работах в ЦКБ-19. Они касались, в частности, производственной программы Ленинградских судостроительных заводов, типах и тоннаже строящихся судов, конструкциях торпедных аппаратов.

В обвинении Шульца назвали «агентом германской разведки», который «занимался шпионажем в пользу Германии». 2 ноября 1938 года его приговорили к расстрелу и 6 ноября расстреляли. Эдуард Мартынович был реабилитирован в 1991 году.

Фото: Виктория Арефьева

Яков Иосифович Цыпкин — родился в 1907 году в Вильно в семье мещан. В 1931 году он окончил физическое отделение физико-механического факультета Первого Московского университета.

Нет данных, когда Цыпкин переехал в Ленинград. Однако к моменту ареста он работал инженером-исследователем в лаборатории № 3 Научно-исследовательского института № 9 Наркомоборонпрома. Ему было 29 лет.

Якова Иосифовича арестовали 14 октября 1937 года по обвинению в «контрреволюционной подрывной диверсионной деятельности и шпионаже». А 22 ноября 1937 года его приговорили к расстрелу по статьям 58-6-9-11 УК РФ. Приговор был приведен в исполнение 27 ноября 1937 года. Реабилитировали Цыпкина в 1957 году.

Заявитель, по чей инициативе установлены таблички. Фото: Виктория Арефьева

Заявитель, по чей инициативе установлены таблички. Фото: Виктория Арефьева

Справка

Жилой комплекс «Дом специалистов» построен в 1930-е годы и называется так потому, что предназначался для советской элиты — директоров, главных инженеров, военачальников, учёных. Комплекс состоит из трёх пятиэтажных и двух семиэтажных жилых корпусов, занимает квартал вдоль Кантемировской улицы от Лесного проспекта до Парголовской улицы.

Здесь жили известные личности: художник Натан Альтман, химик Виталий Хлопин, радиотехник Михаил Бонч-Бруевич, писатель Александр Куприн.

Табличка Эдуарда Шульца. Фото: Виктория Арефьева

Когда новые таблички были установлены, перед собравшимися выступил историк Анатолий Разумов — автор Ленинградского мартиролога — серии книг с 55 тысячами фамилий жителей Петрограда и Ленинграда, репрессированных при советской власти.

— Когда начиналась работа над Ленинградским мартирологом, я для себя решил: мы не упустим ни одно имя. Поэтому все 45 тысяч человек упомянуты в его 13 томах. Среди них и наши герои, таблички которым вы здесь видите. Они упомянуты в одиннадцатом, четвёртом и восьмом томах, — сказал историк.

Историк Анатолий Разумов. Фото: Виктория Арефьева

Историк Анатолий Разумов. Фото: Виктория Арефьева

Также активисты восстановили другие таблички, которые ранее были сняты. Всего на фасаде дома висят уже 36 табличек «Последнего адреса». Их установка проходила в течение 2018– 2023 годов по инициативе родственников и соседей бывших жильцов дома.

В августе 2023-го управляющая компания демонтировала все памятные знаки после жалобы недовольного гражданина. Осенью того же года вместо металлических табличек на доме появились картонные, которые изготовил и повесил неравнодушный петербуржец. Теперь их снова заменили на металлические. Этому предшествовало общее собрание собственников дома, на котором люди высказались за то, чтобы таблички снова вернулись на фасад.

Осенью 2024 года координаторы «Последнего адреса» рассказали, что хотят закрепить юридический статус табличек и приравнять их к «информационным знакам». Это поможет защитить их от коммунальщиков.

Справка

Проект «Последний адрес» появился в 2014 году в Москве. Его суть — в сохранении памяти о людях, ставших жертвами политических репрессий в советское время. Для этого устанавливают маленькие таблички с именами тех, кто был расстрелян по политической статье (в первую очередь по ст. 58 УК СССР — «контрреволюционная деятельность»), а потом реабилитирован (признан полностью невиновным). Стальную пластину с именем, профессией, датами рождения, расстрела и реабилитации размещают на доме, где жил этот человек. В Петербурге инициативная группа и первые таблички появились в 2015 году.

Всего в Петербурге установлены 434 таблички «Последнего адреса», 79 из них были демонтированы по тем или иным причинам.

share
print